15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г.
В целях определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента Российской Федерации и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов постановляю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе.
Президент Российской Федерации |
Б. Ельцин |
Москва, Кремль
13 апреля 1996 г.
N 549
Указом Президента РФ от 4 марта 1998 г. N 237 в настоящее положение внесены изменения
Положение
о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе
(утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549)
15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г.
1. Главные управления Президента Российской Федерации, иные подразделения Администрации Президента Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют по поручениям Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации разработку проектов федеральных законов, которые предполагаются к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - Государственная Дума) в качестве законодательной инициативы Президента Российской Федерации.
2. Предложения главных управлений Президента Российской Федерации, иных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и граждан о разработке законопроектов для последующего их внесения в Государственную Думу направляются на рассмотрение Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.
3. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет указанные в пункте 2 настоящего Положения предложения с поручением рассмотреть и подготовить свои предложения заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации), полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе), полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, помощникам Президента Российской Федерации, в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а также в другие главные управления Президента Российской Федерации, иные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции.
4. Предложения, указанные в пункте 3 настоящего Положения, направляются в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в 7-дневный срок со дня получения поручения для подготовки обобщенных предложений.
Обобщенные предложения представляются Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.
При необходимости одновременно с обобщенными предложениями представляется проект поручения Президента Российской Федерации или проект поручения Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о разработке соответствующего законопроекта.
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации докладывает о необходимости разработки законопроекта Президенту Российской Федерации или дает поручение о разработке законопроекта.
5. Подразделения Администрации Президента Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку законопроектов, в установленный Президентом Российской Федерации или Руководителем Администрации Президента Российской Федерации срок направляют Руководителю Администрации Президента Российской Федерации разработанные законопроекты, а также пояснительные записки к ним.
6. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет разработанный законопроект на заключение в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а также дает поручения подготовить замечания и предложения по этому законопроекту:
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (кроме заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - заведующего Канцелярией Президента Российской Федерации и заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации -начальника Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации), осуществляющим оперативное руководство или руководящим самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, в функции которых входит представление Президенту Российской Федерации предложений, касающихся общественных отношений, которые затрагивает законопроект;
помощникам Президента Российской Федерации;
полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуются палаты Федерального Собрания) и в Конституционном Суде Российской Федерации.
Указанные лица направляют замечания и предложения по законопроекту в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в 7-дневный срок со дня получения поручения.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе по согласованию с руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти одновременно с заключением на законопроект направляют в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации свои предложения о необходимости назначения официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
7. Окончательный текст законопроекта, планируемого к внесению в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Президента Российской Федерации, готовится Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представляется Руководителю Администрации Президента Российской Федерации вместе с проектом письма Президента Российской Федерации в Государственную Думу.
При необходимости одновременно готовятся проект письма Руководителя Администрации Президента Российской Федерации в Правительство Российской Федерации для подготовки заключения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а также проект распоряжения Президента Российской Федерации о назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания.
Официальные представители Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания назначаются, как правило, из числа членов Правительства Российской Федерации.
В случае внесения Президентом Российской Федерации законопроектов о ратификации и о денонсации международных договоров Российской Федерации официальным представителем Президента Российской Федерации при рассмотрении указанных законопроектов палатами Федерального Собрания назначается Министр иностранных дел Российской Федерации или один из его заместителей.
8. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:
обеспечивает по согласованию с руководством Государственной Думы первоочередное рассмотрение законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, на заседаниях Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, а также на заседаниях Государственной Думы;
представляет законопроекты, внесенные Президентом Российской Федерации, на заседаниях Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, а также на заседаниях Государственной Думы, если Президентом Российской Федерации не назначен официальный представитель Президента Российской Федерации по конкретному законопроекту;
обеспечивает рассмотрение в первом чтении на заседаниях Государственной Думы текстов законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, в неизменном виде.
