В каком порядке следует применять НДС при безвозмездной передаче продуктов для их дегустации и как следует квалифицировать эти расходы?
Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
На основании п. 1 ст. 39 НК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, реализацией товаров признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, безвозмездную передачу товаров для их дегустации следует рассматривать для целей применения НДС как реализацию товаров.
Учитывая вышеизложенное, безвозмездная передача вышеуказанных товаров облагается НДС в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака (обслуживания), включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, при определении расходов на рекламу необходимо учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". В этом случае вышеуказанные расходы могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ и признаваться в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса.
В случае несоответствия расходов требованиям вышеуказанного Федерального закона и положениям ст. 252 НК РФ передача материалов для целей дегустации признается в целях обложения налогом на прибыль безвозмездной реализацией и согласно п. 16 ст. 270 НК РФ налоговая база на вышеуказанные расходы не уменьшается.
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 декабря 2005 г.
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1