Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства Москвы
от 4 марта 1997 г. N 156
Положение
о Главном управлении по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям города Москвы
Согласно постановлению Правительства Москвы от 15 марта 2005 г. N 127-ПП Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы реорганизовано в Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы
О включении Службы спасения Системы общественной безопасности г. Москвы в состав сил и средств Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций см. распоряжение Мэра Москвы от 8 мая 1997 г. N 369-РМ
I#. Общие положения
1.1. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы является органом при Правительстве Москвы, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на территории города. Оно предназначено для организации и управления выполнением мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, контроля за выполнением указанных мероприятий и готовностью органов управления и объектов народного хозяйства к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы создается в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 27.05.1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на базе штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы и является правопреемником его прав и обязанностей.
Официальное сокращенное наименование Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы
- Главное управление ГОЧС г. Москвы (ГУ ГОЧС г. Москвы).
1.2. Главное управление ГОЧС г. Москвы осуществляет свою деятельность под общим руководством Премьера Правительства Москвы - начальника гражданской обороны города, а также Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.3. Главное управление ГОЧС г. Москвы является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и смету, текущий бюджетный и иные счета в банковских учреждениях Российской Федерации, гербовые печати с изображением герба Москвы, герба Российской Федерации со своим наименованием, штампы, бланки, а также другие официальные атрибуты, необходимые для выполнения возложенных на него задач.
1.4. В своей деятельности Главное управление ГОЧС г. Москвы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами города Москвы, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Мэра Москвы, постановлениями Правительства Москвы и распоряжениями Премьера Правительства Москвы, директивами и распоряжениями Начальника гражданской обороны Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, нормативными, правовыми и директивными документами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Правительства Москвы, а также настоящим Положением.
См. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
1.5. Главному управлению ГОЧС г. Москвы подчинены управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - управления ГОЧС) административных округов г. Москвы, Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г. Москвы, Государственная инспекция по маломерным судам г. Москвы, Московская городская поисково-спасательная служба.
Постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2000 г. N 1000 в составе Главного управления ГО и ЧС г.Москвы образовано штатное подразделение - Государственная инспекция г.Москвы по защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций
1.6. Место нахождения Главного управления ГОЧС г. Москвы: 103847, г. Москва, ул. Тверская, д. 8/2, строение 4.
2. Задачи Главного управления ГОЧС г. Москвы
Основными задачами Главного управления ГОЧС г. Москвы являются:
разработка предложений по реализации государственной политики в г. Москве по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализация принятых по ним решений;
разработка предложений по созданию, функционированию и развитию органов управления, гражданской обороны и Московской городской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее МГСЧС);
организация планирования, разработки и осуществления мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению выживания населения в военное время, а также обеспечению безопасности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы;
координация действий сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы;
разработка предложений по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций;
осуществление совместно с заинтересованными органами государственного надзора за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;
участие в подготовке к устойчивому функционированию народного хозяйства города в военное время, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
руководство созданием и подготовкой сил и средств гражданской обороны и МГСЧС;
организация обучения населения, подготовки должностных лиц и формирований ГО и МГСЧС, методическое руководство подготовкой органов управления МГСЧС;
организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения);
обеспечение боевой и мобилизационной готовности Главного управления ГОЧС г. Москвы, подчиненных ему учреждений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуация, а также формируемых подразделений.
