Мониторинг реализации Федерального закона N 122-ФЗ
Главной задачей социальной политики российского государства является последовательное повышение уровня жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступности качественной медицинской и лекарственной помощи.
С введением в действие с 01.01.2005 г. Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в России начали осуществляться меры государственной социальной поддержки населения.
Законом предусмотрена замена некоторых натуральных льгот отдельным категориям граждан на меры государственной социальной поддержки в виде:
- ежемесячных денежных выплат (ЕДВ);
- набора социальных услуг, называемого "Социальный пакет", гражданину, включенному в федеральный реестр, кроме ЕДВ.
В набор социальных услуг входят:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санитарно-курортное лечение.
С января 2005 г. у населения появилась надежда на то, что все граждане, имеющие право на льготу по лекарственному обеспечению, наконец-то ее получат. В связи с этим началась реализация проекта системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Следует особо отметить, что реализация столь масштабного проекта в рамках России проводится впервые и, соответственно, требует особого контроля, и таким контролем является проведение мониторинга, представляющего собой комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений объектов и явлений по реализации Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 297 от 02.12.2004 г. "О мониторинге мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ" была утверждена структура, схема и порядок проведения мониторинга по предоставлению мер государственной социальной поддержки.
Мониторинг по выполнению установленных в Российской Федерации обязательств включает расходы финансовых средств для категорий граждан, имеющих право на меры государственной социальной поддержки на:
1) ежемесячную денежную выплату;
2) лекарственное обеспечение;
3) санитарно - курортное лечение граждан;
4) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
5) бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту санатарно-курортного лечения и обратно;
6) обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в т.ч. протезными изделиями;
7) реорганизацию системы медико-социальной экспертизы;
8) обеспечение жилищных прав;
9) перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Мониторинг обязательств субъектов РФ перед гражданами включает в себя расходы финансовых средств на обеспечение мер государственной социальной поддержки:
1) ветеранов труда;
2) лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг. не менее 6 месяцев, исключая период работы на оккупированных территориях СССР;
3) лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
4) жертв политических репрессий: реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий;
5) детей, выплатой ежемесячного пособия на ребенка;
6) осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Целью проведения мониторинга по предоставлению мер государственной социальной поддержки является:
получение оперативной информации о ситуации по реализации Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. в регионах России;
контроль за обеспечением социальных прав граждан, расходные полномочия, по реализации которых передаются в ведение субъектов РФ и муниципальных образований, уровень которых должен быть не ниже достигнутого к 31 декабря 2004 г.;
выявление кризисных ситуаций в социальной сфере для принятия оперативных решений;
разработка предложений по корректировке механизма предоставления государственной социальной помощи.
Схема проведения мониторинга мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. включает в себя анализ:
количества поставленных в аптечные организации лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям и торговым наименованиям в единицах и суммовом выражении;
количества выписанных рецептов;
количества обслуженных рецептов;
количества поставленных на гарантированное обслуживание рецептов;
количества отказанных в обслуживании рецептов;
количества обеспеченных рецептов в суммовом денежном выражении;
размера финансовых средств, израсходованных на лекарственное обеспечение граждан, получающих социальные услуги;
средней стоимости одного рецепта в регионе;
сумм расходов на отпущенные лекарственные средства одному больному в регионе.
Определен и порядок ведения мониторинга - оценка реализации мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки следующим категориям граждан по расходным обязательствам РФ:
инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам;
инвалидам воины;
участникам Великой Отечественной войны;
ветеранам боевых действий;
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с менее 6 месяцев;
военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектах в пределах тыловых границ, действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной воине лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
лицам, участвовавшим в работах по ликвидации аварии на производственном объединении "Маяк" и работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча;
лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
гражданам из подразделений особого риска;
гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор"
Исходными материалами для проведения мониторинга мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан являются данные систематической отчетности, результаты социологических опросов, письма и обращения граждан.
Сбор первичной информации по системе показателей мониторинга проводится органами исполнительной власти субъектов РФ, а объединение всей полученной информации осуществляется государственными органами в сфере здравоохранения и социального развития, которые кроме свода результатов мониторинга осуществляют и методическое обеспечение работы по сбору необходимой информации. Полученные результаты обрабатываются, уточняются, производится расчет аналитических показателей, которые сводятся в таблицы, дается их описание и анализ.
По результатам мониторинга подготавливаются информационно-аналитические материалы по разделам мониторинга, а ответственные по проведению мониторинга еженедельно предоставляют обобщенные сведения в Минздравсоцразвития России. Необходимо отметить, что в разные периоды реализации системы дополнительного лекарственного обеспечения при проведении мониторинга выделяли различные его составляющие.
