Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Объекты комплексного благоустройства на территориях транспортных и инженерных коммуникаций города
9.1. Общие положения
9.1.1 Объектами нормирования комплексного благоустройства на территориях транспортных коммуникаций города является улично-дорожная сеть в границах красных линий УДС (улицы и дороги, площади, пешеходные переходы различных типов). Проектирование комплексного благоустройства возможно производить на сеть улиц определенной категории, отдельную улицу или площадь, часть улицы или площади, транспортное сооружение. При этом в границы проекта необходимо включать застройку вдоль улицы, либо - территорию и застройку (при отступе линии застройки от красной линии), проектируя территорию от внешнего края дорожного полотна до застройки как единое общественное пространство согласно 6.3.6.3.
9.1.2 Объектами нормирования комплексного благоустройства на территориях инженерных коммуникаций являются технические зоны метрополитена, магистральных сетей инженерных коммуникаций.
9.1.3 Проектирование комплексного благоустройства на территориях транспортных и инженерных коммуникаций города следует вести с учетом разделов 9 и 10 МГСН 1.01-99, МГСН 2.06-99, СНиП 35-01-01, СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 23457-86, ГОСТ 10807-78, ГОСТ Р 51256-99. При проектировании комплексного благоустройства на территориях транспортных и инженерных коммуникаций следует обеспечивать безопасность участников дорожного движения и защиту прилегающих территорий от воздействия транспорта и инженерных коммуникаций. Размещение подземных инженерных сетей города на территории транспортных коммуникаций рекомендуется вести преимущественно в проходных коллекторах.
9.2. Улицы и дороги
9.2.1 Улицы и дороги на территории города в соответствии с МГСН 1.01-99 по назначению и транспортным характеристикам подразделяются на магистральные улицы общегородского и районного значения, улицы и дороги местного значения.
9.2.2. Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства).
9.2.2.1 Виды и конструкции дорожного покрытия следует проектировать с учетом категории улицы и действующих на момент проектирования нормативных документов (СНиП 2.05.02-85, ОДН 218.046-01, ВСН 197-83, ВСН 7-94). Покрытие магистральных улиц с непрерывным движением рекомендуется проектировать максимально светлым для повышения отражающих свойств и обеспечения безопасности движения (применение асфальтобетонных смесей со светлым щебнем). Рекомендуемые материалы для покрытий улиц и дорог приведены в Приложении И.
9.2.2.2 При проектировании озеленения улиц и дорог минимальные расстояния от посадок до сетей подземных коммуникаций и прочих сооружений улично-дорожной сети следует принимать согласно таблице 7.6 МГСН 1.01-99. Размещение деревьев в мощении допускается в условиях Центрального ядра города и исторической застройки. Размещение зеленых насаждений у поворотов и остановок при нерегулируемом движении следует проектировать согласно 9.4.2. Рекомендуется предусматривать увеличение буферных зон между краем проезжей части и ближайшим рядом деревьев - за пределами зоны риска следует высаживать специально выращиваемые для таких объектов растения (таблица 9.1).
Таблица 9.1
Рекомендуемые расстояния посадки деревьев в зависимости от категории улицы
В метрах
Категория улиц и дорог |
Расстояние от проезжей части до ствола |
Магистральные улицы общегородского значения |
5-7 |
Магистральные улицы районного значения |
3-4 |
Улицы и дороги местного значения |
2-3 |
Проезды |
1,5-2 |
Примечание - наиболее пригодные виды: липа голландская, тополь канадский, тополь китайский пирамидальный, тополь берлинский, клен татарский, клен ясенелистый, ясень пенсильванский, ива ломкая шаровидная, вяз гладкий, боярышники, акация желтая. |
9.2.2.3 Ограждения на территории транспортных коммуникаций предназначены для организации безопасности передвижения транспортных средств и пешеходов. Ограждения улично-дорожной сети и искусственных сооружений (эстакады, путепроводы, мосты, др.) следует проектировать в соответствии с ГОСТ 23457-86, ГОСТ 26804-86 и Раздела 9 МГСН 1.01-99.
9.2.2.4 Конструкции опор осветительного оборудования должны приниматься согласно МГСН 2.06-99, ВСН 22-75 и Подразделу 4.8. Для освещения магистральных улиц на участках между пересечениями, на эстакадах, мостах и путепроводах опоры светильников рекомендуется располагать с двухсторонней расстановкой (симметрично или в шахматном порядке), по оси разделительной полосы, то же - с подвеской светильников между высокими опорами на тросах. Расстояние между опорами необходимо устанавливать в зависимости от типа светильников, источников света и высоты их установки, но не более 50 м. Допускается размещение оборудования декоративно-художественного (праздничного) освещения.