3. Функции Главного управления ГОЧС г. Москвы
Главное управление ГОЧС г. Москвы в соответствии с возложенными на него задачами:
организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;
планирует и организует мобилизационную подготовку структурных подразделений;
осуществляет методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования организаций при чрезвычайных ситуациях;
готовит предложения о финансировании в установленном порядке мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы;
осуществляет совместно с заинтересованными органами на подведомственной территории государственный надзор за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и определяет готовность органов управления и сил к действиям при их возникновении, принимает в пределах своей компетенции меры к устранению выявленных недостатков;
осуществляет контроль за ходом строительства защитных сооружений гражданской обороны, использованием их в народнохозяйственных целях, принимает меры по обеспечению готовности защитных сооружений гражданской обороны;
организует разработку и вносит на рассмотрение Правительства Москвы проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий, снижение тяжести воздействия на население и народное хозяйство города;
организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работы по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возможной обстановки в городе при их возникновении, а также при применении современных средств поражения;
организует проведение проверок состояния гражданской обороны, работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в округах, городских службах и организациях;
осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов управления округов, районов, городских служб и организаций;
участвует в проведении экспертизы градостроительных документов и проектов строительства и реконструкции объектов в части соблюдения требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
руководит деятельностью Спецпредприятия при Правительстве Москвы и Специального пуско-наладочного управления Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в пределах, предоставленных ему полномочий;
участвует в разработке и реализации целевых и научно-технических программ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняет функции заказчика при реализации работ по совершенствованию МГСЧС;
разрабатывает предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществляет контроль за ходом исследований и приемку законченных НИОКР, по которым Главное управление ГОЧС г. Москвы является заказчиком или пользователем; организует внедрение в практическую деятельность результатов завершенных НИОКР;
участвует в создании, развитии и совершенствовании, поддержании в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи, автоматизированной информационно-управляющей системы по предупреждению и ликвидации ЧС;
О мерах по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях см. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 17 января 1997 г. N 45-РП
утверждает маршруты перевозки опасных грузов по территории города;
организует контроль за радиационной, химической и бактериологической обстановкой в городе в мирное и военное время;
организует сбор, анализ и представление вышестоящим органам управления информации о чрезвычайных событиях, имевших место в городе, в том числе и не приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций;
подготавливает Правительству Москвы ежегодный аналитический доклад о безопасности населения и народного хозяйства Москвы;
руководит подчиненными органами управления ГОЧС, оказывает помощь и контролирует их деятельность;
организует управление проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководит по поручению Правительства Москвы конкретными работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организует всестороннее обеспечение сил гражданской обороны и их взаимодействие в ходе выполнения задач;
поддерживает взаимодействие с Центральным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами управления Московского военного округа в ходе совместного выполнения задач;
организует работу по созданию, размещению, оснащению, подготовке и использованию сил и средств гражданской обороны и МГСЧС, организует аттестацию указанных формирований и спасателей;
организует создание служб гражданской обороны в отраслевых структурах города, направляет и контролирует их работу;
готовит предложения об использовании резерва финансовых и материальных ресурсов Правительства Москвы, необходимого для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организует разработку проектов плана гражданской обороны города, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представляет их на утверждение Правительства Москвы;
осуществляет методическое руководство разработкой аналогичных планов в административных округах, городских организациях и службах гражданской обороны;
участвует в разработке мобилизационного плана народного хозяйства г. Москвы на расчетный год в части касающейся мероприятий гражданской обороны;
участвует в подготовке предложений по вопросам, отнесенным к его компетенции, при разработке схем развития и размещения производительных сил, генерального плана города, программ и других документов, в которых предусмотрено решение задач экономического и социального характера с учетом факторов, направленных на решение задач гражданской обороны, повышения безопасности населения и народного хозяйства города;
проводит занятия, тренировки, учения с личным составом Главного управления ГОЧС г. Москвы и подчиненных ему учреждений, контролирует и оказывает методическую помощь в подготовке и проведении аналогичных мероприятий в органах управления гражданской обороны города и МГСЧС;
организует проведение учебно-методических сборов с руководящим составом гражданской обороны города и МГСЧС;
осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, их жизнеобеспечения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, как в мирное, так и в военное время;
осуществляет по поручению Правительства Москвы международное сотрудничество по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления ГОЧС г. Москвы, обобщает и распространяет в городе передовой опыт решения задач гражданской обороны, предупреждения, подготовки к ликвидации чрезвычайных ситуаций и действий при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.