Так, на начальном этапе реализации системы ДЛО, а это январь, февраль, март 2005 г., наиболее значимым был вопрос насыщения регионов лекарственными средствами. В связи с чем главное внимание было направлено на результаты поставок лекарственных препаратов в субъекты РФ. При этом анализ проводился по международным непатентованным наименованиям лекарственных средств и по торговым наименованиям в натуральных и суммовых измерителях.
Сравнительные результаты проведенного мониторинга по дополнительному лекарственному обеспечению проводился во 2, 15 и 30 недели 2005 г., которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
"Мониторинг лекарственного обеспечения субъектов РФ"
2 неделя | 15 неделя [ 30 неделя | |||||||
МНН | ТН | Сумма отгрузки (в тыс. руб.) |
МНН | ТН | Сумма отгрузки (тыс. руб.) |
МНН | ТН | Сумма отгрузки (тыс. руб.) |
208 | 509 | 2 271 665 | 83 | 805 | 9 482 502 | 322 | 1031 | 20 593 376 |
Мониторинг показал, что фармацевтические организации поставили в субъекты РФ лекарственных средств на суммы:
17.01 - 1,5 млрд. руб.
01.03 - 6 млрд. руб.
01.04 - 7,8 млрд. руб.
01.05 - 11,3 млрд. руб.
01.06 - 14,2 млрд. руб.
01.07 - 16,1 млрд. руб.
01.08 - 20,6 млрд. руб.
01.09 - 24,7 млрд. руб. (Рис. 1, 2).
Однако насыщение лекарственными средствами аптечных организаций регионов РФ не решило проблем, связанных с оперативной выпиской рецептов врачами лечебно-профилактических учреждений, обеспечение и уровень обслуживания лекарствами населения и имеющиеся случаи отказов в обеспечении лекарственными препаратами.
Полученные результаты не дали ответа на главные вопросы - получают ли больные лекарственные средства?
На сколько увеличилась нагрузка на врачей при выписке лекарственных средств?
Как возросла нагрузка на аптечных работников?
Для информативности проведения анализа дополнительно стали собирать информацию о количестве:
- обратившихся за лекарственной помощью населения;
- госпитализированного населения;
больных, обратившихся за амбулаторной помощью;
в сравнении с результатами аналогичного периода до введения Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
Расчетным путем получают данные (в %):
уровень обслуживания рецептов;
уровень обслуживания одного пациента;
- доля предъявленных рецептов для обеспечения лекарствами населения;
- доля отсроченного обслуживания рецептов;
доля отказов в лекарственном обеспечении;
количество выписанных рецептов на одного больного;
количество обслуженных рецептов на одного больного.
Все перечисленные данные характеризуют уровень обслуживания населения и дают сведения о том, получает ли больной лекарство и получает ли он его при первичном обращении, а в конечном итоге полученные результаты указывают на действенность государственной программы.
Так, в марте 2005 г. уровень обслуживания выписанных рецептов по Российской Федерации составлял 93,40%, а число рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, составило - 4,78%. К середине мая уровень обслуживания вырос до 97,27%, а количество рецептов на отсроченном обслуживании уменьшилось до 1,76% (Рис. 3).
Полученные результаты указывают на то, что система начала функционировать, больные стали получать лекарственные средства при первом обращении.
По мере дальнейшей реализации программы наряду с существующими проблемами появились другие нерешенные вопросы, а именно:
1. Оплата фармацевтическим организациям за отпущенные лекарственные средства (Рис. 4).
2. Оплата производителям (поставщикам) лекарственных средств (Рис. 5).
3. Дефектура (отсутствие) лекарственных средств.
Указанные вопросы тесным образом взаимосвязаны и от их решения зависит качество оказания лекарственной помощи. По этой причине Росздравнадзор расширил объем собираемой информации, данные представлены в таблицах 2 и 3. Сбору подлежат результаты деятельности фармацевтических организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Полученные данные мониторинга следует направлять министру здравоохранения и социального развития, руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для контроля ситуации и принятия управленческих решений.