9.2.2.5 Условия размещения дорожных знаков и информации, их форму, размеры, изображения, места их установки следует проектировать в соответствии с ГОСТ 10807-78 на дорожные знаки. Расстояние в плане от края проезжей части до ближайшего к ней знака должно составлять от 0,5 до 2,0 м. Дорожную разметку следует проектировать в соответствии с ГОСТ Р 51256-99.
9.2.2.6 Размещение светофоров следует проектировать в соответствии с ГОСТ 23457-86, в частности:
- светофоры на стойках или кронштейнах следует располагать на высоте 2,0-3,0 м от поверхности тротуара до нижней линзы светофора, размещать - в пределах 0,5-2,0 м от края проезжей части;
- высоту установки светофора на подвесках следует принимать 5,0-6,0 м от поверхности проезжей части до днища корпуса светофора;
- основной светофор на стойке или кронштейне должен располагаться на расстоянии 1,0-2,0 м перед пешеходным переходом, размещение светофорных стоек на переходе не допускается, дублирующий светофор должен располагаться на островке безопасности, либо (при его отсутствии) - совмещаться со светофором для встречного направления.
На улицах регулируемого движения, как минимум, один светофор на три перехода следует оборудовать звуковой сигнализацией.
9.2.2.7 Размещение средств наружной рекламы и информации на территории УДС и прилегающих территориях должно обеспечивать требования безопасности дорожного движения в соответствии с 4.1.2. Правил размещения средств наружной рекламы и информации, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 22.01.02 N 41 (Приложение А).
9.3. Площади
9.3.1 По функциональному назначению площади подразделяются на: главные (у зданий органов власти, общественных организаций), приобъектные (у театров, памятников, кинотеатров, музеев, торговых центров, стадионов, парков, рынков и др.), общественно-транспортные (у вокзалов, станций метрополитена, на въездах в город), мемориальные (у памятных объектов или мест), площади транспортных развязок. При проектировании комплексного благоустройства следует обеспечивать максимально возможное разделение пешеходного и транспортного движения, основных и местных транспортных потоков.
9.3.2 Территории площади, как правило, включают: проезжую часть, пешеходную часть, участки и территории озеленения. При многоуровневой организации пространства площади пешеходную часть рекомендуется частично или полностью совмещать с дневной поверхностью, а в подземном уровне в зоне внеуличных пешеходных переходов размещать остановки и станции городского массового транспорта, места для парковки легковых автомобилей, инженерное оборудование и коммуникации, погрузочно-разгрузочные площадки, туалеты, площадки с контейнерами для сбора мусора.
9.3.3 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории площади следует принимать в соответствии с 9.2.2 (улицы и дороги). В зависимости от функционального назначения площади рекомендуется размещать следующие дополнительные элементы благоустройства:
- на главных, приобъектных, мемориальных площадях - произведения декоративно-прикладного искусства, водные устройства (фонтаны);
- на общественно-транспортных площадях - остановочные павильоны, некапитальные нестационарные сооружения мелкорозничной торговли, питания, бытового обслуживания, средства наружной рекламы и информации.
9.3.3.1 Виды покрытия пешеходной части площади должны предусматривать возможность проезда автомобилей специального назначения (пожарных, аварийных, уборочных и др.), временной парковки легковых автомобилей.
9.3.3.2 Места возможного проезда и временной парковки автомобилей на пешеходной части площади следует выделять цветом или фактурой покрытия, мобильным озеленением (контейнеры, вазоны), переносными ограждениями. При этом ширина прохода должна обеспечивать пропуск пешеходного потока (Приложение К).
9.3.3.3 При озеленении площади рекомендуется использовать периметральное озеленение, насаждения в центре площади (сквер или островок безопасности), а также совмещение этих приемов. В условиях исторической среды города или сложившейся застройки рекомендуется применение компактных и (или) мобильных приемов озеленения. Озеленение островка безопасности в центре площади рекомендуется осуществлять в виде партерного озеленения или высоких насаждений с учетом необходимого угла видимости для водителей согласно 9.4.2.
9.4. Пешеходные переходы
9.4.1 Пешеходные переходы следует размещать в местах пересечения основных пешеходных коммуникаций с городскими улицами и дорогами. Пешеходные переходы проектируются в одном уровне с проезжей частью улицы (наземные), либо вне уровня проезжей части улицы - внеуличные (надземные и подземные). Условия размещения наземных пешеходных переходов следует проектировать в соответствии с требованиями Раздела 9 МГСН 1.01-99.