4. Права Главного управления ГОЧС г. Москвы
Главное управление ГОЧС г. Москвы имеет право:
принимать решения по вопросам своей компетенции, обязательные для выполнения органами исполнительной власти и местного самоуправления, организациями, а также гражданами на всей территории г. Москвы;
проводить в установленном порядке учения и проверки органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, сил гражданской обороны и МГСЧС, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
привлекать в установленном порядке экспертов для проведения исследований и экспертиз, подготовки заключений по отдельным вопросам своей компетенции;
давать предложения органам исполнительной власти для принятия решения о привлечении сил и средств гражданской обороны и МГСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разрабатывать и вносить на рассмотрение Правительства Москвы предложения по дальнейшему развитию гражданской обороны и МГСЧС, повышению их готовности, совершенствованию форм и методов работы при решении возложенных на них задач;
заслушивать руководителей гражданской обороны, подсистем и звеньев МГСЧС по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления ГОЧС г. Москвы, контролировать выполнение требований руководящих документов, принимать меры к устранению выявленных недостатков, возбуждать ходатайства о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях указанных требований;
разрабатывать проекты нормативных актов и распорядительных документов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и вносить их на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке;
выполнять функции заказчика по НИОКР в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, проводимым за счет средств городского бюджета и разрешенных внебюджетных источников;
запрашивать и получать на безвозмездной основе от органов управления и организаций, расположенных на территории города, информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач. Представители Главного управления ГОЧС г. Москвы имеют право прохода в любые органы управления, организации на территории города при выполнении возложенных на них задач;
пользоваться правом оперативного управления в отношении переданных ему Правительством Москвы в пользование зданий, сооружений и помещений, а также иного имущества;
давать предложения по финансированию деятельности Главного управления ГОЧС г. Москвы и подчиненных ему учреждений, мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий, направленных на предупреждение, снижение тяжести последствий и подготовку к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
иметь специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.
5. Организация деятельности Главного управления ГОЧС г. Москвы
и его управления
5.1. Главное управление ГОЧС г. Москвы при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с органами управления Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Московского военного округа по вопросам:
обеспечения боевой и мобилизационной готовности органов управления, учреждений и сил гражданской обороны, укомплектованных военнослужащими, планирования подготовки и осуществления мобилизационного развертывания;
оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, доведения сигналов на приведение учреждений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в повышенные степени готовности;
выделения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
использования загородной зоны и транспортных коммуникаций;
ведения территориальной и местной обороны, оперативного оборудования территорий.
5.2. Отношения Главного управления ГОЧС г. Москвы с организациями и гражданами строятся на основе договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Москвы.
5.3. Главное управление ГОЧС г. Москвы от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Главное управление ГОЧС г. Москвы несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, а равно нарушение иных правил хозяйствования.
5.5. Главное управление ГОЧС г. Москвы осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности и подчиненных учреждений, ведет статистическую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные законодательством.
5.6. Главное управление ГОЧС г. Москвы комплектуется военнослужащими, проходящими военную службу на должностях по перечню, утверждаемому МЧС России, и содержащимися за счет средств федерального бюджета, и гражданским персоналом, содержащимся за счет средств бюджета г. Москвы.
Деятельность гражданского персонала регламентируется трудовым законодательством Российской Федерации и соответствующими правовыми актами г. Москвы.
Военнослужащие назначаются на должности, перемещаются по службе и освобождаются от должности Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданский персонал - начальником Главного управления ГОЧС г. Москвы.
5.7. Главное управление ГОЧС г. Москвы возглавляет начальник из числа военнослужащих, который назначается и освобождается установленным порядком по представлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и по согласованию с Мэром Москвы.
5.7.1. Начальник Главного управления ГОЧС г. Москвы является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны города.
5.7.2. Начальник Главного управления ГОЧС г. Москвы осуществляет руководство на основе единоначалия.
Он обязан:
знать состояние гражданской обороны и обстановку в городе, быть готовым по требованиям Мэра Москвы и начальника гражданской обороны Москвы доложить обобщенные выводы и свои предложения по решению возникающих проблем;
нести полную ответственность за выполнение всех задач, возложенных на Главное управление ГОЧС г. Москвы:
руководить подчиненными органами управления ГОЧС, координировать и контролировать работу городских служб гражданской обороны;
организовывать выполнение принятых начальником гражданской обороны города решений;
участвовать в разработке наиболее важных документов, систематически готовить выводы из оценки обстановки и предложения по осуществлению мероприятий, дальнейшему развитию и совершенствованию гражданской обороны и МГСЧС, форм и методов их работы;
распределять обязанности между заместителями и руководителями структурных подразделений Главного управления ГОЧС г. Москвы, устанавливать степень их ответственности, утверждать положения о структурных подразделениях;
обеспечивать правовую и социальную защиту личного состава Главного управления ГОЧС г. Москвы и подведомственных ему учреждений.
Решения начальника Главного управления ГОЧС г. Москвы по вопросам административно-хозяйственной деятельности и иным вопросам оформляются приказами и распоряжениями.
