Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 апреля 1994 г. N 352
Указание
о действиях прокуратуры и милиции при организации и проведении массовых мероприятий
Межрайонным прокурорам
и прокурору Зеленограда,
начальникам управлений и
отделов внутренних дел,
отделений милиции
В Москве продолжается проведение массовых мероприятий, организуемых различными партиями, движениями, инициативными группами. Собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования является правом граждан, гарантированным Конституцией.
В целях безусловного соблюдения прав и свобод личности, обеспечения общественного порядка и надлежащего функционирования всех служб жизнедеятельности города во время массовых акций, своевременного пресечения нарушений законности и обоснованного привлечения к ответственности нарушителей порядка организации и проведения публичных мероприятий начальникам подразделений органов внутренних дел, межрайонным прокурорам предлагается руководствоваться следующими рекомендациями.
При рассмотрении исполнительными органами власти уведомлений организаторов митингов, демонстраций и т.д. в случае возникновения разногласий по времени и месту их проведения принимать участие в согласительных совещаниях по выработке возможных вариантов решения. Органам внутренних дел своевременно информировать, а прокурорам незамедлительно принимать меры реагирования на бесспорно необоснованные постановления исполнительной власти об отказе в рассмотрении уведомлений. В иных случаях незамедлительно разъяснять заинтересованным сторонам их право обжалования отказа в вышестоящий орган исполнительной власти или народный суд.
Исходя из конкретных обстоятельств, для руководства подразделениями милиции, обеспечивающими охрану общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, и взаимодействия с организаторами назначается ответственный из органов внутренних дел либо создается оперативный штаб, в который могут входить представители органов исполнительной власти и прокуратуры.
Наряды милиции докладывают в оперативный штаб о фактах нарушения общественного порядка, задерживают и документируют о противоправных действиях, доставляют нарушителей в ближайший отдел или в другие предназначенные для этих целей помещения. Штаб информирует организаторов о причинах задержания указанных лиц и требует от них принять меры к наведению порядка.
Основаниями недопущения или прекращения митинга, шествия, демонстрации, пикетирования являются:
- распоряжение главы уполномоченного органа власти об отказе в принятии уведомления о проведении мероприятия, принятого в соответствии с законом;
- создание реальной угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также имуществу юридических и физических лиц;
- указание ответственного (уполномоченного) представителя от соответствующего органа исполнительной власти о прекращении мероприятия, если оно проводится с нарушением условий, указанных в уведомлении о его проведении;
- совершение организаторами или участниками мероприятия действий, запрещенных законодательством.
При наступлении указанных оснований начальник штаба (ответственный от органов внутренних дел) с помощью звукоусилительной установки информирует организаторов и участников о принятом решении прекратить мероприятие с обоснованием причин, устанавливает время для его выполнения. Обращается непосредственно к участникам мероприятия, если его организаторами это требование не выполняется, устанавливает время для выполнения повторного указания.
Штаб организует документирование допущенных со стороны организаторов нарушений и действий нарядов по прекращению массового мероприятия, предупреждает организаторов о выставлении заслонов, цепочек нарядов, о решении и времени начала применения силы, специальных средств, информирует о путях эвакуации граждан (работающих и закрытых станциях метро, маршрутах общественного транспорта и т.д.).
При осложнении оперативной обстановки (массовых беспорядках) штаб принимает меры к задержанию активных участников, организаторов, документирует с использованием технических средств действия нарядов и правонарушителей.
Данные о задержанных обобщаются штабом, списки лиц представляются в прокуратуру для осуществления надзора за административным и уголовным производством.
применение физической силы и специальных средств для прекращения массовых мероприятий допускается только в случаях совершения его участниками насильственных действий в отношении нарядов, обеспечивающих правопорядок, для пресечения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков.
Наряды милиции рассредотачивают участников запрещенного массового мероприятия и задерживают лиц, нарушающих общественный порядок, выявляют очевидцев противоправных действий. Решение о количестве задействуемых нарядов, создании оперативного штаба для управления ими принимается руководителем органа внутренних дел, исходя из оценки оперативной обстановки (количества участников, агрессивности их намерений и поведения и т. п.).
В материалах о правонарушениях должны найти отражение следующие обстоятельства:
- общие сведения о проходившем массовом мероприятии;
- месте, времени и способе совершения правонарушения;
- сведения о личности правонарушителей и очевидцев, в том числе сотрудников милиции;
- сведения о характере и размере вреда, причиненного правонарушителями.
К материалам в установленном порядке должны быть приобщены вещественные доказательства, показания очевидцев.
Для документирования могут применяться киносъемка, видеосъемка, звукозапись, визуальные наблюдения с последующим отражением результатов в документах (рапорты, протоколы).
При фиксации правонарушений необходимо одновременно документировать поведение организаторов мероприятия.
В случае задержания нарушителей в момент совершения ими противоправных действий или непосредственно после их совершения немедленно по правилам и в порядке, предусмотренном ст. ст. 243, 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях производится личный досмотр задержанных и их вещей, изъятие предметов и документов, имеющих значение для принятия решения по существу.
При невозможности задержания нарушителей на месте и отсутствии сведений о них в составленных документах необходимо отразить их приметы, по возможности сфотографировать. От правонарушителей и очевидцев в установленном порядке должны быть истребованы объяснения.
На основании собранных материалов действиям нарушителей необходимо дать юридическую оценку и составить протокол в соответствии с требованием ст. ст. 234, 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Квалификация действий нарушителей порядка организации и проведения массовых мероприятий зависит от субъекта. Так, при нарушении порядка организаторами мероприятия либо повторном нарушении участниками в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение - действия нарушителей должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 166-1 КоАП.
Лица, совершившие правонарушение, предусмотренное ст. 166-1 КоАП, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей. Задержанным в обязательном порядке должны быть разъяснены их права, предусмотренные ст. 247 КоАП.
При наличии в действиях нарушителей признаков преступления необходимо решать вопрос о возбуждении уголовного дела, при повторном в течение года после наложения административного взыскания нарушении порядка организации и проведения массовых мероприятий его организаторы должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 200-1 УК.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 19 апреля 1994 г. N 352 "О некоторых вопросах порядка организации и проведения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.