9.4.2 На улицах нерегулируемого движения следует обеспечивать треугольник видимости, в зоне которого не допускается размещение строений, некапитальных нестационарных сооружений, рекламных щитов, зеленых насаждений высотой более 0,5 м. Стороны треугольника следует принимать: 8 х 40 м при разрешенной скорости движения транспорта 40 км/ч; 10 х 50 м - при скорости 60 км/ч.
9.4.3 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства наземных пешеходных переходов включает: дорожную разметку, пандусы для съезда с уровня тротуара на уровень проезжей части, осветительное оборудование.
9.4.3.1 Если в составе наземного пешеходного перехода расположен "островок безопасности", приподнятый над уровнем дорожного полотна, в нем необходимо предусматривать проезд шириной не менее 0,9 м в уровне транспортного полотна для беспрепятственного передвижения колясок (детских, инвалидных, хозяйственных).
9.4.3.2 Светофорное оборудование в зоне пешеходного перехода на улицах регулируемого движения следует оборудовать согласно ГОСТ 23457-86.
9.4.4 Ширину внеуличных переходов следует проектировать с учетом величины ожидаемого пешеходного потока в соответствии с Приложением К, но не менее 3 м.
9.4.5 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства внеуличного пешеходного перехода включает: твердые виды покрытия пола, элементы сопряжения поверхностей (лестницы, пандусы), осветительное оборудование, урны и малые контейнеры для мусора.
9.4.5.1 Покрытие пола рекомендуется выполнять из естественного камня типа базальта или гранита толщиной не менее 40 мм или цветной тротуарной плитки из высококачественного пескобетона. Для облицовки внутренних поверхностей подземного пешеходного перехода рекомендуется применение естественного камня, допускается использование высококачественных искусственных материалов морозостойкостью не менее F 300.
9.4.5.2 Минимальную ширину двухсторонних лестниц и сопровождающих их пандусов следует принимать 2,25 м (лестница) и 1,8 м (пандус).
9.4.5.3 В подземном пешеходном переходе продольный уклон пола тоннеля следует принимать не более 0,4%, поперечный уклон - 10%. При заглублении подземных пешеходных переходов более 5 м следует предусматривать устройство эскалаторов. При длине пешеходного тоннеля более 150 м рекомендуется устройство движущихся тротуаров
9.4.5.4 В подземном пешеходном переходе допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений мелкорозничной торговли и бытового обслуживания, при этом общая ширина пешеходного пространства складывается из ширины прохода, ширины торговой зоны, которая включает габариты киосков и ширину зоны их тяготения (не менее 0,75 м).
9.4.6 Для переходов-распределителей в транспортно-пересадочных узлах ширину пешеходного пространства следует определять согласно Приложению К, обеспечивая минимальное пересечение пешеходных потоков и применяя разграничение встречных потоков разметкой, мощением и т.п. элементами. Рекомендуется применять полы из разноцветных естественных и искусственных материалов.
9.5. Технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны
9.5.1 На территории города предусматривают следующие виды технических зон, выделяемые в соответствии с МГСН 1.01-99: от магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена мелкого заложения.
9.5.2 На территории технических (охранных) зон магистральных коллекторов водопроводных и канализационных сетей и трубопроводов, кабелей высокого, низкого напряжения и слабых токов, линий высоковольтных передач не допускается прокладка транспортно-пешеходных коммуникаций с твердыми видами покрытий, установка осветительного оборудования, средств наружной рекламы и информации, устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в т.ч. некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
9.5.3 В зоне линий высоковольтных передач напряжением менее 110 кВт допускается размещение площадок для выгула и дрессировки собак. Озеленение рекомендуется проектировать в виде цветников и газонов по внешнему краю зоны, далее - посадок кустарника и групп низкорастущих деревьев с поверхностной (неглубокой) корневой системой.
9.5.4 На территории технических зон метрополитена по согласованию с уполномоченными структурами метрополитена г.Москвы допускается организация бульваров, скверов, участков зеленых насаждений (все насаждения - с неглубокой, поверхностной корневой системой), установка некапитальных нестационарных сооружений, размещение площадок для стоянок автомобилей и выгула собак. Площадки для выгула собак должны располагаться не ближе 5,0 м от красных линий улиц и дорог.
9.5.5 Комплексное благоустройство полосы отвода ж/д следует проектировать на основе СНиП 32.01-95 и ОСН 3.02.01-97.
9.5.6 Комплексное благоустройство территорий водоохранных зон следует проектировать в соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным ПП Российской Федерации 23.11.96 г. N 1404. В частности, в пределах водоохранных зон запрещаются:
- применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
- размещение складов минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов;
- складирование мусора;
- заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, других машин и механизмов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.