Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 января 2006 г. N КА-А40/12808-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2005 г.
Закрытое акционерное общество "Агрокомбинат "Московский" (далее - ЗАО "Агрокомбинат "Московский") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными пунктов 1-5, 10.1 постановления Правительства Москвы от 28 октября 2003 года N 917-ПП "О строительстве жилого комплекса для священнослужителей и других работников церковных учреждений по адресу: пересечение улицы Лукинской и 1-й улицы Новые сады в районе Ново-Переделкино (Западный административный округ)".
В качестве третьих лиц по делу привлечены Департамент земельных ресурсов города Москвы, ЗАО "ТРИСС-Строй Переделкино", Международный общественный фонд единства православных народов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2005 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2005 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом арбитражные суды пришли к выводу, что оспариваемыми пунктами постановления Правительства Москвы не нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку ЗАО "Агрокомбинат "Московский" не подтвердил наличие у него прав на земельный участок, которым распорядилось Правительство Москвы.
В кассационной жалобе ЗАО "Агрокомбинат "Московский" просит решение и постановление отменить, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указал, что выводы судов об отсутствии у ЗАО "Агрокомбинат "Московский" права на спорный земельный участок не соответствует материалам дела. Представленными документами заявитель подтвердил факт принадлежности ему земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования, поэтому Правительство Москвы распорядилось обремененным земельным участком, что свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
В судебном заседании представитель ЗАО "Агрокомбинат "Московский" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители Правительства Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы, ЗАО "ТРИСС-Строй Переделкино", Международного общественного фонда единства православных народов возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
ЗАО "Агрокомбинат "Московский", оспаривая пункты 1-5, 10.1 постановления Правительства Москвы от 28 октября 2003 года N 917-ПП "О строительстве жилого комплекса для священнослужителей и других работников церковных учреждений по адресу: пересечение улицы Лукинской и 1-й улицы Новые сады в районе Ново-Переделкино (Западный административный округ)", которыми постановлено принять предложение Международного общественного фонда единства православных народов о проектировании и строительстве до 31 декабря 2006 года жилого комплекса общей жилой площадью 20 тыс. кв.м. с нежилыми помещениями (площадь определяется проектом) и подземным гаражом-автостоянкой на 120 машиномест в районе Ново-Переделкино на участке, расположенном на пересечении улицы Лукинской и 1-й улицы Новые Сады; принять к сведению, что функции инвестора по проектированию и строительству жилого комплекса (п. 1) осуществит Международный общественный фонд единства православных народов с привлечением соинвесторов, а функции технического заказчика - ЗАО "Производственно-строительная группа ТРИСС-Строй"; Москомархитектуре по заявке заказчика в договорные сроки разработать исходно-разрешительную и проектно-сметную документацию на строительство жилого комплекса (п. 1); заказчику представить в Москомзем исходно-разрешительную документацию для оформления договора краткосрочной аренды на период проектирования и строительства жилого комплекса (п. 1); префекту Западного административного округа города Москвы представить на подписание Вице-мэру Москвы Ш. в установленном порядке инвестиционный контракт с Международным общественным фондом единства православных народов на проектирование и строительство жилого комплекса (п. 1) на условиях, определенных настоящим постановлением (п. 7). Регистрацию заключенного инвестиционного контракта и дополнительных соглашений к нему осуществить в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 января 2003 года N 6-ПП "Об утверждении Временного положения об учетной регистрации инвестиционных контрактов (договоров) с участием Правительства Москвы, дополнительных соглашений к ним и актов о результатах реализации инвестиционных проектов по созданию (приобретению) объектов нежилого назначения"; принять к сведению обязательства Международного общественного фонда единства православных народов: зарегистрировать инвестиционный контракт (п. 5) в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 28 ноября 1997 года N 935-РМ "Об утверждении Временного положения об учетной регистрации инвестиционных контрактов и договоров о привлечении финансовых средств в жилищное строительство в г. Москве", ссылается на наличие у него права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, которым распорядилось Правительство Москвы.
При этом заявитель указывает, что постановлением Совмина РСФСР от 9 марта 1960 года N 355 Совхозу "Мешково" Кунцевского района были переданы земельные участки Колхозов "Москва", "Имени Калинина", "Путь Ленина", "Имени Ленина Ленинского района", Совхоза "Ленгоры" и участок "Березки" Совхоза "Крекшино".
Приказом Управления сельского хозяйства от 17 июня 1960 года N 132, вынесенным на основании приказа Минсельхоза РСФСР от 10 июня 1960 года N 292, Совхоз "Мешково" переименован в Совхоз "Московский, Кунцевского района".
Приказом Минсельхоза РСФСР от 5 марта 1970 года N 106 на основании постановления Совмина РСФСР от 18 марта 1968 года Совхоз "Московский" был переименован в Совхоз-комбинат "Московский".
