Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации
по организации деятельности избирательных комиссий* и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24 сентября 2002 года N 158/1396-3)
В соответствии со статьями 59 и 60 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации контроль за формированием и расходования средств избирательных фондов, организацию проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках осуществляют избирательные комиссии и созданные при них контрольно-ревизионные службы (далее - КРС). Эффективность работы избирательных комиссий и КРС по указанным направлениям напрямую зависит от совершенства законодательной базы, качественной организационной подготовки выборов и выполнения всех мероприятий, связанных с проверкой сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, контролем за избирательными фондами.
1. Общие положения
1.1. Совершенствование действующего избирательного законодательства субъектов Российской Федерации
Избирательное законодательство субъекта Российской Федерации, основываясь на нормах Федерального закона, должно предусматривать следующее.
В части контроля за избирательными фондами:
- кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны создавать собственный избирательный фонд и открывать специальный избирательный счет в филиалах Сбербанка России;
- кандидат вправе, а избирательное объединение, избирательный блок обязаны назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам;
- порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета и отчетности по ним (далее - Порядок) на региональных и местных выборах определяет избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;
- гражданин перечисляет пожертвование в избирательный фонд через кредитную организацию или отделение связи;
- юридические лица вносят пожертвования в избирательный фонд только безналичным путем;
- изготовление всех агитационных материалов производится не ранее оплаты указанных расходов за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- кандидат, избирательное объединение, избирательный блок представляют не менее двух финансовых отчетов;
- вместе с итоговым финансовым отчетом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока представляются первичные финансовые документы;
- с целью соблюдения гласности в вопросах финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока избирательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования по утвержденным формам сведения об избирательных фондах;
- поступающие в избирательный фонд пожертвования подлежат проверке на предмет их правомерности;
- меры ответственности за финансовые нарушения.
В части организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках:
- избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие государственные органы с представлением о проверке сведений об имуществе кандидата, (каждого кандидата из списка кандидатов), его доходах и их источниках;
- соответствующие государственные органы осуществляют проверку сведений об имуществе и доходах и представляют в избирательную комиссию данные о результатах проверки в течение 10 дней;
- избирательная комиссия доводит до избирателей сведения, представленные кандидатами при их выдвижении и направляет в средства массовой информации данные о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами. Размещает их вместе с другими материалами на информационных стендах в помещениях участковых избирательных комиссий.
В части организации деятельности КРС:
- КРС создаются при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссиях по выборам в федеральные органы государственной власти, при этом законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание КРС и при иных избирательных комиссиях;
- специалисты, привлекаемые из государственных органов и учреждений и иных организаций для работы в КРС при избирательных комиссиях, откомандировываются в распоряжение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и окружной избирательной комиссии на срок не менее пяти и трех месяцев соответственно. В распоряжение иных комиссий специалисты откомандировываются для работы в КРС на срок, предусмотренный законом.
1.2. Организационные мероприятия по реализации контрольных функций
Избирательные комиссии выполняют контрольные функции во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными государственными органами и учреждениями.
После назначения выборов целесообразно провести расширенное рабочее совещание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с участием:
- федерального инспектора по субъекту Российской Федерации;
- представителей исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- руководителей прокуратуры, суда, правоохранительных органов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, ведающих вопросами финансов, налогов, государственной регистрации юридических лиц, печати, телерадиовещания, связи;
- руководителя филиала Сбербанка России;
- руководителей организаций телерадиовещания и главных редакторов периодических печатных изданий, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
- руководителей полиграфических предприятий, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
На совещании определяется комплекс совместных мероприятий, обеспечивающий соблюдение участниками избирательного процесса законодательства о выборах, в том числе меры по контролю за финансированием избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов.
Наряду с этим избирательным комиссиям рекомендуется:
- избирательной комиссии субъекта Российской Федерации инициировать издание исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, определяющего задачи по оказанию содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнителей этих задач (примерная форма - в приложении 1);
- определить и согласовать формы взаимодействия с правоохранительными органами в части оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства;
- избирательной комиссии субъекта Российской Федерации заключить соглашение о порядке взаимодействия избирательных комиссий и филиалов Сбербанка России (используя соглашение, данное в приложении 2);
- организовать мониторинг агитационных материалов;
- определить членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях;
- провести рабочее совещание с участием кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам.
Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует своевременно уточнить в территориальном управлении федерального казначейства (финансовом органе) реквизиты счетов для внесения избирательного залога и для перечисления средств в доход соответствующего бюджета в случаях, предусмотренных законодательством.
1.3. Организация деятельности КРС
КРС создается избирательной комиссией из членов избирательной комиссии с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений на срок полномочий комиссии.
Для повышения эффективности деятельности, оперативного решения возникающих вопросов целесообразно включать в состав КРС руководителей и специалистов территориальных органов Центрального банка Российской Федерации, МВД России, Минфина России, МНС России, ФСБ России, ФСНП России, Сбербанка России, МПТР России.
Избирательная комиссия после официального опубликования решения о назначении выборов (после формирования окружных избирательных комиссий) направляет в соответствующие территориальные органы министерств и ведомств и организации запросы о направлении специалистов для работы в КРС с указанием сроков их откомандирования.
Руководство контрольно-ревизионной службой целесообразно возложить на заместителя председателя избирательной комиссии.
Положение о КРС утверждается избирательной комиссией.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности КРС осуществляется избирательной комиссией, при которой эта служба создана.
Основными направлениями деятельности КРС в период избирательной кампании являются:
- контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов;
- выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании, минуя избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
- проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
- организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- контроль за возвратом бюджетных средств;
- контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.
Деятельность КРС в период выборов осуществляется в соответствии с утверждаемым избирательной комиссией планом мероприятий. При этом создаются рабочие группы по вышеуказанным направлениям деятельности и распределяются обязанности членов КРС. Такими могут быть возглавляемые членами комиссии группы:
- по обработке сведений, получаемых от филиалов Сбербанка России;
- по организации проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- по проверке сведений о жертвователях;
- по проверке финансовых отчетов;
- по установлению фактов финансирования избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, минуя избирательный фонд;
- по подготовке материалов, связанных с составлением протоколов об административных правонарушениях;
- другие.
Контроль за избирательными фондами в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации должен организовываться специалистом, исполняющим обязанности на штатной основе. При этом указанного специалиста необходимо ввести в состав КРС, с целью обеспечения взаимодействия избирательной комиссии с филиалом Сбербанка России, проведения аналитической работы по направлениям деятельности КРС, участия в проверках расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение избирательной кампании нижестоящим избирательным комиссиям.
Состав КРС по возможности должен быть стабильным на протяжении всего периода полномочий избирательной комиссии.
Срок исполнения обязанностей в КРС привлеченными специалистами прекращается только после того, как соответствующая избирательная комиссия сдаст отчет о расходовании бюджетных средств на выборы.
Руководителю КРС целесообразно иметь информацию о соблюдении в отношении указанных специалистов требований пункта 3 статьи 60 Федерального закона в части сохранения за ними установленных должностных окладов и иных выплат по основному месту работы.
После окончания избирательной кампании желательно продолжать взаимодействие со специалистами - членами КРС.
Специалистам, привлеченным в состав КРС, может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательным комиссиям, при которых создаются КРС, целесообразно заблаговременно предусмотреть указанные средства в смете расходов на подготовку и проведение выборов.
2. Контроль за избирательными фондами кандидатов
2.1. Особенности формирования избирательных фондов
Избирательные фонды формируются только за счет денежных средств. Жертвователи не вправе вносить средства в виде материальных ценностей, иного имущества и имущественных прав.
Пожертвования граждан и юридических лиц вносятся в избирательные фонды добровольно. Пожертвования граждан и юридических лиц в избирательные фонды в счет погашения задолженности за других граждан и юридических лиц не допускаются и в случае их выявления признаются неправомерными.
При исчислении допустимых законом размеров пожертвований (перечислений) в избирательные фонды и предельных расходов средств фондов при проведении региональных избирательных кампаний следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и разъяснениями Минтруда России от 11 августа 2000 года N 5836-ВЯ. Однако при изменении регионального законодательства целесообразно отказываться от исчисления размеров пожертвований и расходов, исходя из минимального размера оплаты труда, устанавливая в этом случае предельный размер расходов избирательных фондов в абсолютных величинах, а размер пожертвований и перечислений в избирательный фонд - соответственно в долях или в процентах от этих величин.
