4 августа, 20 декабря 1995 г.
В целях совершенствования правовой базы деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной пограничной службе Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 809 пункт 2 настоящего Указа изложен в новой редакции
2. Считать утратившими силу пункты 2, 4 и 7 Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 2318 "О создании Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации |
Б. Ельцин |
Москва, Кремль
2 марта 1995 г.
N 232
Положение
о Федеральной пограничной службе Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. N 232)
20 декабря 1995 г.
I. Общие положения
См. Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом РФ 5 октября 1996 г.
1. Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
ФПС России подведомственна Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской Федерации.
2. ФПС России возглавляет систему органов пограничной службы Российской Федерации * и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов самоуправления в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
3. В своей деятельности ФПС России руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. ФПС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и объединениями.
II. Основные задачи и функции ФПС России
5. Основными задачами ФПС России являются:
руководство органами пограничной службы Российской Федерации и организация охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
организация охраны государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений);
организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации;
организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с органами, осуществляющими эти виды деятельности в Российской Федерации и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в интересах охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
участие в охране дипломатических представительств Российской Федерации за границей.
Указом Президента РФ от 20 декабря 1995 г. N 1278 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения
6. Основными функциями ФПС России являются:
участие в разработке и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации и федеральных пограничных программ;
участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативно-правовых актов по вопросам охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, а также по другим вопросам, отнесенным к ведению ФПС России;
организация выполнения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также соглашений о статусе и условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств;
сотрудничество с международными организациями по проблемам государственных границ, участие в международных переговорах по пограничным вопросам, а также взаимодействие с пограничными органами зарубежных государств;
организация и руководство деятельностью официальных представительств в сопредельных государствах;
руководство по поручению Правительства Российской Федерации деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;
разработка концепции охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, определение приоритетных направлений деятельности органов пограничной службы Российской Федерации, подготовка целевых комплексных программ совершенствования их деятельности и разработка правового, организационного, экономического и других механизмов реализации этих программ;
разработка мер по предупреждению и пресечению незаконного изменения прохождения государственной границы Российской Федерации, поддержанию режима государственной границы Российской Федерации, соблюдению пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и контроль за их реализацией;
организация взаимодействия органов пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и объединениями;
организация и проведение во взаимодействии с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации мероприятий по обеспечению органов пограничной службы Российской Федерации всеми видами специальной связи;
организация информационо-аналитического и научного обеспечения деятельности органов пограничной службы Российской Федерации, проведение аналитических исследований в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, подготовка и предоставление информационно-аналитических материалов по этим вопросам Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации, а также другим заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации;
организация пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу;
обеспечение добывания и обработки информации об угрозах безопасности Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и иcключительной экономической зоны Российской Федерации, предоставление ее Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, информирование заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение деятельности органов дознания органов пограничной службы Российской Федерации;
обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечение безопасности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы Российской Федерации;
разработка организационных структур и определение штатов органов пограничной службы Российской Федерации;
планирование разработок и закупок вооружения и военной техники; руководство военными представителями ФПС России на промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях;
организация боевого, кадрового, технического, материального, финансового, научного, информационного, психологического, медицинского, санаторно-курортного, лечебно-профилактического и других видов обеспечения, а также ведение капитального строительства, содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда органов пограничной службы Российской Федерации;
организация редакционно-издательской деятельности и осуществление взаимодействия со средствами массовой информации.
III. Организация деятельности ФПС России
7. Организация деятельности ФПС России осуществляется на основе целевых комплексных планов (программ) развития органов пограничной службы Российской Федерации и текущих планов основных организационных мероприятий служебной деятельности ФПС России.
8. ФПС России возглавляет директор в ранге федерального министра. Директор ФПС России является главнокомандующим Пограничными войсками Российской Федерации. Должности директора ФПС России соответствует воинское звание генерал армии.
Директор ФПС России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Директор ФПС России организует и руководит деятельностью коллегии ФПС России и Главного военного совета Пограничных войск Российской Федерации.
9. Руководство конкретными направлениями деятельности ФПС России в соответствии с распределяемыми директором ФПС России обязанностями осуществляют заместители директора ФПС России, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора ФПС России.
10. Заместители директора ФПС России, командующий авиацией пограничных войск ФПС России, командующий морскими силами Пограничных войск Российской Федерации, руководители структурных подразделений ФПС России имеют свои печати, бланки и штампы, ведут переписку с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями в пределах своей компетенции.