Официальный представитель Президента Российской Федерации, назначенный Президентом Российской Федерации по конкретному законопроекту, согласовывает свою позицию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
9. При необходимости полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе привлекают работников федеральных органов исполнительной власти и ученых для обоснования законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, при их рассмотрении в комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания, а также на заседаниях палат Федерального Собрания с информированием руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Привлечение работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации для обоснования указанных законопроектов при их рассмотрении в комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания, а также на заседаниях палат Федерального Собрания осуществляется полномочными представителями Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания по согласованию с руководителями соответствующих подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
10. При рассмотрении в комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания поправок и предложений к законопроектам, внесенным Президентом Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с официальным представителем Президента Российской Федерации по конкретному законопроекту, если он назначен, и при участии Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации осуществляют предварительное согласование поправок и предложений к законопроектам.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации представляют Президенту Российской Федерации поправки и предложения к законопроектам, которые они считают возможным принять, с соответствующим обоснованием.
При получении согласия Президента Российской Федерации полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе оглашает эти поправки и предложения на заседании Государственной Думы.
11. Законопроекты, внесенные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - Совет Федерации), членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, принятые Государственной Думой в первом чтении и направленные Президенту Российской Федерации в соответствии с постановлениями Государственной Думы на заключение, передаются Канцелярией Президента Российской Федерации в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки предложений Президенту Российской Федерации.
Копии поступивших из Государственной Думы законопроектов направляются Канцелярией Президента Российской Федерации:
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (кроме заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - заведующего Канцелярией Президента Российской Федерации и заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации -начальника Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации), осуществляющим оперативное руководство или руководящим самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, в функции которых входит представление Президенту Российской Федерации предложений, касающихся общественных отношений, которые затрагивает законопроект;
помощникам Президента Российской Федерации;
полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и в Конституционном Суде Российской Федерации.
Указанные лица направляют замечания и предложения в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в 5-дневный срок со дня получения копии законопроекта.
Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации осуществляет, с учетом представленных замечаний и предложений, подготовку проектов заключений Президента Российской Федерации на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении.
Подготовленный Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации проект заключения Президента Российской Федерации на законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, направляется в Канцелярию Президента Российской Федерации для доклада Президенту Российской Федерации.
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации определяет порядок освещения в средствах массовой информации позиции Президента Российской Федерации по законопроектам, принятым Государственной Думой.
Законопроекты, направленные Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы, а также комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, передаются Канцелярией Президента Российской Федерации в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для учета.
12. В случае представления Президентом Российской Федерации заключения на законопроект, рассматриваемый в Государственной Думе, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе при необходимости привлекать работников федеральных органов исполнительной власти и ученых для обоснования этих замечаний и предложений при их рассмотрении в комитетах и комиссиях Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы с информированием руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Привлечение работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации для обоснования внесенных Президентом Российской Федерации замечаний и предложений к законопроектам при их рассмотрении в комитетах и комиссиях Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы осуществляется полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе по согласованию с руководителями соответствующих подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
13. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе согласовывает позиции официальных представителей Президента Российской Федерации по конкретным законопроектам и привлеченных им для обоснования замечаний и предложений Президента Российской Федерации к этим законопроектам работников федеральных органов исполнительной власти, ученых и работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации, определяет порядок их выступлений при рассмотрении в комитетах и комиссиях Государственной Думы и на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также при рассмотрении на заседаниях Государственной Думы внесенных Президентом Российской Федерации замечаний и предложений к законопроектам.
Если комитет (комиссия) Государственной Думы принял решение о целесообразности учета замечаний и предложений Президента Российской Федерации, изложенных в заключении на рассматриваемый в Государственной Думе законопроект, то полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе или официальный представитель Президента Российской Федерации принимает участие в работе соответствующего комитета (комиссии) и формулирует по поручению Президента Российской Федерации замечания и предложения главы государства в виде поправок к законопроекту.
