Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МВД РФ
от 2 апреля 2004 г. N 215
Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
18 октября 2005 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел*(1) регулирует деятельность центров временного содержания по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству.
2. Центры временного содержания в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О милиции"*(2), Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"*(3), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящей Инструкцией.
3. Центры временного содержания создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Центры временного содержания находятся в непосредственном подчинении МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
5. Организация и проведение оперативно-розыскной деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений среди несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"*(4), Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"*(5).
6. Проведение документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности центров временного содержания осуществляется контрольно-ревизионными управлениями (отделами) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
7. Делопроизводство и мероприятия по соблюдению режима секретности осуществляются центрами временного содержания самостоятельно в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
8. Центры временного содержания в своей работе взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Центры временного содержания поддерживают необходимые взаимоотношения с подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями, средствами массовой информации.
II. Основные задачи
10. К основным задачам центра временного содержания относятся*(6):
10.1. Обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.
10.2. Проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявлению среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установлению обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.
10.3. Доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.
III. Прием, регистрация и учет несовершеннолетних, доставленных в центры временного содержания
11. Прием несовершеннолетних центрами временного содержания осуществляется круглосуточно.
12. В центр временного содержания могут быть помещены несовершеннолетние, указанные в пункте 2 статьи 22 Федерального закона.
Приказом МВД РФ от 18 октября 2005 г. N 835 в пункт 13 настоящей Инструкции внесены изменения
13. Основания помещения несовершеннолетних в центр временного содержания указаны в пункте 3 статьи 22 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона несовершеннолетние могут быть помещены в центр временного содержания на срок не более 48 часов на основании постановления начальника или заместителя начальника - начальника криминальной милиции, милиции общественной безопасности отдела (управления) внутренних дел районов, городов, иных муниципальных образований, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах либо оперативного дежурного соответствующего органа внутренних дел (приложение N 1).
14. Перед помещением в центр временного содержания проводится личный осмотр несовершеннолетнего и его вещей*(7).
Во время личного осмотра подлежат изъятию предметы, запрещенные к хранению в центре временного содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем составляется соответствующий акт (приложение N 2).
15. Деньги, ценные предметы и другие вещи в установленном порядке сдаются на временное хранение бухгалтеру, а в случае его отсутствия - другому сотруднику центра временного содержания, назначенному ответственным за их хранение.
16. Все лица, помещенные в центр временного содержания, регистрируются в журнале учета несовершеннолетних, доставленных в центр временного содержания (приложение N 3), и на них заполняются учетно-статистические карточки (приложение N 4).
17. Учетно-статистические карточки на несовершеннолетних, содержащихся в центре временного содержания, хранятся в алфавитном порядке. После убытия несовершеннолетних учетно-статистические карточки помещаются в архивную часть картотеки центра временного содержания, где хранятся в соответствии с установленными сроками хранения.
18. На несовершеннолетних, помещенных в центр временного содержания, заводятся учетные дела (приложение N 5), в которых сосредотачиваются документы, послужившие основанием для помещения в центр временного содержания, анкеты, акт личного осмотра, объяснения несовершеннолетнего, материалы о проведенных индивидуальных профилактических мероприятиях, сведения о применении к несовершеннолетнему мер поощрения или взыскания, о возрасте доставленного, его словесный портрет, данные о его родителях, лицах, их заменяющих, справка о состоянии здоровья, документы, послужившие основанием для освобождения из центра временного содержания, и другие. Документы учетного дела сшиваются, пронумеровываются, составляется их опись.
IV. Содержание несовершеннолетних, помещенных в центры временного содержания
19. На территории центра временного содержания, как правило, размещаются: здание центра временного содержания, гараж-стоянка, складские помещения, столовая, мусоросборник, спортивные и игровые площадки, ограждения с охранно-тревожной сигнализацией, контрольно-пропускной пункт с открытым (крытым) шлюзом для проезда автотранспорта.
20. Комнаты для несовершеннолетних центра временного содержания оборудуются одноярусными кроватями и другой мебелью.
21. Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания несовершеннолетних в центре временного содержания по согласованию со специалистами ЦГСЭН.
22. Режим содержания несовершеннолетних в центре временного содержания обеспечивается дежурным нарядом. Состав наряда, время работы в его составе каждого члена наряда определяется начальником центра временного содержания.
23. Центры временного содержания в установленном для подразделений милиции общественной безопасности порядке обеспечиваются оперативно-техническими средствами, автомобилями, мебелью, инвентарем, одеждой, продовольственными товарами и другим имуществом.
V. Индивидуальная профилактическая работа в центрах временного содержания
24. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними*(8), находящимися в центре временного содержания, при наличии оснований ее проведения, осуществляется с учетом возраста, поведения, общественной опасности ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия, и проводится в течение всего времени их нахождения.