2.2. Специальный избирательный счет, порядок его открытия и ведения
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны создать собственный избирательный фонд, денежные средства которого аккумулируются на специальном избирательном счете.
Специальный избирательный счет открывается в филиале Сбербанка России, а при его отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.
Кандидат открывает специальный избирательный счет своего избирательного фонда в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении до его регистрации этой избирательной комиссией, а избирательное объединение, избирательный блок - в период после заверения списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам до регистрации списка кандидатов. Положения пункта 1 статьи 49 Федерального закона, в силу которого агитационный период начинается не ранее создания избирательного фонда, ориентируют кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки на открытие специального избирательного счета на ранних стадиях их избирательных кампаний.
Для открытия специального избирательного счета кандидат, избирательное объединение, избирательный блок представляют в филиал Сбербанка России следующие документы:
- обращение по форме, предусмотренной Порядком;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- паспорт или заменяющий его документ кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам).
- карточка с образцами подписей уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и оттиском печати;
- нотариально удостоверенная доверенность (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока).
Разрешение на открытие специального избирательного счета дает избирательная комиссия либо этим правом наделяется ее председатель. В разрешении указывается конкретный филиал Сбербанка России и его адрес.
Карточка с образцами подписей и оттиском печати заверяется избирательной комиссией в соответствии с Порядком.
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам действует в пределах полномочий, предоставленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и оформленных нотариально удостоверенной доверенностью (примерная форма - в приложении 3). Избирательной комиссии целесообразно иметь копию этой доверенности.
Нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока оформляется до момента открытия специального избирательного счета, и ее оплата не включается в расходы средств избирательного фонда.
При открытии счета между кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и банком заключается договор о специальном избирательном счете (примерные формы в приложениях 4, 5).
В случае открытия счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока договор заключается от имени кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
Банк незамедлительно (в день представления документов) открывает специальный избирательный счет.
Реквизиты открытого специального избирательного счета представляются кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию в установленный ею срок.
В рамках конкретной избирательной кампании кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе. Если кандидат одновременно участвует в выборах различного уровня в пределах одной и той же территории, он создает избирательный фонд при выдвижении в каждом округе. При этом предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует обобщать сведения о расходовании средств избирательных фондов такого кандидата и информировать соответствующие избирательные комиссии.
После регистрации кандидата, списка кандидатов продолжается ведение ранее открытого специального избирательного счета.
Если кандидат в нарушение положения пункта 9 статьи 32 Федерального закона одновременно выдвинут в нескольких избирательных округах на одних и тех же выборах, он может быть зарегистрирован только по одному из этих округов. В этом случае избирательные комиссии избирательных округов, где этот кандидат не был зарегистрирован, осуществляют контроль за тем, чтобы он представил итоговый финансовый отчет.
При изменении кандидатом, зарегистрированным кандидатом избирательного округа в случае, предусмотренном законодательством, избирательная комиссия осуществляет контроль за:
- возвратом бюджетных средств, выделенных зарегистрированному кандидату избирательной комиссией;
- закрытием специального избирательного счета;
- представлением итогового финансового отчета.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в Порядке также регламентирует:
- прекращение расходных операций банком, а также их возобновление в случаях, предусмотренных законодательством;
- зачисление на специальный избирательный счет только средств, направленных до дня голосования;
- прекращение (возобновление) финансовых операций банком только по письменному указанию избирательной комиссии.
Целесообразно одновременно закрывать специальные избирательные счета кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков по истечении установленных законами сроков представления итоговых финансовых отчетов.
2.3. Получение и проверка сведений по избирательным фондам, передача их в средства массовой информации для опубликования
Банк - держатель специального избирательного счета обязан предоставлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (в электронном виде либо на бумажном носителе). Для передачи в электронном виде используется система "Клиент - Сбербанк".
Периодичность представления банком сведений по избирательным фондам устанавливается на региональных выборах законодательством субъекта Российской Федерации, а форма (формат) представления сведений - нормативным актом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по согласованию с банком.
Полученные от банка сведения о движении средств на специальных избирательных счетах избирательная комиссия проверяет в несколько этапов.
На первом этапе проверяется соответствие формы (формата) полученных сведений формам (формату), установленным нормативными актами, договором о передаче сведений по системе "Клиент-Сбербанк".
