О ликвидации "спящих" компаний
С вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 83-ФЗ) внесены дополнения и уточнения в существующий порядок регистрации юридических лиц, а также четко определен момент прекращения правоспособности юридического лица.
Законом N 83-ФЗ предусмотрен новый, наряду с реорганизацией и ликвидацией, способ прекращения деятельности юридических лиц - путем исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа. По сути, данные поправки направлены на сокращение числа так называемых спящих компаний - организаций, формально существующих, но фактически прекративших свою деятельность.
В соответствии с новым порядком юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность по трем формальным признакам:
1) непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
2) отсутствие операций хотя бы по одному из банковских счетов юридического лица;
3) одновременное наличие вышеназванных признаков в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию регистрирующим органом решения об исключении соответствующего лица из ЕГРЮЛ.
Только при наличии одновременно всех вышеуказанных признаков, которые в совокупности являются необходимыми и достаточными условиями признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, регистрирующий орган принимает решение о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Необходимо подчеркнуть, что этим положением регистрирующим органам предоставлено право, а не обязанность ликвидировать недействующие организации в административном порядке.
Следует сказать, что признание юридического лица фактически прекратившим свою деятельность является необходимым, но не достаточным условием исключения его из ЕГРЮЛ. Поправками, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), предусмотрена обязательная публикация решения регистрирующего органа о предстоящем исключении, а также сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами и другими заинтересованными лицами в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (журнал "Вестник государственной регистрации"). Тем самым в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц [кредиторов, участников (учредителей) юридического лица, а также иных лиц, права и интересы которых затрагиваются в связи с его исключением] им предоставлена возможность путем направления заявления в регистрирующий орган приостановить или предотвратить исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. В случае направления такого заявления решение об исключении недействующего юридического лица не принимается, и оно может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Особого внимания требует сама процедура ликвидации юридического лица в соответствии с положениями гражданского законодательства в случае заявления требований со стороны заинтересованных лиц. В связи с этим возникают вопросы, на которые действующее законодательство ответов пока не дает.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, либо
2) по решению суда при наличии определенных оснований.
Трактовка положения Закона N 83-ФЗ, в соответствии с которым юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке в случае направления заявлений, прямо не исключает возможности его добровольной ликвидации, хотя такой вариант маловероятен, более того, не исключает возможности возобновления деятельности юридического лица при условии совершения операций хотя бы по одному банковскому счету или при представлении документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Вполне реальна ситуация, при которой под формальные признаки прекратившего свою деятельность юридического лица могут попасть действующие организации, которые имеют обязательства перед третьими лицами, но просто не осуществляли операций в течение вышеуказанного 12-месячного срока.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые (регистрирующие) органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Следовательно, они могут обращаться с исками по вышеперечисленным основаниям в арбитражный суд.
Поскольку организация не является действующей, она не может быть ликвидирована на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ. Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 по основаниям п. 2 ст. 61 ГК РФ может быть ликвидирована только действующая организация, то есть в рассматриваемом случае соответствующие основания неприменимы. Что касается теоретической возможности подачи уполномоченным органом (лицом) в суд иска о ликвидации организации на основании осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов (например, в результате непредставления документов отчетности в течение 12 месяцев), то судебная практика исходит из принципа соразмерности нарушений ликвидации юридического лица как способа защиты прав и интересов граждан и организаций. Более того, в соответствии с вышеуказанным письмом Президиума ВАС РФ, если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации должно быть оставлено без рассмотрения применительно к п. 4 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.
ГК РФ не предусматривает других случаев ликвидации юридического лица по решению суда, кроме случая признания организации банкротом с последующей ее ликвидацией. Для признания юридического лица банкротом необходимо, чтобы оно отвечало признакам банкротства.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Пунктом 2 ст. 6 Закона N 127-ФЗ установлено, что, если иное не предусмотрено вышеназванным Законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу составляют в совокупности не менее 100 000 руб., а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Закона N 127-ФЗ. Однако, учитывая факт отсутствия деятельности организации, в рассматриваемом случае должна применяться процедура банкротства отсутствующего должника в соответствии со ст. 230 Закона N 127-ФЗ, согласно которой положения, предусмотренные параграфом 2 главы 11 этого Закона, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника. К иным обстоятельствам, подтверждающим отсутствие деятельности организации, помимо указанных в Законе N 129-ФЗ, относятся отсутствие или невозможность определения местонахождения органов управления юридического лица, объяснения бывших сотрудников, привлеченных к участию в деле в качестве свидетелей.
