Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации"
Достижение высокого уровня гласности и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной реформы.
Решение этой задачи позволит добиться повышения качества судебной деятельности, укрепит связь судов с населением, что повысит уровень его доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты. В результате возникнет своеобразная форма контроля общества за отправлением правосудия.
Об остроте проблемы свидетельствуют как выступления средств массовой информации, так и опросы общественного мнения.
Настоящий законопроект предлагает в целях достижения информационной открытости правосудия ряд мер:
- раскрыть сведения о судебной системе и судах, а также основные сведения о судьях, ответственных работниках аппарата судов;
- обеспечить полную информацию о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения, отложении и приостановлении;
- создать систему, гарантирующую общедоступность судебных актов (приговоров, решений и т.д.).
Учитывая важную роль в системе российского правосудия органов судейского сообщества, предусмотрена система информирования населения об их деятельности, в том числе о процессе подбора кандидатов в судьи и их назначении.
В этих целях предполагается: размещение соответствующей информации в общедоступных местах судебных зданий; создание в районных судах приемных, укомплектованных специалистами с высшим юридическим образованием, что позволит резко повысить доступность правосудия; публикация соответствующих сообщений в СМИ и размещение ее в сети Интернет.
Одновременно предусмотрен ряд мер, которые направлены на обеспечение при обнародовании судебных актов охраняемой законом тайны, безопасности потерпевших и иных лиц, участвующих в деле, а также неразглашения конфиденциальных сведений о их личной жизни.
Учитывая большую роль СМИ в формировании общественного мнения о судах, в целях объективного освещения деятельности судов законопроект намечает ряд мер, направленных на регулирование отношений между судами и СМИ.
Устанавливаются обязанности судов и СМИ по отношению друг к другу, вводится система досудебного разрешения конфликтов между ними.
Законопроект не требует внесения изменений в другие законодательные акты.
Его реализация потребует введения должностей пресс-секретарей в судах областного звена, выделения численности для организации приемных в судах районного звена, обеспечения размещения судебных актов в сети Интернет, что связано с увеличением затрат из федерального бюджета.
Финансирование этих мероприятий предполагается осуществить в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы", которая сейчас разрабатывается по решению Правительства РФ Министерством экономического развития и торговли.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Дополнительная численность всего |
7 551 ед. |
в том числе |
|
в аппаратах верховных, краевых, областных и равных им судов (пресс-секретари) |
89 ед. |
в аппаратах окружных (флотских) военных судов (пресс-секретари) |
13 ед. |
в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (государственные гражданские служащие для организации приемных в районных судах) |
2 478 ед. |
в аппаратах районных (городских) судов (государственные гражданские служащие для организации приемных в районных судах) |
4 956 ед. |
в центральном аппарате Судебного департамента (государственные гражданские служащие для организационного обеспечения деятельности приемных в районных судах) |
15 ед. |
Единицы измерения |
тыс. рублей |
1. Заработная плата с начислениями на оплату труда |
1 701 200,2 |
2. Прочие выплаты (суточные при командировках, проезд в отпуск для районов Крайнего Севера)) |
13 621,8 |
3. Услуги связи |
51 594,3 |
4. Транспортные услуги |
7 918,5 |
5. Прочие услуги (оплата водоснабжения, электроэнергии, услуги по содержанию имущества, пошив обмундирования, проживание в командировках) |
155 618,4 |
6. Увеличение стоимости основных средств и материальных запасов |
649 281,0 |
Итого |
2 579 234,2 |
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации"
В случае принятия данного федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению акты федерального законодательства или иные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.