11. Директор ФПС России:
несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФПС России;
организует работу и осуществляет общее руководство системой органов и войск ФПС России;
утверждает положения о структурных подразделениях ФПС России;
распределяет обязанности между заместителями директора ФПС России, определяет полномочия других должностных лиц ФПС России, определяет задачи ее структурных подразделений;
формирует оперативные штабы (группы) по координации и руководству совместными действиями при проведении мероприятий на государственной границе, территориальном море, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации с привлечением сил и средств других федеральных органов исполнительной власти;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты законодательных актов по вопросам, относящимся к ведению ФПС России;
представляет на утверждение Президента Российской Федерации предложения о численности органов и войск ФПС России (без учета численности обслуживающего персонала, военнослужащих и гражданского персонала научно-исследовательских, военно-медицинских подразделений и учреждений; военнослужащих и гражданского персонала, обеспечивающих охрану, эксплуатацию и ремонт служебных зданий и помещений; военнослужащих и гражданского персонала ремонтных предприятий и военных представительств);
утверждает структуру и штаты органов и войск ФПС России, вносит в них необходимые изменения в пределах установленной численности и фонда денежного довольствия и заработной платы, а также штат транспортных средств, боевой и специальной техники;
устанавливает численность военнослужащих и гражданского персонала научно-исследовательских, военно-медицинских подразделений и учреждений; военнослужащих и гражданского персонала, обеспечивающих охрану, эксплуатацию и ремонт служебных зданий и помещений; военнослужащих и гражданского персонала ремонтных предприятий и военных представительств, содержащихся вне лимита численности аппарата ФПС России, в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели, и в соответствии с установленными нормами;
определяет порядок и осуществляет контроль за проведением разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и дознания органами и войсками ФПС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
издает на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации в пределах компетенции ФПС России приказы, директивы, указания и распоряжения, проверяет их исполнение;
организует инспектирование (проверки) служебно-боевой, административной, финансово-хозяйственной деятельности органов и войск ФПС России ;
осуществляет в пределах своей компетенции назначения на воинскую должность (должность) и освобождения от воинской должности (должности) лиц руководящего состава органов и войск ФПС России, присваивает воинские звания до полковника (капитана первого ранга) включительно, в том числе первичные, досрочно и на ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом;
вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения о включении воинских должностей органов и войск ФПС России в Единый перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами, и Перечень воинских должностей, замещаемых полковниками (капитанами первого ранга);
вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения о назначении военнослужащих органов и войск ФПС России на воинские должности, замещаемые высшими офицерами, и освобождении их от воинских должностей, замещаемых высшими офицерами, о присвоении военнослужащим воинских званий высших офицеров, а также об увольнении их с военной службы;
зачисляет на военную службу, перемещает по военной службе и назначает на воинские должности органов и войск ФПС России граждан Российской Федерации и граждан государств - участников Содружества Независимых Государств; увольняет военнослужащих с военной службы в запас или отставку, кроме лиц высшего офицерского состава; засчитывает военнослужащим и гражданскому персоналу в стаж службы (работы) для выплаты процентной надбавки за выслугу лет время их службы (работы) в других федеральных органах исполнительной власти;
принимает решения о продлении отдельным военнослужащим органов и войск ФПС России из числа высококвалифицированных специалистов, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, срока их военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
назначает на должность официальных представителей ФПС России в сопредельных государствах и сотрудников их аппаратов;
направляет в служебные командировки и дает разрешения военнослужащим и гражданскому персоналу органов и войск ФПС России на выезд за пределы Российской Федерации, направляет пограничные корабли с визитами и деловыми заходами в зарубежные порты, разрешает полеты пограничных самолетов за пределы Российской Федерации;
решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала органов и войск ФПС России и членов их семей, а также граждан, участвующих в охране государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
пользуется в отношении военнослужащих органов и войск ФПС России правами, предусмотренными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, в полном объеме;
представляет ФПС России и обеспечивает ее взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации;
представляет ФПС России в международных организациях, пограничных специальных, правоохранительных и военных органах сопредельных и иных государств; заключает договоры (соглашения) от имени ФПС России на межведомственном уровне, а по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - на межгосударственном и межправительственном уровнях;
вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации представления к награждению военнослужащих и гражданского персонала органов и войск ФПС России , а также других лиц, оказывающих содействие в решении задач, стоящих перед ФПС России, государственными наградами и присвоению им почетных званий;
имеет наградной и подарочный фонды, в том числе огнестрельного и холодного оружия для награждения военнослужащих и гражданского персонала органов и войск ФПС России , представителей пограничных органов зарубежных государств, а также других лиц, оказывающих содействие в решении задач, стоящих перед ФПС России;
по согласованию с Государственной герольдией при Президенте Российской Федерации учреждает нагрудные знаки для награждения военнослужащих и гражданского персонала органов и войск ФПС России , утверждает положения о нагрудных знаках;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор ФПС России вправе делегировать отдельные свои полномочия подчиненным ему должностным лицам.
12. В ФПС России для рассмотрения важнейших вопросов в сфере государственной пограничной политики Российской Федерации образуется коллегия в составе директора ФПС России (председателя коллегии), заместителей директора ФПС России, а также других руководителей ФПС России.
Кроме того, в состав коллегии ФПС России могут вводиться должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, определяемые и утверждаемые Президентом Российской Федерации.
Решения коллегии принимаются большинством голосов от общего числа ее членов и объявляются приказами директора ФПС России.
В случае разногласий между директором ФПС России и коллегией директор ФПС России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии могут сообщить свое мнение Президенту Российской Федерации.
Деятельность Главного военного совета пограничных войск ФПС России регламентируется положением о военных советах.
13. ФПС России является юридическим лицом и имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, соответствующие печати, бланки и штампы, счета (в том числе валютные) в учреждениях банков и других кредитных учреждениях.
14. Контроль за деятельностью ФПС России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
______________________________
* Под органами пограничной службы Российской Федерации здесь и далее понимаются Пограничные войска Российской Федерации, органы пограничного и иных видов контроля, оперативные органы, органы обеспечения безопасности, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России согласно законодательству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента РФ от 2 марта 1995 г. N 232 "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации"
Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 10 ст. 863, в "Российской газете" от 6 апреля 1995 г. N 68
Указом Президента РФ от 19 ноября 2003 г. N 1365 настоящий Указ признан утратившим силу с 1 июля 2003 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 5 августа 2002 г. N 846
Указ Президента РФ от 3 апреля 2002 г. N 312
Указ Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1273
Указ Президента РФ от 14 февраля 1998 г. N 169
Указ Президента РФ от 19 июля 1997 г. N 732
Указ Президента РФ от 20 декабря 1995 г. N 1278
Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 809