25. В целях повышения эффективности индивидуальной профилактической работы к несовершеннолетним применяются меры поощрения и взыскания.
26. В целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, установления обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, сотрудники центров временного содержания:
26.1. Выясняют условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье; их личные качества, интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения; недостатки в деятельности организаций и учебных заведений, способствующие совершению правонарушений; факты совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести; места сбыта похищенного; случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественною деятельность; факты совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних.
26.2. Незамедлительно докладывают рапортом начальнику центра временного содержания о выявлении лиц, причастных к совершению преступлений, или иных обстоятельствах, имеющих значение для их раскрытия. По его письменному поручению полученная информация в установленном порядке направляется в соответствующие органы внутренних дел, которые уведомляют центры временного содержания о результатах ее рассмотрения.
26.3. Проводят индивидуальные воспитательные мероприятия с несовершеннолетними, находящимися в центре временного содержания, обращая особое внимание на развитие положительных склонностей и интересов, устранение недостатков в поведении, приобщение к учебе и труду.
26.4. Информируют заинтересованные органы и учреждения о причинах и условиях безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и вносят соответствующие предложения об их устранении, а также по вопросам организации обучения и трудового воспитания детей и подростков, находящихся в центрах временного содержания, оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.
27. В случае доставления в центр временного содержания несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3-6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона (если их личность не установлена), должностные лица центров временного содержания принимают меры к установлению личности доставленных по имеющимся у несовершеннолетних документам, используя сведения об их родителях или законных представителях, а также путем направления запросов в соответствующие органы внутренних дел, другие организации и учебные заведения. В этих целях должностные лица центра временного содержания:
27.1. Выявляют обстоятельства задержания подростков, путь их следования, вид транспорта, места возможного проживания, источники и средства существования, а также иные обстоятельства, имеющие значение для установления личности несовершеннолетних, и содержат лиц, скрывающих свои биографические данные, под постоянным наблюдением.
27.2. Составляют описание внешности по методу словесного портрета, организуют фотографирование несовершеннолетнего (фас, оба профиля), а также составляют описание одежды и других имеющихся у него вещей.
27.3. В течение суток после установления личности несовершеннолетнего направляют сведения о месте его нахождения в соответствующие органы внутренних дел, родителям или законным представителям, а также в заинтересованные органы и общественные организации.
VI. Устройство несовершеннолетних
28. Несовершеннолетние, имеющие родителей или лиц, их заменяющих, возвращаются в семью в сопровождении должностных лиц центра временного содержания либо передаются прибывшим за ними родителям или законным представителям.
29. В случае, когда возвращение несовершеннолетнего к месту прежнего жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий для его дальнейшего воспитания или иных причин, должностные лица центра временного содержания сообщают об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в орган опеки и попечительства по месту его жительства для решения вопроса о бытовом и трудовом устройстве.
30. При сопровождении несовершеннолетних, на которых получены соответствующие документы, к месту их устройства должностные лица центра временного содержания руководствуются Правилами сопровождения должностными лицами центра временного содержания несовершеннолетних к месту их устройства (приложение N 6).
31. Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и помещенных в центр временного содержания, финансируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*(9) и осуществляется:
31.1. В сопровождении представителей специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в пределах субъекта Российской Федерации.
31.2. В сопровождении должностных лиц центров временного содержания в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.
32. Передача несовершеннолетних родителям или законным представителям, представителям органов опеки и попечительства, учреждений социального обслуживания, детских учреждений или в другие центры временного содержания оформляется актом о передаче несовершеннолетнего, который заверяется печатью и подписью начальника центра временного содержания (приложение N 7).
33. В случае, если несовершеннолетний не был устроен в течение установленного срока его пребывания в центре временного содержания, начальник центра временного содержания информирует об этом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и орган опеки и попечительства*(10) по месту дислокации центра временного содержания.
По всем фактам непринятия или несвоевременного принятия ответственными должностными лицами мер по устройству помещенных в центр временного содержания несовершеннолетних незамедлительно информируются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав*(11) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
34. Деньги, документы, личные вещи и другие предметы, принятые для временного хранения при помещении в центр временного содержания, передаются под расписку должностному лицу центра временного содержания, представителю детского учреждения, родителям или законным представителям, сопровождающим несовершеннолетних.
35. Начальник центра временного содержания, при необходимости, обязан предоставить помещение для отдыха в центре временного содержания должностным лицам, сопровождающим несовершеннолетних.
36. Сотрудники органов внутренних дел на железнодорожном, водном или воздушном транспорте оказывают помощь должностным лицам центров временного содержания, сопровождающим несовершеннолетних, в приобретении проездных билетов на железнодорожный, водный и воздушный транспорт, а также содействуют временной охране несовершеннолетних в пунктах пересадки и на конечных пунктах следования; принимают меры к розыску на участках оперативного обслуживания органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте несовершеннолетних, совершивших побеги во время перевозки, доставляют несовершеннолетних в ближайшие центры временного содержания.