При необходимости полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:
проводит консультации с руководством Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, а также фракций и депутатских групп;
согласовывает сроки и порядок рассмотрения в комитетах и комиссиях, на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также внесенных им замечаний и предложений к рассматриваемым Государственной Думой законопроектам;
запрашивает дополнительно информационные и справочные материалы от федеральных органов исполнительной власти и подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе осуществляет предусмотренные пунктом 12 настоящего Положения и настоящим пунктом полномочия, в случае если в заключении Президента Российской Федерации на рассматриваемый в Государственной Думе законопроект имеют место технико-юридические замечания и предложения, касающиеся его отдельных структурных частей.
Если в заключении Президента Российской Федерации на рассматриваемый Государственной Думой законопроект имеют место замечания, касающиеся его концепции, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе представляет на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроекта во втором чтении позицию Президента Российской Федерации, изложенную в заключении, дает депутатам Государственной Думы необходимые пояснения.
14. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации:
обеспечивает по согласованию с руководством Совета Федерации своевременное рассмотрение в комитетах и комиссиях Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов, проекты которых были внесены Президентом Российской Федерации;
представляет в комитетах и комиссиях Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы, проекты которых были внесены Президентом Российской Федерации, за исключением случаев, когда назначен официальный представитель Президента Российской Федерации по конкретному законопроекту;
информирует комитеты и комиссии Совета Федерации о рассмотрении в Государственной Думе законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, и принятых к ним поправках;
информирует комитеты и комиссии Совета Федерации, а также Совет Федерации на его заседаниях о позиции Президента Российской Федерации по принятым Государственной Думой федеральным законам;
при необходимости проводит консультации с руководством Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации;
при необходимости запрашивает дополнительно информационные и справочные материалы от федеральных органов исполнительной власти и подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Официальный представитель Президента Российской Федерации, назначенный Президентом Российской Федерации по конкретному законопроекту, согласовывает свою позицию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Совете Федерации.
15. Федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный (считающийся одобренным) Советом Федерации, поступивший Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, направляется Канцелярией Президента Российской Федерации в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки предложений Президенту Российской Федерации о подписании и обнародовании федерального закона или его отклонении.
Копии федерального закона направляются Канцелярией Президента Российской Федерации для подготовки предложений:
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (кроме заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - заведующего Канцелярией Президента Российской Федерации и заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - начальника Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации), осуществляющим оперативное руководство или руководящим самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, в функции которых входит представление Президенту Российской Федерации предложений, касающихся общественных отношений, которые затрагивает законопроект;
помощникам Президента Российской Федерации;
полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и в Конституционном Суде Российской Федерации.
Указанные лица направляют предложения в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в 5-дневный срок со дня получения копии федерального закона, поступившего Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
При необходимости Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации направляет копию федерального закона федеральным органам исполнительной власти, которые в 5-дневный срок со дня ее получения направляют свои заключения в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в 10-дневный срок со дня поступления федерального закона осуществляет, с учетом предложений заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и в Конституционном Суде Российской Федерации, а также заключений федеральных органов исполнительной власти, подготовку предложений Президенту Российской Федерации о подписании и обнародовании федерального закона или его отклонении. Подготовленные Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации предложения направляются в Канцелярию Президента Российской Федерации для доклада Президенту Российской Федерации. Если Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации рекомендует Президенту Российской Федерации отклонить федеральный закон, то в необходимых случаях оно представляет также проект распоряжения о назначении официального представителя Президента Российской Федерации при повторном рассмотрении данного федерального закона палатами Федерального Собрания.
Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации рекомендует Президенту Российской Федерации отклонить представленный главе государства для подписания и обнародования федеральный закон, если он предусматривает увеличение расходной части федерального бюджета на текущий год.
Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации готовит Президенту Российской Федерации предложение о возвращении в соответствующую палату Федерального Собрания представленного главе государства для подписания и обнародования федерального конституционного закона или федерального закона без рассмотрения, если данный закон принят с нарушением установленных Конституцией Российской Федерации принципов и процедур.