Далее каждый платеж подлежит проверке на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии либо о наличии государственной или муниципальной доли с указанием ее размера, отметки об отсутствии либо о наличии иностранного участия в уставном (складочном) капитале, сведений об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также российских юридических лиц с иностранным участием, доля иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год), а также юридических лиц, имеющих государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов; для гражданина - фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, информации о гражданстве.
Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, обязательные для граждан - жертвователей.
В случае отсутствия одного из следующих обязательных реквизитов: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, банковских реквизитов, а для гражданина - фамилии, имени, отчества и адреса места жительства, пожертвование признается поступившим от анонимного жертвователя. В соответствии с Федеральным законом пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя, не может быть использовано на оплату расходов по проведению избирательной кампании и подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. В случае отсутствия любого другого из обязательных реквизитов пожертвования в соответствии с законом подлежат возврату жертвователю. При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение требования закона в части перечня жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. Если запрет нарушен, то избирательная комиссия уведомляет об этом кандидата, избирательное объединение, избирательный блок, которые возвращают средства.
Сведения о каждом юридическом лице - жертвователе направляются в государственные органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц для проверки их достоверности (в настоящее время таким органом является Министерство по налогам и сборам Российской Федерации) (примерная форма представления - в приложении 6).
В случае необходимости проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования избирательная комиссия направляет сведения о гражданине - жертвователе в соответствующие государственные органы (примерная форма - в приложении 7).
Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования подлежит возврату жертвователю кандидатом, избирательным объединением (избирательным блоком).
Внесение (перечисление) в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения (избирательного блока), установленных законом средств, не относящихся к добровольным пожертвованиям, характеризуется следующими особенностями:
- при внесении собственных средств в избирательный фонд кандидатом в платежном документе указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств кандидата его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в платежном документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного лица и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения, избирательного блока и делается запись "Средства избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата";
- при перечислении средств избирательной комиссией в платежном документе делается запись "Средства избирательной комиссии";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения, избирательного блока и делается запись "Собственные средства избирательного объединения, избирательного блока".
Избирательная комиссия незамедлительно информирует кандидата, избирательное объединение (избирательный блок) обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета с нарушением установленного порядка. В случае необходимости избирательная комиссия вправе обратиться в банк для уточнения полученных сведений.
Избирательная комиссия до дня голосования на выборах периодически (желательно не реже 1 раза в две недели) направляет в средства массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, подлежащих опубликованию в соответствии с законом. При определении объема этих сведений целесообразно учитывать: общий объем поступлений в соответствующий избирательный фонд; количество жертвователей; пожертвования, превышающие определенную величину; пожертвования, поступившие с нарушением установленного порядка; а также расходы, включая общую сумму расходов; расходы, превышающие определенную величину; сумму расходов на залог и различные виды предвыборной агитации (примерные формы - в приложении 8, 9).
2.4. Расчеты кандидатов, избирательных объединений (избирательных блоков) с гражданами и юридическими лицами
В целях обеспечения проведения предвыборных мероприятий для выполнения соответствующих работ и оказания услуг могут привлекаться граждане и юридические лица. Запрещается без письменного согласия кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнять оплачиваемые работы, реализовывать товары, оказывать платные услуги, прямо или косвенно связанные с выборами и направленные на достижение определенного результата на выборах.
Основанием произведенных из избирательного фонда расходов является договор, заключенный между кандидатом (или от имени кандидата - его уполномоченным по финансовым вопросам), уполномоченным по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и гражданином или юридическим лицом. Федеральный закон не предоставляет возможность другим лицам заключать подобные договоры. Экземпляр договора представляется в избирательную комиссию вместе с итоговым финансовым отчетом. Договоры возмездного выполнения работ (оказания услуг) гражданином либо юридическим лицом заключаются только в письменной форме.
Избирательной комиссии целесообразно ознакомить кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока с примерными формами договоров о выполнении работ (оказании услуг) гражданином, юридическим лицом (приложения 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).
Обязательства граждан и юридических лиц по договорам возмездного выполнения работ (оказания услуг) в отношении кандидата, избирательного объединения (избирательного блока) прекращаются с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ. Следует обращать внимание на соответствие конкретного вида работ (услуг), предусмотренных заключенным договором, выполненным работам (оказанным услугам), указанным в акте (примерная форма - в приложении 18).
2.5. Отчетность по средствам избирательных фондов
Форма финансового отчета и требования к оформлению прилагаемых к нему документов, устанавливается избирательной комиссией.
Целесообразно, чтобы избирательная комиссия, принимая финансовый отчет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зафиксировала факт представления каждого финансового отчета документом по форме, определяемой избирательной комиссией, копия которого выдается лицу, представившему отчет. Представление первого финансового отчета фиксируется в справке при приеме документов (примерные формы - в приложениях 19, 20).
Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
Первичные финансовые документы должны быть сброшюрованы в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом к выпискам банка со специального избирательного счета прилагаются документы, подтверждающие расходование денежных средств.
Финансовый отчет подписывается кандидатом (зарегистрированным кандидатом), уполномоченными представителями по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока.
2.6. Взыскание задолженности кандидата, избирательного объединения, избирательного блока по бюджетным средствам
В случае непогашения задолженности избирательная комиссия взыскивает причитающиеся ей средства в судебном порядке, направляя в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании бюджетных средств, перечисленных в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (примерная форма - в приложении 21). К исковому заявлению прилагаются копии следующих документов:
- решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- решение избирательной комиссии об установлении размера средств, выделяемых избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку на формирование избирательного фонда;
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление бюджетных средств;
- протокол о результатах выборов;
- уведомление избирательной комиссии о сумме имеющейся задолженности и необходимости ее погашения, направленное ранее кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку (гражданину, общественному объединению, политической партии, выступавшим в качестве кандидата, избирательного объединения, в том числе и в составе избирательного блока).
3. Выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании, минуя избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока
С целью выявления и документального подтверждения нарушений финансового характера при оплате расходов на предвыборную агитацию помимо избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и применения мер ответственности избирательной комиссии необходимо:
- осуществлять регистрацию контрольных экземпляров печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов, которые в соответствии с законом представляются в избирательные комиссии кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком;
- рассматривать в установленные законом сроки поступившие в избирательную комиссию заявления и обращения по вопросам нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком;
- привлекать соответствующих специалистов для подготовки экспертных оценок и заключений о характере размещенных в СМИ или изготовленных и распространенных материалов, связанных с выборами.
Для экспертной оценки и подготовки заключения при избирательной комиссии может создаваться экспертная группа из представителей территориальных органов МПТР России, Минюста России, Союза журналистов России, организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий и других организаций.
Для изучения материалов предвыборной агитации избирательной комиссии с привлечением специалистов необходимо вести мониторинг:
- аудиовизуальных материалов, распространяемых организациями телерадиовещания, связанных с предвыборной агитацией (рекламные видеоролики, авторские программы, интервью, дебаты, "круглые столы" и др.);
- печатных материалов (периодические печатные издания, брошюры, листовки и иные печатные материалы), связанных с предвыборной агитацией;
- наружной рекламы, связанной с предвыборной агитацией (рекламные щиты, растяжки, бегущие строки, и др.).
Мониторинг может проводиться избирательной комиссией как самостоятельно, так и с привлечением иных организаций, исходя из финансовых возможностей за счет и в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов.
Мониторинг предусматривает:
- проведение экспертной оценки всех материалов на предмет содержания в них признаков предвыборной агитации;
- определение исполнителя работ (услуг) и его местонахождения;
- проведение стоимостной оценки каждого агитационного материала;
- выявление наличия отметки об оплате из избирательного фонда;
- накопление экземпляров агитационных материалов в избирательной комиссии;
- оценку распространяемых материалов по другим критериям;
Кроме того, избирательной комиссии целесообразно организовать получение информации:
- о распространении предвыборных агитационных материалов на улицах и в жилом секторе (по возможности эта информация должна содержать указание на примерный объем, количество экземпляров, объяснения, протоколы и т.п.);
- о проведении массовых мероприятий в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
- о массовой доставке печатной продукции, связанной с выборами и изготовленной не на территории субъекта Российской Федерации, где проводятся выборы.
Материалы, прошедшие экспертизу и признанные агитационными, проверяются на наличие установленных законом выходных данных:
- в материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации;
- печатные и аудиовизуальные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
При проверке оплаты из избирательного фонда используются поступившие от филиала Сбербанка России сведения: ф.и.о. кандидата или наименование избирательного объединения, избирательного блока; наименование получателя средств изготовления (распространения) агитационных материалов; сумма, оплаченная из избирательного фонда; вид агитационного материала; документ, подтверждающий расход средств; иные данные.
