Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 10 декабря 1996 г. N 966
Концепция
развития ремесленничества в г. Москве
См. также Концепцию об основах становления ремесленничества в г. Москве, утвержденную распоряжением Мэра Москвы от 6 мая 1998 г. N 444-РМ
Ремесленное дело является одним из важных секторов современной многоукладной социально-рыночной экономики. Широкая сеть мелких (ремесленных) предприятий, рост количества частных предпринимателей-ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке, а их гибкость и мобильность дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач - от более полного удовлетворения населения сравнительно дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного потребления до расширения занятости (в том числе людей с самыми различными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей, людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами). Развитие ремесленничества способствует социальному выравниванию, что создает предпосылки для стабильности внутри государства и непосредственно на территории Москвы.
В России к началу XX века число ремесленников составляло более 4 миллионов человек. Число ремесленных профессий и промыслов было очень велико, город был насыщен товарами ремесленного производства, широко была развита сфера ремесленных услуг.
В настоящее время ремесленничество утратило свои господствующие позиции как система производства, однако оно продолжает существовать во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку как часть малого предпринимательства либо как самостоятельная система производства.
Сегодня этот положительный опыт должен быть изучен, обобщен и учтен, прежде всего в области ремесленничества и создания ремесленных общественных объединений, выражающих и защищающих интересы ремесленников в органах государственной власти и управления.
В данный момент отсутствует законодательно утвержденный список ремесел и промыслов, нет и закона о ремеслах, который бы регулировал социально-правовые и экономические стороны этой деятельности.
Таким образом, в современных условиях ремесленничество представляет собой важное с точки зрения экономической эффективности и социальной стабильности явление, развитие которого государство должно непременно взять под свою опеку, обеспечивая ему всемерную поддержку и рост.
В силу ряда особенностей ремесленное предприятие в нашей стране имеет небольшие размеры и не превышает параметры, установленные законодательством Российской Федерации для малого предпринимательства.
Таким образом, можно определить ремесленника как представителя малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило ручным способом, каких-либо изделий и (или) услуг при помощи собственных орудий труда.
Ремесленничество - часть субъектов малого предпринимательства, для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление услуг в малом объеме или по индивидуальным заказам с высокой долей ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний, навыков и умений, как правило без функционального и производственного разделения труда внутри ремесленного предприятия, на основе собственности ремесленника (мастера) на средства производства.
Такое определение позволяет распространить на ремесленничество нормативно-правовую базу поддержки малого предпринимательства. Для Москвы основа этой поддержки определена Законом города Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве", другими распорядительными документами.
Для того чтобы выделить из всей совокупности малых предприятий ремесленные, в качестве основных критериев ремесленного производства нами предлагаются следующие:
- принадлежность к отраслям обрабатывающей промышленности или сфере услуг;
- высокая доля ручного труда в процессе производства;
- незначительное разделение труда внутри ремесленного предприятия;
- непосредственное участие собственника в процессе труда или в процессе производства;
- мелкотоварный характер производства (малосерийность выпускаемой продукции).
В Москве существует достаточно широкий слой хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к категории ремесленников. Большей своей частью эти предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование в условиях рынка и на равные конкурентные возможности по сравнению с иными формами предпринимательства, поскольку их существование осложняется рядом моментов, наиболее существенные из которых:
1. Неустойчивый спрос на продукцию и услуги ремесленничества, слишком большие для этого вида деятельности налоги, а также различные поборы.
2. Недостаточные инвестиционные возможности (отсутствие достаточных для развития собственного дела накоплений и необеспеченность кредитов).
3. Разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального характера труда и отсутствия объединений именно этой части производителей.
4. Отсутствие у ремесленников достаточных экономических, юридических и прочих знаний для участия в рыночных отношениях.
Исключением могут служить традиционные для российского ремесленничества народные художественные промыслы (изготавливающие предметы декоративно-прикладного искусства и сувениры), которые стали самостоятельными производствами благодаря целенаправленной государственной поддержке и обширному потребительскому рынку. Сбыт их продукции является одним из источников поступления валюты, а также поднимает престиж города.
Необходимость государственной поддержки ремесленничества, его возрождение и развитие обусловлено следующим:
1. Ремесленничество дает средства к существованию достаточно широкому слою населения, являясь одновременно одним из средств первоначального накопления капитала.
2. Ремесленное производство способствует насыщению рынка товарами и услугами и в ряде секторов производства способно конкурировать с крупными производителями.
3. Ремесленное производство имеет возможность более гибкого реагирования на изменения рынка, что обеспечивает его относительную устойчивость.
4. Развитие ремесленничества снижает уровень безработицы.
5. Ремесленничество сохраняет и развивает историко-бытовые традиции культуру, народа.
6. Вовлечение в ремесленное производство развивает самодеятельность населения, позволяет раскрыть личные качества человека, способствует его самореализации и вовлечению в рыночные отношения.
7. Слой ремесленников - часть среднего класса, существование которого обеспечивает стабильность общества.
Государственная поддержка возрождения и развития ремесленничества должна быть направлена, в первую очередь, на создание благоприятных социально-экономических, правовых условий и содействие самоорганизации ремесленничества.
В связи со спецификой ремесленного производства, ориентированного в большей степени на местный рынок, его государственная поддержка должна осуществляться, в первую очередь, на региональном и муниципальном уровне.
Она включает в себя:
1. Создание благоприятной нормативно-правовой базы, в том числе закрепление в законах и нормативных актах правовой основы развития ремесленничества, предоставление ремесленничеству льгот (в первую очередь по аренде помещений и по налогам - исходя из принадлежности к малому предпринимательству и учитывая его специфический характер).
2. Оказание государственной поддержки в области обучения и подготовки кадров по ремесленным специальностям:
- подготовка специалистов экономических специальностей;
- организация стажировок по ремесленным специальностям.
3. Помощь в создании развитой инфраструктуры поддержки ремесленничества:
3.1. Организация системы информационно-консалтинговых услуг по следующим направлениям:
- экспертиза и консультационная помощь в создании и функционировании ремесленных предприятий;
- система информационного обеспечения о рынках сбыта товаров (в том числе и международных рынках), сырья и материалов.
3.2. Помощь в самоорганизации ремесленников и содействие их кооперации.
3.3. Организация рекламно-маркетинговой деятельности.
4. Имущественная поддержка: выделение на цели развития ремесленничества помещений, находящихся в муниципальной собственности.
5. Правовая поддержка:
- защита авторского права ремесленников на созданный товар;
- юридические консультации.
6. Формирование общественного мнения, благоприятного для развития ремесленничества, в том числе - через средства массовой информации.
7. Помощь в создании региональных программ поддержки и развития ремесленничества (на основе межрегиональных соглашений).
Одним из первоочередных мероприятий, направленных на развитие ремесленничества, позволяющим решить целый комплекс проблем в его самоорганизации и развитии, является создание Центра ремесел в виде некоммерческой организации с участием Палаты ремесел Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и других заинтересованных организаций.
<< Назад |
Приложение 2. >> Состав Комиссии по проблемам развития ремесленничества |
|
Содержание Постановление Правительства Москвы от 10 декабря 1996 г. N 966 "О развитии ремесленничества в г. Москве" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.