VII. Права и обязанности начальника центра временного содержания
37. Руководство служебной деятельностью центров временного содержания осуществляют их начальники, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации.
38. Начальник центра временного содержания подчиняется руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
39. Начальник центра временного содержания:
обеспечивает в центре временного содержания круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
несет персональную ответственность за организацию работы центра временного содержания, состояние дисциплины и служебной подготовки, соблюдение законности сотрудниками и работниками;
организует проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, мероприятий по выявлению среди них несовершеннолетних, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, установлению обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирует об этом органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;
организует оперативно-розыскную деятельность в центре временного содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивает в центре временного содержания условия нахождения и режима, исключающие возможность самовольного ухода и (или) совершения правонарушений, питание и медико-санитарное и противоэпидемическое обеспечение, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия несовершеннолетних;
обеспечивает выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками и работниками центра временного содержания, постановлений, предписаний ЦГСЭН;
поощряет в пределах предоставленных ему прав несовершеннолетних, помещенных в центр временного содержания, и (или) налагает на них взыскания;
обеспечивает соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних с предоставлением своевременной юридической и другой необходимой помощи;
принимает меры по обеспечению законности в деятельности центра временного содержания;
принимает и рассматривает в установленные сроки заявления, сообщения и ходатайства несовершеннолетних, помещенных в центр временного содержания, жалобы на действия должностных лиц центра временного содержания или направляет их по принадлежности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке финансово-хозяйственную деятельность, учет и составление отчетности об исполнении смет и расходов, обеспечивает рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых на содержание несовершеннолетних;
отвечает за соблюдение финансовой дисциплины, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организацию бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации, своевременное представление бухгалтерской отчетности;
предоставляет необходимую документацию и оказывает содействие представителям органов, наделенных полномочиями осуществлять контроль и надзор за деятельностью центра временного содержания;
контролирует выполнение сотрудниками и работниками центра временного содержания, несовершеннолетними норм и правил пожарной безопасности;
осуществляет контроль за правильным использованием и ремонтом автотранспорта, а также другого имущества;
издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения обязательные для исполнения подчиненными сотрудниками, работниками;
отвечает за делопроизводство центра временного содержания;
обеспечивает соблюдение режима секретности в деятельности центра временного содержания;
взаимодействует с правоохранительными органами, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляет взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения в случаях необходимости помещения на стационарное лечение несовершеннолетних, содержащихся в центре временного содержания;
взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних;
принимает меры по выявлению, обобщению и распространению положительных форм и методов работы;
составляет на основе типового штатного расписания с учетом местных условий и в пределах выделенной численности штатное расписание центра временного содержания и представляет его на утверждение руководству МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;
устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации режим работы сотрудников и работников, обеспечивает создание условий безопасного выполнения возложенных на них задач;
утверждает расстановку сил и средств для круглосуточного наблюдения и контроля за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна;
осуществляет контроль за служебной деятельностью сотрудников и работников;
принимает меры по улучшению условий труда сотрудников и работников центра временного содержания и их социально-бытовых условий;
вносит предложения руководству МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности лиц старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава, а также о поощрении или наказании сотрудников, направляет представления о присвоении сотрудникам специальных званий;
разрабатывает и утверждает должностные инструкции сотрудников центра временного содержания;
организует работу по подбору, расстановке, обучению, воспитанию подчиненных сотрудников и работников;
в пределах своей компетенции поощряет сотрудников и работников либо налагает на них дисциплинарное взыскание;
утверждает график предоставления очередных ежегодных отпусков сотрудникам и работникам центра временного содержания.
------------------------------
*(1) Далее - центры временного содержания.
*(2) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1999, N 14, ст. 1666; N 49, ст. 5905; 2000, N 31, ст. 3204, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (часть II), ст. 15; N 31, ст. 3172; N 32, ст. 3316; 2002, N 18, ст. 1721; N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3029; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (часть I), ст. 2700; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2001, N 3, ст. 216; 2003, N 28, ст. 2880.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерация, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1 (часть 1), ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N2 ст. 167; N 27 (часть I), ст. 2700.
*(5) Далее - Федеральный закон. Подпункт 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона.
*(6) Статья 22 Федерального закона.
*(7) Пункт 10 статьи 15, пункт 8 статьи 22 Федерального закона.
*(8) Подпункт 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона.
*(9) Положение об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 822 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4480; 2002, N 31, ст. 3116).
*(10) Пункт 2 статьи 9 Федерального закона.
*(11) Пункт 2 статьи 9 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.