Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 февраля 2004 г. N КА-А40/265-04
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 43 по САО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Войсковой части N 3371 о взыскании налоговых санкций в размере 43750 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельного требования привлечено МВД России согласно определению Арбитражного суда г. Москвы от 4 июля 2003 г. (л.д. 30).
Решением суда от 18 августа 2003 г. в удовлетворении заявления Инспекции отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 3 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ по кассационной жалобе Инспекции, выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа считает, что решение и постановление суда отмене не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела по вопросу соблюдения Войсковой частью законодательства Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка, по итогам которой составлен акт N 18 от 3 марта 2003 г. о нарушении законодательства о налогах и сборах (л.д. 6-7).
Решением N 38 от 31 марта 2003 г. Войсковая часть привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный в установленный срок документ, всего 43750 рублей (л.д. 9).
В связи с тем, что Войсковая часть не уплатила указанную сумму штрафных санкций в добровольном порядке, Инспекция обратилось с настоящим заявлением в суд.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы Арбитражного суда г. Москвы исходит из фактических обстоятельств налогового спора применительно к ст.ст. 24, 126, 111, 230 НК РФ и ст.ст. 5 и 16 Закона РФ "О государственной тайне".
Как, следует из решения налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредоставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц, необходимых для осуществления налогового контроля, что является нарушением ст. 230 НК РФ.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В данном случае, Войсковая часть выступает в качестве налогового агента и несет его обязанности, предусмотренные пунктом 4 части 3 статьи 24 НК РФ, в части, касающейся обязанности представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.
Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае отсутствия вины лица в совершении данного правонарушения.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, признается выполнение налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Таким разъяснением является телефонограмма заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации N 387 от 29 апреля 2002 года (л.д. 24), но проверяемым периодом является 2001 год.
Однако, согласно ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" сведения о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, численности войск составляют государственную тайну. При этом ст. 14 Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках МВД России" установлено, что личный состав внутренних войск включает как военнослужащих, так и гражданский персонал.
Представление Войсковой частью справок по форме 2-НДФЛ, утвержденных приказом МНС России от 1 ноября 2000 года N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц", раскрывает сведения о численности войсковой части, то есть сведения, отнесенные к государственной тайне.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О государственной тайне" передача сведений, которые составляют государственную тайну, производится с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. При этом условием передачи таких сведений, в том числе органами государственной власти, является выполнение требований, предусмотренных в ст. 27 Закона.
Таким образом, предоставление Войсковой частью сведений по форме N 2-НДФЛ за 2001 год могло происходить только в порядке, установленном ст. 16 названного Закона. Инспекция не подтвердила наличие условий, обязательных в силу ст. 27 Закона для получения этих сведений.
Следовательно, доводы Войсковой части о том, что в ее действиях отсутствует вина, соответствуют закону и подтверждаются материалами дела.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствующими ст.ст. 108, 109 НК РФ, Закону РФ "О государственной тайне", Закону РФ "О милиции".
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 18 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-19362/03-126-188 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 43 по Северному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 февраля 2004 г. N КА-А40/265-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании