Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Ожидаемая бюджетная эффективность программных мероприятий
Экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Городской целевой программы развития туризма на 2005-2007 годы может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от туристской деятельности за период реализации мероприятий по их полному циклу, основную часть которой составляют поступления от предприятий туриндустрии.
Опыт показывает, что создание предприятий дополнительного обслуживания - при сравнительно низкой капиталоемкости - в 2-4 раза эффективнее более капиталоемкой гостиничной базы. Следует также учитывать, что все туристские предприятия являются открытыми для обслуживания любых посетителей, как туристов, бизнесменов, так и местных жителей, что в значительной степени приводит к увеличению объема продаж (оборота) в целом, улучшает экономические показатели этих предприятий, а также имеет большое социально-экономическое значение, увеличивая занятость населения в сфере услуг.
В целом экономический эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения; предприятий частного бизнеса, федерального и местных бюджетов.
Реализация Программы приведет к:
а) улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение туристов означает расширение производства и сбыта продукции местной промышленности;
б) возрастанию доходов предприятий;
в) созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения;
г) росту поступлений от налогов и платежей от туристских предприятий.
Экономический эффект от мероприятий Программы возможно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, это эффект от поступлений в бюджет через систему налогов субъектов турбизнеса. Этот эффект увеличивается с ростом потоков туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему способствуют проводимые программные мероприятия.
Во-вторых, это эффект для экономики города, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате программных мероприятий.
Об экономической эффективности бюджетного финансирования мероприятий по развитию туризма следует судить по экономическому результату, достигнутому вследствие этих мероприятий. Рассчитать рентабельность бюджетных вложений можно по соотношению между дополнительными доходами от туристской деятельности, полученными за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:
Э = П/Б х 100%
где
Э - рентабельность бюджетных вложений (в процентах),
П - дополнительный доход от прироста потоков туристов, рассчитывается по формуле
П = Т х Д
Т - прирост потоков туристов
Д - поступления в экономику городу от одного туриста за все время его пребывания в Москве
Б - расходы на программные мероприятия из бюджета города, исключая капитальные вложения по Инвестиционной программе города Москвы
Другими словами, производится сопоставление эффекта от программных мероприятий по развитию туристского комплекса Москвы с затратами на его развитие. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета города.
Результат такого сопоставления может выражаться в трех вариантах:
- эффект от программных мероприятий меньше затрат (убыточное)
- эффект от программных мероприятий равен затратам на его проведение
- эффект от программных мероприятий больше затрат (прибыльное)
Для примера, рассчитаем показатель экономической эффективности бюджетных вложений в развитие туризма в 2001 - 2003 гг.
Если доходы от программных мероприятий есть поступления в экономику города от туристов во время их пребывания в Москве, то при средних расходах одного иностранного туриста за указанный период, равных 453 долл. США, и приросте потоков иностранных туристов на 191000 человек в 2001 году, 490000 человек в 2002 году, 230000 человек в 2003 году, за три года деятельности городской администрации по туризму на каждый вложенный доллар экономика города получила 31 доллар доходов.
Эффективность настоящей Программы на 2005 - 2007 годы можно рассчитывать на основе проектных показателей въездных потоков. Следуя вышеприведенной логике, при средних прогнозируемых расходах одного иностранного туриста, равных 733 долл. США, и приросте потоков иностранных туристов на 1 млн. человек в период с 2005 по 2007 гг., на каждый затраченный по Программе доллар экономика города получит 38 долларов доходов.
Если учесть, что расходы на рекламу и выставки за этот период составят 50% от средств, выделенных из бюджета на развитие туризма, то эффективность расходования этой части средств составит уже 75 долларов доходов на каждый вложенный доллар.
Соотношение расходов на рекламу туристского места и доходов от него хорошо известно из мировой практики. В среднем, один доллар, затраченный на привлечение иностранных туристов, дает ровно в 100 раз больше поступлений. Одни страны преуспели по этому показателю больше, другие меньше. Например, Ирландия получает 48 долларов на каждый доллар, затраченный на рекламу, Австралия - 77 долларов, Великобритания - 222 доллара, Испания - 319. Признанным лидером по эффективности затрат является Франция. Здесь каждый доллар, затраченный на рекламу, приносит 375 долларов поступлений.
Из сравнения этих показателей с показателем экономического эффекта от развития туризма в Москве видно, что Программа развития туризма в Москве находится на среднеевропейском уровне по рентабельности вложений в развитие туризма.
По расчетам признанным для стран с развитой экономикой каждый турист в ходе 4-дневного тура в европейских странах обеспечивает налоговые поступления в размере от 50 $US до 290 $US. С учетом социально-экономических особенностей России и Москвы, реальные налогооблагаемые поступления можно оценить в размере около 100 $US - 150 $US от каждого туриста.
Если принять, что в городской бюджет поступает до 40% налоговых платежей, то каждый иностранный турист дает городскому бюджету около 50 $US. При оценке увеличения потока иностранных туристов в Москву в 2007 году до 3 млн. человек, налоговая составляющая будет около 150 млн. долл. США в год.
Внутренний туризм и туризм из стран СНГ дает налоговых поступлений на 25 - 35% меньше, чем иностранный (при затратах каждого туриста в 5 - 6 раз меньше, чем иностранного, поток внутреннего туризма более, чем в 4 раза превышает иностранный). Таким образом, от внутреннего туризма к концу 2007 года ожидаемый налоговый эффект составит примерно 120 млн.долл.США в год.
Доходы бюджета, формирующиеся от гостиничной деятельности
Главной целью программных мероприятий Комитета по внешнеэкономической деятельности города Москвы является обеспечение согласованного, взаимоувязанного и устойчивого комплексного развития гостиничного комплекса на основе планомерной реализации единой системы инвестиционных и управляющих решений, максимально обеспечивающей туристско-рекреационные, градостроительные и финансовые интересы города.
Основными составляющими, формирующими эффективность программных мероприятий, являются:
- превращение Москвы в международный туристский центр, при котором создается конкурентоспособный туристский продукт, включающий, прежде всего, комфортное проживание;
- увеличение загрузки предприятий гостиничного хозяйства;
- увеличение гостиничного фонда и обеспечение размещения растущего потока туристов, что позволит увеличить доходность гостиничного комплекса города к 2007 году в 2 раза (34 млрд. руб.) и, как следствие, увеличить поступлений в 2-2,5 раза в бюджет от деятельности гостиничных предприятий;
- увеличение на 3 тысячи рабочих мест в отрасли гостеприимства;
- повышение качества предоставляемых гостиничных услуг;
- привлечение инвестиций в размере 57000 млн. руб. для развития гостиничного хозяйства города.
Бюджетный эффект, неотделимый от общего функционирования индустрии туризма и гостеприимства, оценивается в сумму не менее 300-350 млн. долл. в год даже при нынешнем уровне сервиса, развитости нашей гостиничной системы, состояния туристской инфраструктуры
Социально-экономический эффект реализации Программы выражается в создании дополнительных 4500 рабочих мест, обеспечении рабочих мест (эффект 10/1) и загрузки предприятий-партнеров гостиниц.
Экологическое воздействие Программы оценивается как результат мероприятий по строительству новых объектов, соответствующих по экологической составляющей стандартам и имеющих экологическую экспертизу, по реконструкции гостиничных предприятий с повышением их экологических характеристик до требований стандартов. Все проекты, включаемые в Программу создания туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы", направлены на повышение уровня благоустройства территории, соблюдения стандартов озеленения, очистки территории, имеют заключения экологической экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.