Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона N 233364-4
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Комитет, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Поповым Сергеем Александровичем, Косачевым К.И., Кокошиным А.А., Плигиным В.Н., Смирновой С.К., Макаровым A.M., Емельяновым М.В., Нарочницкой Н.А., Чуевым А.В., Грешневиковым А.Н., Квицинским Ю.А., Решульским С.Н., Островским А.В., Баковым А.А., Гальченко В.В., отмечает следующее.
В действующем законодательстве о некоммерческих организациях отсутствуют нормы, регламентирующие порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности тех некоммерческих организаций, учредителями которых не являются органы государственной власти и органы местного самоуправления (по законопроекту некоммерческие организации, созданные в определенной форме).
Если при принятии решения о государственной регистрации в отношении общественных объединений осуществляется проверка соблюдения требований закона относительно процедуры их создания, проводится правовая экспертиза учредительных документов, то по отношению к иным некоммерческим организациям до сих пор действует принцип соблюдения комплектности документов. Содержательная часть представленных документов, по существу, никем не рассматривается.
В отношении некоммерческих организаций, включая некоммерческие организации, созданные в определенной форме, не разработан и механизм контроля за их деятельностью со стороны государства.
Несмотря на схожие по своему характеру цели и задачи общественных объединений и некоммерческих организаций, действующим законодательством предусматривается контроль только за деятельностью общественных объединений в части соответствия их деятельности уставным целям и задачам, ради которых они были созданы.
В отношении же некоммерческих организаций осуществление такого контроля не предусмотрено, хотя любая некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью и может осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена ее учредительными документами. Тем более, что отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).
В силу указанных причин и встала необходимость комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации, механизма контроля за деятельностью некоммерческих организаций, созданных в определенной форме, на что и направлен представленный законопроект.
Положительным моментом законопроекта является и то, что им предусматривается единая процедура легализации иностранных некоммерческих неправительственных организаций путем регистрации действующих на территории России их отделений в качестве структурных подразделений.
В настоящее время, подавляющее большинство подобных организаций осуществляет свою деятельность через свои структурные подразделения, не имеющих статуса юридического лица, т.е. филиалы и представительства. Их деятельность, в том числе и финансовая, фактически бесконтрольна.
В силу этого, авторами законопроекта предлагается разрешить создание на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, обладающих статусом юридического лица и подлежащих государственной регистрации в установленном законом порядке.
Введение единого порядка государственной регистрации и механизма контроля за соответствием деятельности российских некоммерческих организаций законодательству и уставным целям, а также придание структурным подразделениям иностранных неправительственных объединений статуса юридического лица позволит обеспечить равенство всех субъектов права, создающихся и действующих для достижения общественно-полезных целей.
Вместе с тем законопроект не лишен отдельных недостатков.
1. В пункте 2 статьи 2 законопроекта предлагается статью 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" дополнить частью пятой следующего содержания: "Структурные подразделения - отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения создаются в организационно-правовой форме общественной организации и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.".
Создание отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения только в организационно-правовой форме общественной организации не согласуется с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Имея в виду цель вносимых изменений в действующее законодательство в отношении филиалов и представительств, важен сам факт государственной регистрации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а не их форма.
С учетом изложенного полагаем необходимым доработать данное положение законопроекта.
2. В пункте 3 статьи 2 законопроекта часть вторая статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" после слов "иностранные граждане и лица без гражданства" дополняется словами ", постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации,".
Представляется целесообразным согласовать данное положение законопроекта (и аналогичное предложение в ФЗ "О некоммерческих организациях") с соответствующими нормами международного права и действующей у нас до сих пор Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году.
3. Требует дополнительного обсуждения предложение законопроекта, согласно которому незарегистрированные общественные объединения должны будут уведомлять регистрирующие органы о своем создании и начале деятельности.
4. Необходимо уточнить механизм действия положений, изложенных в частях 5 и 6 статьи 4 законопроекта, касающихся приведения в соответствие с рассматриваемым законопроектом порядка формирования и функционирования структурных подразделений - филиалов и представительств - иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также общественных объединений, не являющихся юридическими лицами.
5. По законопроекту имеются также и замечания технико-юридического характера.
В целом Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" с учетом устранения отмеченных недостатков в ходе его подготовки и рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.