Начальник Главного управления ГОЧС г. Москвы имеет право:
по решению Мэра или Правительства Москвы приводить МГСЧС в повышенные режимы функционирования;
привлекать в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства МГСЧС или ее звеньев;
действовать без доверенности от имени Главного управления ГОЧС г. Москвы, представлять его интересы в государственных органах;
распоряжаться денежными средствами, выделенными на содержание Главного управления ГОЧС г. Москвы в пределах сметы расходов;
управлять имуществом Главного управления ГОЧС г. Москвы в пределах предоставленных прав;
заключать договоры, выдавать доверенности, открывать счета в банковских учреждениях;
издавать приказы, директивы и отдавать распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию;
принимать на работу и увольнять с работы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации сотрудников Главного управления ГОЧС г. Москвы, из числа лиц гражданского персонала;
вносить в установленном порядке предложения в МЧС России о назначении на должности, перемещении по службе и освобождении от должности военнослужащих, проходящих военную службу в Главном управлении ГОЧС г. Москвы и подведомственных ему учреждениях, о присвоении им воинских званий, об увольнении с военной службы;
утверждать штатное расписание Главного управления ГОЧС г. Москвы и подведомственных организаций с учетом штатного перечня должностей и утвержденного фонда оплаты труда, а также смету расходов на содержание Главного управления ГОЧС г. Москвы в пределах выделенных ассигнований;
распоряжаться кредитами в пределах средств, выделенных на содержание Главного управления ГОЧС г. Москвы, включая валютные средства;
вносить в установленном порядке предложения о награждении отличившихся военнослужащих, лиц гражданского персонала Главного управления ГОЧС г. Москвы и подведомственных ему организаций государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России, о применении других видов поощрений;
направлять в служебные командировки военнослужащих и гражданский персонал Главного управления ГОЧС г. Москвы, в пределах выделенных ассигнований на эти цели.
5.8. Выполнение конкретных специальных задач, возлагаемых на Главное управление ГОЧС г. Москвы, организуют отделы и другие структурные подразделения. Деятельность указанных структурных подразделений регламентируется положениями об этих подразделениях, которые утверждаются начальником Главного управления ГОЧС г. Москвы. Сотрудники подразделений работают под руководством их руководителей, в соответствии с утвержденными должностными инструкциями, функциональными обязанностями.
На работу в подразделения ГУ ГОЧС принимаются лица гражданского персонала: мужчины от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет за исключением инвалидов.
Все структурные подразделения Главного управления ГОЧС г. Москвы и отдельные должностные лица при выполнении возложенных на них задач работают в тесном взаимодействии.
5.9. Изменения в настоящем положении вносятся Правительством Москвы или Мэром Москвы.
5.10. Реорганизация ГУ ГОЧС г. Москвы осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации по согласованию с Мэром и Правительством Москвы.
6. Финансирование и материально-техническое обеспечение
Главного управления ГОЧС г. Москвы
6.1. Военнослужащие, проходящие службу в Главном управлении ГОЧС г. Москвы содержатся за счет федерального бюджета, гражданский персонал - за счет бюджета г. Москвы.
6.2. Имущество Главного управления ГОЧС г. Москвы находится в собственности Москвы, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Главным управлением ГОЧС г. Москвы на правах оперативного управления.
Для выполнения задач военного времени Правительство Москвы обеспечивает Главное управление ГОЧС г. Москвы необходимыми материально-техническими ресурсами.
6.3. Источниками формирования финансовых ресурсов и имущества Главного управления ГОЧС г. Москвы являются:
средства федерального бюджета, выделенные МЧС России;
средства, выделенные из бюджета г. Москвы;
средства, перечисляемые Главному управлению ГОЧС г. Москвы на возмещение расходов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных событий, в том числе не приведших к образованию чрезвычайных ситуаций;
кредиты банков и других кредиторов;
добровольные взносы организаций и граждан;
иное имущество, переданное его собственником или уполномоченным им органом.
6.4. Финансирование и материально-техническое снабжение Главного управления ГОЧС г. Москвы и других подчиненных ему учреждений, не являющихся юридическими лицами, за счет средств бюджета города Москвы осуществляется через Главное управление ГОЧС г. Москвы и отражается в его финансовых документах.
6.5. Контроль за деятельностью Главного управления ГОЧС г. Москвы и эффективностью использования и сохранностью государственного имущества осуществляется соответствующими подразделениями Правительства Москвы, МЧС России, налоговой инспекцией, другими организациями и органами управления в пределах их компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.