Приложение 7
Пример расчета доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке (условный)
Объект исследования: рынок теплоизоляционных материалов
Субъект исследования: завод строительных материалов (далее - Завод)
Цель исследования: определение доли Завода на рынке теплоизоляционных материалов
I. Определение продуктовых границ товарного рынка.
1.1 Определение товара и товаров-заменителей.
Завод производит продукцию производственно-технического назначения - перлитофосфогелевые плиты и перлитопластобетонные плиты.
К числу теплоизоляционных материалов, используемых в строительных конструкциях, относятся также производимые на других заводах минераловатные плиты, перлитоцементные плиты, пенополистирольные плиты.
По своему назначению и потребительским свойствам все перечисленные материалы относятся к взаимозаменяемым товарам: они применяются в строительных конструкциях для теплоизоляции. Взаимозаменяемость перечисленных теплоизоляционных материалов подтверждена экспертным заключением отраслевых научно-исследовательских организаций. С целью проверки результатов экспертизы проводится опрос покупателей продукции Завода.
На основании этого заключения все вышеперечисленные теплоизоляционные плиты можно отнести к одной товарной группе теплоизоляционных материалов.
II. Определение субъектов рынка.
2.1. Покупатели перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит, выпускаемых Заводом:
- Оптовые покупатели (управления 99 %
технической комплектации стро- от общей реализации
ительных трестов, строительные плит Заводом
тресты, объединения, хозяйству-
ющие субъекты, ведущие строите-
льные и ремонтные работы собс-
твенными силами)
- Розничные покупатели (индивиду- 1%
альные застройщики)
Доля хозяйствующего субъекта должна определяться на каждом рынке. В данном случае, поскольку доля розничных покупателей в объеме реализации Завода незначительна, ограничимся оценкой доли рассматриваемого хозяйствующего субъекта лишь на рынке оптовых покупок перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит и их заменителей.
2.2. Предприятия - продавцы перлитофосфогелевых и перлитопластобетонных плит и их заменителей.
В результате опроса покупателей продукции Завода дополнительно было выявлено 4 продавца:
Перлитоцементные плиты - заводы А и Б
Минераловатные плиты - завод В
Пенополистирольные плиты - завод Г
III. Географические границы товарного рынка.
Географические границы рынка - это районы области, в которых функционируют выявленные продавцы теплоизоляционных материалов.
Предположим, что общий объем реализации перлитопластбетонных и перлитофосфогелевых плит всеми пятью заводами на рассматриваемом рынке составил за определенный период времени 100 000 кв.м., а объем реализации этих плит Заводом за тот же период времени - 26 000 кв.м.
Соответственно доля Завода на рынке теплоизоляционных материалов составила 26%.