В случаях, указанных в ст. 230 Закона N 127-ФЗ, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. При этом необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 227 Закона N 127-ФЗ заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются постановлением Правительством РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников". Учитывая несоразмерность судебных издержек при инициировании банкротства отсутствующего должника тем средствам, которые могут быть получены в результате прохождения процедуры объявления несостоятельности для погашения задолженности по обязательным платежам перед бюджетом в случаях недостаточности имущества недействующих юридических лиц, налоговые органы вряд ли будут добиваться ликвидации таких организаций в судебном порядке, тем более, если имеются и другие кредиторы. В то же время если имущества недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то маловероятно и предъявление другими заинтересованными лицами требований в адрес недействующего юридического лица. Поэтому, вероятнее всего, в подобных случаях такие организации будут ликвидированы административным путем посредством внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи об исключении.
Если у юридического лица, признанного прекратившим свою деятельность по формальным признакам, нет задолженности, то оно ликвидируется в упрощенном административном порядке. При этом возникает вопрос: каким образом и к кому переходит право собственности на имущество таких юридических лиц? Если в течение срока, указанного в решении регистрирующего органа для направления заявлений, а также в течение годичного срока с момента, когда заинтересованные лица узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, не были предъявлены требования, то, очевидно, можно считать, что имущество отвечает признакам бесхозяйного имущества в соответствии со ст. 225 ГК РФ.
Если имущество движимое, то заинтересованное лицо (лица) может стать фактическим владельцем данного имущества и затем (по истечении приобретательной давности) - его собственником при условии добросовестности получения имущества во владение. Если заинтересованных лиц несколько, то они должны заключить соглашение о порядке владения соответствующим имуществом. В дальнейшем, по истечении срока приобретательной давности, они смогут стать долевыми собственниками этого имущества.
Если имущество, отвечающее признакам бесхозяйного, является недвижимой вещью, заинтересованные лица должны будут поставить ее на учет в органе, управляющем муниципальным имуществом. Если эти лица не воспользуются предоставленной возможностью и бесхозяйное имущество будет признано муниципальной собственностью, то у них отпадет всякая возможность удовлетворить свои требования за счет данного имущества.
Следует также отметить неточность, имеющуюся в п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ (в ред. Закона N 83-ФЗ), где говорится о том, что, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ (3 месяца), заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее лицо из ЕГРЮЛ. При этом в п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ сказано, что регистрирующий орган в своем решении о предстоящем исключении юридического лица указывает срок направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами и другими заинтересованными лицами в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. В п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ разъясняется, что заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Иными словами, законодатель устанавливает предельный срок подачи подобных заявлений - 3 месяца, но регистрирующий орган может указать в своем решении более короткий срок. Поэтому было бы корректнее, если бы в п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ было сказано, что по истечении срока, определенного в решении о предстоящем исключении, регистрирующий орган вправе исключить недействующее лицо из ЕГРЮЛ.
Необходимо отметить, что Закон N 83-ФЗ имеет обратную силу как по времени, так и по кругу лиц, на которые он распространяет свое действие.
Предусмотренный п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ годичный срок, необходимый для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, исчисляется не с момента вступления в силу соответствующих поправок, а с момента формального прекращения деятельности организации. Более того, порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ распространяется на юридические лица, зарегистрированные не только до вступления в силу изменений в Закон N 129-ФЗ, но и до вступления в силу самого Закона.
Следует подчеркнуть значение определения момента прекращения правоспособности юридического лица в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 83-ФЗ в ст. 49 ГК РФ. Данное положение позволяет ответить на те вопросы, которые, несомненно, возникали при определении момента прекращения правоспособности юридического лица в случае его реорганизации. В предыдущей редакции ст. 49 ГК РФ гласила, что "правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации". Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, а на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Следовательно, по смыслу ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и прекращается после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации. Очевидно, что не все юридические лица прекращают свою деятельность путем ликвидации. Поэтому во всех остальных случаях актуальным является вопрос об определении момента прекращения правоспособности юридического лица.
Статья 49 ГК РФ (в ред. Закона N 83-ФЗ) решает эту проблему, устанавливая, что "правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц". Таким образом, если реорганизуемое юридическое лицо прекращает свою деятельность в результате реорганизации, его правоспособность прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
С. Димитров,
юрист юридической фирмы "Левант и партнеры"
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1