Такое предложение готовится Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации также в случае, если представленный главе государства для подписания и обнародования федеральный конституционный закон либо федеральный закон, подлежащий в соответствия со статьями 106 и 107 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению Советом Федерации, принят (одобрен) путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе.
16. В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона, если распоряжением Президента Российской Федерации не назначен официальный представитель Президента Российской Федерации при повторном рассмотрении отклоненного федерального закона, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе представляет на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы при повторном рассмотрении федерального закона позицию Президента Российской Федерации, изложенную в письме Президента Российской Федерации в Государственную Думу, дает депутатам Государственной Думы соответствующие пояснения. При необходимости полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе проводит консультации с руководством Государственной Думы, ее комитетов и комиссий о процедуре повторного рассмотрения отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов.
17. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе при необходимости привлекать работников федеральных органов исполнительной власти и ученых для обоснования позиции Президента Российской Федерации при повторном рассмотрении отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы с информированием руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Привлечение работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации для обоснования позиции Президента Российской Федерации по отклоненным федеральным законам при их повторном рассмотрении в комитетах и комиссиях Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы осуществляется полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе по согласованию с руководителями соответствующих подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
18. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе согласовывает позиции официальных представителей Президента Российской Федерации по конкретным законопроектам, а также позиции привлеченных им для обоснования позиции Президента Российской Федерации при повторном рассмотрении отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов работников федеральных органов исполнительной власти, ученых и работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации, определяет порядок их выступлений при повторном рассмотрении в комитетах и комиссиях Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе осуществляет предусмотренные пунктом 17 настоящего Положения и настоящим пунктом полномочия, в случае если при отклонении Президентом Российской Федерации федерального закона имеют место технико-юридические замечания и предложения, касающиеся его отдельных структурных частей.
19. Если комитет (комиссия) Государственной Думы принял решение о целесообразности учета замечаний и предложений Президента Российской Федерации по отклоненному главой государства федеральному закону, то полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе или официальный представитель Президента Российской Федерации принимает участие в работе соответствующего комитета (комиссии) и формулирует по поручению Президента Российской Федерации замечания и предложения главы государства в виде норм закона для выработки согласованной редакции законопроекта.
20. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации:
обеспечивает по согласованию с руководством Совета Федерации своевременное рассмотрение в комитетах и комиссиях Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов, если они были повторно рассмотрены Государственной Думой в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации;
представляет в комитетах и комиссиях Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации позицию Президента Российской Федерации по отклоненным Президентом Российской Федерации федеральным законам, за исключением случаев, когда назначен официальный представитель Президента Российской Федерации;
вправе привлекать при необходимости работников федеральных органов исполнительной власти и ученых для обоснования позиции Президента Российской Федерации при повторном рассмотрении в комитетах и комиссиях Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации отклоненных Президентом Российской Федерации федеральных законов с информированием руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Привлечение работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации для обоснования позиции Президента Российской Федерации по отклоненным федеральным законам при их повторном рассмотрении в комитетах и комиссиях Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации осуществляется полномочным представителем Президента Российской Федерации в Совете Федерации по согласованию с руководителями соответствующих подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе"
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 16 ст. 1842, в "Российской газете" от 23 апреля 1996 г. N 77
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 17 сентября 2020 г. N 562
Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.
Указ Президента РФ от 12 февраля 2015 г. N 62
Указ Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 529
Изменения вступают в силу с 6 августа 2014 г.
Указ Президента РФ от 15 июля 2008 г. N 1095
Указ Президента РФ от 7 ноября 2005 г. N 1277
Указ Президента РФ от 4 марта 1998 г. N 237
Указ Президента РФ от 24 декабря 1997 г. N 1370
Указ Президента РФ от 6 октября 1997 г. N 1083
Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 483