Таблица 2
Оплата за отпущенные лекарственные средства в апреле 2005 г.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | ||||||
Сумма по счетам, выставлен- ным к оп- лате (тыс. руб.) |
Сумма по счетам, прошедшим экспертизу (тыс. руб.) |
Сумма мо- тивирован- ного отка- за от оп- латы (тыс. руб.) |
Сумма по счетам, выставле- нным к оплате (тыс. руб.) |
Сумма по счетам, прошедшим экспертизу (тыс. руб.) |
Сумма мо- тивирован- ного отка- за от оп- латы (тыс. руб.) |
Сумма по счетам, выставлен- ным к оп- лате (тыс. руб.) |
Сумма по счетам, прошедшим экспертизу (тыс.руб.) |
Сумма мо- тивиро- ванного отказа от оплаты (тыс. руб.) |
2067581 | 1728151 | 136384 | 4271303 | 3584848 | 306375 | 10922322 | 9121357 | 9166440 |
Таблица 3
Оплата производителям лекарственных средств
24.05 | 21.06 | 07.07 | 28.07 | 18.08 | 01.09 | ||||||
94603797 | 1320106 | 1642011 | 2498334 | 3242569 | 3859452 | ||||||
Отечество | Импорт | Отечеств | Импорт | Отечество | Импорт | Отечество | Импорт | Отечество | Импорт | Отечество | Импорт |
18% | 82% | 17,3% | 82,7% | 17,5% | 82,5% | 19,2% | 80,8% |
По результатам мониторинга были заслушаны фармацевтические организации, выявлены причины задержки в оплате денежных средств за отпущенные лекарственные препараты. Как показал мониторинг, основной причиной задержки оплаты финансовых средств фармацевтическим организациям явилось увеличение в 2,5-3 раза количества выписанных и обслуженных рецептов.
Это привело к тому, что аптеки не справляются с нагрузкой по обработке рецептов, установленное им программное обеспечение требует доработки и многое другое. Для ускорения процесса обработки рецептов были подключены фармацевтические организации. Стали создаваться центры по обработке льготных рецептов (например в Астрахани), что во многом снизило напряжение по работе с выписанными рецептами.
Проблема своевременной оплаты поставщикам за отправленные в аптечные организации лекарственные средства тесным образом связана с периодически возникающей дефектурой. Это потребовало проведение детального изучения организации работы по ДЛО как у поставщиков, так и у фармацевтических организаций для урегулирования возникающих трудностей.
В процессе реализации системы дополнительного лекарственного обеспечения анализировались и другие вопросы, в частности письма и заявления трудящихся (Рис. 6).
Письменные обращения граждан и органов управления РФ
Вопросы ДЛО 55,3%
Иные вопросы 44,7%
Наибольшее число писем от граждан поступило из Москвы, Московской области, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода при этом необходимо отметить, что данные мониторинга по лекарственному обеспечению в этих регионах выявили наличие ряда проблем по организации лекарственного обеспечения населения. В тоже время при значительном поступлении писем с жалобами населения из Ростова-на-Дону не совпадают с результатами мониторинга, выявленные показатели не указывают на некачественную организацию работы по лекарственному обеспечению.
Мониторинг используется как для оценки функционирования работы всей системы дополнительного лекарственного обеспечения, так и для оценки работы ее отдельных механизмов. Например, в мае было обеспечено рецептов на сумму 6 млрд. руб., оплачено фармацевтическим организациям 2 млрд. руб., а производители получили денежных средств только на сумму полмиллиона рублей. Результаты мониторинга указывают на то, что в системе отправки-поступления платежей существовали проблемы. Фармацевтические организации не оплачивали производителям за поставленные лекарственные средства в срок. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо подключение органов государственной власти.
Информация предоставленная мониторингом дает общую картину состояния организации ДЛО и позволяет руководству понять, как функционирует система в общем. Однако мониторинг не всегда позволяет оценить ситуацию с лекарственным обеспечением в отдельно взятом субъекте Российской Федерации. На последней неделе апреля результаты мониторинга показывали, что доля отсроченного обслуживания рецептов в Московской области составляла 2,92%, а уровень отказов составлял 1,76%. Результаты де-факто показали, что ситуация с лекарственным обеспечением в регионе обстояла хуже, что определилось проверкой Росздравнадзора. Такая же ситуация наблюдалась и в Томской области, где доля отсроченного обслуживания рецептов де-юре не превышала 1,5%, а доля отказов в обеспечении рецептов была не более 1%. Однако при проведенной проверке было обнаружено, что лекарственная помощь предоставляется некачественно, существуют проблемы с управлением товарными запасами, программным обеспечением учета движения товарных потоков.
К сожалению, показатели мониторинга не всегда отражают истинную картину происходящих событий и не всегда достоверны, так как зависят от правильности составления статистических данных и их анализа.
В заключении следует отметить, что система дополнительного лекарственного обеспечения в настоящее время сложилась, а мониторинг является общим отражением функционирования системы. Для дальнейшего совершенствования организации работы и эффективного управления системой ДЛО необходима достоверная информация от ее участников, а глубокий анализ полученных результатов будет способствовать принятию правильных решений для достижения эффективности в предоставлении качественной бесплатной лекарственной помощи отдельным категориям граждан.
Е.А. Тельнова,
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального развития, к.ф.н.
Н.П. Ярошенко,
И.Л. Вескер,
В.С. Фисенко,
ФГУ "Информационно-методический центр по экспертизе,
учету и анализу обращения средств медицинского применения"
"Ремедиум", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru