Статья 82. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы
1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации, протоколов территориальных избирательных комиссий, указанных в части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, об итогах голосования (если такие территориальные избирательные комиссии не формировались, - на основании данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, об итогах голосования, в том числе на основании данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в который вносятся следующие данные:
1) число избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
2) число территориальных избирательных комиссий, указанных в части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона (если такие территориальные избирательные комиссии не формировались, - число участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации);
3) число протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации, на основании которых составлен данный протокол;
4) число протоколов территориальных избирательных комиссий, указанных в части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол (если такие территориальные избирательные комиссии не формировались, - число протоколов участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол);
5) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования (об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации), территориальных избирательных комиссий, указанных в части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, об итогах голосования (если такие территориальные избирательные комиссии не формировались, - в протоколах участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, об итогах голосования);
6) доля голосов (в процентах), поданных за каждый федеральный список кандидатов и против всех федеральных списков кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
7) число избирателей, принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы, и доля (в процентах) этого числа от числа избирателей, включенных в списки избирателей;
8) наименования политических партий, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из указанных списков;
9) наименования региональных групп кандидатов федеральных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждой из указанных региональных групп;
10) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Государственной Думы, из каждого федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.
3. На основании протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выборов депутатов Государственной Думы.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:
1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей;
2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
6. Число избирателей, принявших участие в выборах депутатов Государственной Думы, определяется как сумма чисел, проставленных в строках 3, 4 и 5 протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования.
7. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
8. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
9. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
10. Федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 83 настоящего Федерального закона.
11. Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов, в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 83 настоящего Федерального закона.
12. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.
13. В течение семи дней со дня голосования зарегистрированный кандидат может отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от депутатского мандата не подлежит отзыву. Отказ зарегистрированного кандидата от получения депутатского мандата влечет за собой изменение порядка размещения зарегистрированных кандидатов в соответствующем федеральном списке кандидатов.
14. Протокол Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. К протоколу прилагается сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации и протоколов территориальных избирательных комиссий, указанных в части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, об итогах голосования (если такие территориальные избирательные комиссии не формировались, - протоколов участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, об итогах голосования).
15. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, несогласный с протоколом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
16. Заверенные копии протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы и сводной таблицы предоставляются всем членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иным лицам, указанным в части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона и присутствовавшим при определении результатов выборов депутатов Государственной Думы, а также представителям средств массовой информации.
17. Если после подписания протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы и (или) сводной таблицы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 5 статьи 29 настоящего Федерального закона и присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы.
18. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, или возникновении сомнений в правильности их составления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории, в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленного настоящим Федеральным законом срока определения результатов выборов депутатов Государственной Думы.
19. В случае, предусмотренном частью 18 настоящей статьи, повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо непосредственно вышестоящей избирательной комиссией, либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, иных лиц, указанных в части 5 статьи 29 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". На основании указанного протокола вносятся изменения в протоколы всех вышестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Ранее представленный протокол об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов избирателей. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.