Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение
на проект федерального закона N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
По проекту федерального закона N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (далее - законопроект) имеются следующие замечания и предложения.
В соответствии с новой редакцией статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон) саморегулируемое аудиторское объединение вправе устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этого объединения, обязательные требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.
Ввиду необходимости равного правового регулирования этих вопросов представляется, что установление обязательных требований обеспечения ответственности должно быть не правом, а обязанностью общественного объединения, в противном случае одно объединение установит такие требования, а другое - нет.
Законопроектом предполагается создать по существу новый Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций. И физическое лицо признается аудитором, и коммерческая организация приобретает право проводить аудит с даты внесения сведений о них в Единый реестр (новая редакция статей 3, 4 и 17 Федерального закона). При этом одним из требований для признания лица аудитором является наличие рекомендаций "трех аудиторов, включенных в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее трех лет до дачи рекомендаций". Неясно, каким образом эти три аудитора могли быть включены в Единый реестр. Представляется, что законопроект необходимо дополнить нормой, уточняющей начало формирования Единого реестра.
В пункте 9 новой редакции статьи 17 Федерального закона устанавливаются основания для принятия саморегулируемым аудиторским объединением решения об отказе во внесении сведения об аудиторе и аудиторской организации в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций. Одним из оснований, в частности, является "приостановление иным саморегулируемым аудиторским объединением на дату подачи заявления членства аудитора и аудиторской организации в ином саморегулируемом объединении". Таким образом, можно сделать вывод о том, что аудитор или аудиторская организация могут состоять не в одном саморегулируемом объединении, что противоречит пункту 4 новой редакции статьи 3 и пункту 2 новой редакции статьи 4 Федерального закона.
В новой редакции статьи 19 Федерального закона определяются функции совета по аудиторской деятельности, его состав и порядок формирования. Представляется целесообразным уточнить также и порядок принятия решений этим органом.
Пунктом 1 новой редакции статьи 20 Федерального закона, в частности, устанавливается, что в состав саморегулируемого аудиторского объединения должно входить в качестве его членов не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских организаций. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 3000 аудиторских организаций и около 15 000 аттестованных аудиторов. Таким образом, из указанного числа аудиторских организаций и аудиторов может быть сформировано очень ограниченное количество саморегулируемых аудиторских объединений, поэтому такие требования могут способствовать монополизации рынка аудиторской деятельности.
Пунктом 5 новой редакции статьи 20 Федерального закона устанавливается, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемого аудиторского объединения, не вправе, в частности, состоять в трудовых отношениях с членами саморегулируемого аудиторского объединения, их дочерними и зависимыми обществами. Этот пункт нуждается в уточнении, поскольку названное лицо может состоять с членами объединения, их дочерними и зависимыми обществами не только в трудовых, но и в гражданско-правовых отношениях (например, в случае заключения договора о возмездном оказании услуг).
Согласно новой статье 21.3 Федерального закона порядок проверки деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, в том числе оформления ее результатов, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Представляется, что указанный порядок должен устанавливаться либо законом, либо Правительством Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Пунктом 6 статьи 2 законопроекта, в частности, предлагается закрепить положение, согласно которому квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона, аннулируются с 1 января 2009 г. Аудиторы, имеющие такие аттестаты, обязаны заново пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности в порядке, особенности которого будут определяться уполномоченным федеральным органом. Представляется, что указанное положение законопроекта требует дополнительного обоснования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, устанавливаются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Законопроектом эта норма указанной статьи исключается, однако соответствующие изменения в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" не вносятся.
Законопроект содержит редакционные и юридико-технические недостатки.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Президента РФ от 24 июня 2005 г. N Пр-1053 О заключении на проект федерального закона N 146680-4 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.