С целью определения фактических объемов и стоимости агитационного материала избирательная комиссия вправе запросить соответствующие данные у изготовителя, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. В случае необходимости членами контрольно-ревизионной службы совместно с представителями правоохранительных органов может быть инициирована встречная проверка организации, осуществившей выпуск (распространение) агитационной продукции.
Если распространяемые агитационные материалы не содержат необходимые выходные данные, то избирательная комиссия в соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона обращается в правоохранительные органы для принятия мер по пресечению их распространения, изъятию тиража и проведению мероприятий, позволяющих определить источник их происхождения, объем распространения, стоимость и принадлежность кандидату, избирательному
объединению, избирательному блоку.
При установлении фактов оплаты агитационных материалов помимо избирательного фонда избирательная комиссия в зависимости от степени нарушения:
- уведомляет в форме предупреждения кандидата, избирательное объединение, избирательный блок о недопустимости нарушения правил ведения предвыборной агитации;
- информирует избирателей, направляя соответствующую информацию в организации СМИ;
- производит учет фактов нарушений по каждому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку с обязательной оценкой стоимости изготовленных агитационных материалов.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, превысили 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или предельный размер расходования средств избирательного фонда был превышен более чем на 5 процентов, избирательная комиссия обращается в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда избранным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, допущенными к распределению депутатских мандатов, составляют более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или общие расходы из избирательного фонда более чем на 10 процентов превышают предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленного законом, то избирательная комиссия обращается в суд с заявлением о признании результатов выборов недействительными.
4. Организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе, представляемых кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком
4.1. Сведения о доходах и об имуществе
Одновременно с письменным уведомлением о выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляются сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в том числе общей, о вкладах в банках, ценных бумагах. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (ч. 1 ст. 244 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законодательством, кандидат представляет аналогичные сведения о своем супруге.
Сведения об имуществе представляются в установленной Федеральным законом форме (приложение 22) по состоянию на первое число месяца, в котором официально опубликовано решение о назначении (проведении) выборов.
Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов, с отметкой налоговых органов. Лица, на которых возложена обязанность представления налоговой декларации, определены пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные лица представляют справку (справки) о доходах, неучтенных в налоговой декларации, если таковые имелись. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами, и организаций, осуществивших соответствующие выплаты.
Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не имел источников доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, он указывает об этом в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в соответствующую избирательную комиссию.
Перечень и формы установленных законом документов, содержащих сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе кандидата (кандидата из списка кандидатов), определяются избирательной комиссией до начала выдвижения кандидатов, списков кандидатов.
Факт представления сведений о размере и об источниках доходов и об имуществе кандидата (кандидатов из списка кандидатов) наряду с другими необходимыми документами необходимо оформить в виде подтверждения об их получении в двух экземплярах, заверенных подписями представителей избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (примерная форма - в приложении 23). При этом один экземпляр подтверждения выдается кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Внесение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком дополнений, изменений в вышеуказанные сведения после их представления не допускается.
Порядок регистрации представленных сведений о размере и об источниках доходов и об имуществе кандидата (кандидата из списка кандидатов) определяется избирательной комиссией.
Избирательная комиссия направляет сведения о доходах и об имуществе, представленные кандидатом, в отношении каждого зарегистрированного кандидата, кандидата из списка кандидатов (примерная форма - в приложении 24), как правило, не позднее трех дней со дня завершения регистрации в редакции государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий для опубликования. При этом форма и объем сведений о кандидатах утверждается избирательной комиссией, организующей выборы.
4.2. Проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе, представленных кандидатами
Избирательная комиссия обязана направить в соответствующие государственные органы представления о проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов (приложение 25).
Соответствующие органы обязаны проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии.
Информация о результатах проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов обобщается избирательной комиссией. С информацией о выявленных фактах недостоверности сведений о доходах и об имуществе кандидата (кандидата из списка кандидатов) избирательная комиссия знакомит кандидата, избирательное объединение, избирательный блок, направляет ее в средства массовой информации, размещает на информационном стенде в помещении для голосования (примерная форма - в приложении 26).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.