Несмотря на то, что в 1984 году часть земель была включена в черту г. Москвы, Совхоз комбинат "Московский" не утратил на эти земли права постоянного бессрочного пользования в силу части 3 статьи 82 Земельного кодекса РСФСР (1970) (далее - ЗК РФ (1970).
Заявитель является правопреемником Совхоза-комбината "Московский" на основании Распоряжения Москомимущества от 12 октября 1993 года N 848-р о реорганизации Совхоза-комбината "Московский" в АОЗТ "Агрокомбинат "Московский" с правопреемством.
В подтверждение границ земельных участков, вошедших в черту г. Москвы, ЗАО "Агрокомбинат "Московский" представил карты, изготовленные ВИСХАГИ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды правильно указали, что указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 мая 1984 года N 5-96/2 населенные пункты г. Солнцево, рабочие поселки Западный и Мещерский, дачные поселки Переделкино и Чоботы, поселки Здоровый отдых, Лазенки и Лукино, деревни Орлово, Сухово, Терешково и Федосьино были включены в состав г. Москвы.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1984 года N 541 "Об установлении городской черты г. Москвы" было принято предложение Мосгорисполкома и Мособлисполкома об установлении городской черты. При этом Мособлисполкому и Минсельхозу РСФСР было поручено с участием заинтересованных организаций подготовить и представить в Совмин РСФСР предложения о создании мощностей по производству мяса, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов для восполнения их производства с учетом изъятия земель под городское строительство, а также о переносе из Москвы и строительстве на новом месте других объектов.
Совместным решением Мосгорсовета и Мособлсовета от 22 августа 1984 года N 2364-1081 были утверждены границы между г. Москвой и Московской областью. Земли у сельхозпредприятий были изъяты Совмином РСФСР, органом, уполномоченным на это в соответствии с частью 3 статьи 85 ЗК РСФСР (1970), под городское строительство. Изъятие проводилось по согласованию с Совхозом-комбинатом "Московский" и Минсельхозом РСФСР, что следует из пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1984 года N 541, то есть при соблюдении порядка, установленного статьей 35 ЗК РСФСР (1970). Все объекты Совхоза-комбината "Московский" должны были быть выведены из г. Москвы.
Поэтому, установив данные обстоятельства, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу, что при передаче земель, которыми пользовался заявитель на праве постоянного бессрочного пользования, в городскую черту производилось их изъятие. Перезакрепление земельных участков в черте г. Москвы, пригородных для сельскохозяйственного использования, за ЗАО "Агрокомбинат "Московский" уполномоченными органами г. Москвы не производилось. Указание должностных лиц Москомзема на наличие у заявителя прав постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок не свидетельствует о существовании или возникновения такого права, так как они не уполномочены решать такие вопросы.
Арбитражные суды также правильно указали, что акты передачи указанных выше населенных пунктов с территорией площадью 1400 га были утверждены совместным решением Мосгорисполкома и Мособлисполкома от 31 января 1984 года N 213-89. Фактическая передача земель состоялась в 1984 года, в 1997 году был ликвидирован двойной учет земель. Следовательно, Администрация Ленинского района Московской области не имела права распоряжаться земельным участком, вошедшим в черту г. Москвы, в 1992 году.
Кроме этого ЗАО "Агрокомбинат "Московский" не предоставлены доказательства того, что со спорного участка не выведены объекты заявителя или этот земельный участок иным способом используется им в сельскохозяйственных целях. Вопросы, связанные с определением точных границ земельных участков заявителя, вошедших в черту г. Москвы, в такой ситуации для определения нарушенного права ЗАО "Агрокомбинат "Московский" значения не имеют.
При таких обстоятельствах полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, арбитражный суд первой инстанции, а при повторном рассмотрении и арбитражный суд апелляционной инстанции, обоснованно пришли к выводу, что оспариваемыми пунктами 1-5, 10.1 постановления Правительства Москвы от 28 октября 2003 года N 917-ПП "О строительстве жилого комплекса для священнослужителей и других работников церковных учреждений по адресу: пересечение улицы Лукинской и 1-й улицы Новые сады в районе Ново-Переделкино (Западный административный округ)" не нарушаются права и законные интересы заявителя.
Поэтому доводы кассационной жалобы, явившиеся предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, проверенные и обоснованно ими отклоненные, сводящиеся к иному, чем у судов неверному толкованию норм действующего законодательства, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов и признания недействительными оспариваемых пунктов постановления Правительства Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2005 года по делу N А40-16582/05-148-157 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2005 года N 09АП-9712/05-АК оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Агрокомбинат "Московский" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 января 2006 г. N КА-А40/12808-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании