Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 17 июня 2003 г. N 450-ПП
Концепция
по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы
1. Общие положения
Целью Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы является определение основных экологических и экономических принципов городского развития, направленных на реабилитацию малых рек, сочетание рационального использования природных ресурсов, социально-экономических и эколого-градостроительных приоритетов развития городских территорий, прилегающих к водным объектам, а также формирование программы первоочередных мероприятий по реабилитации малых рек.
Основными принципами Концепции являются:
- обеспечение охраны, экологической реабилитации и научно обоснованного, сбалансированного, рационального использования природных ресурсов малых рек и прилегающих территорий в градостроительных и рекреационных целях;
- использование природных ресурсов малых рек на основе сочетания и повышения эффективности правовых, экономических и административных методов управления водопользованием;
- обеспечение экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных и инженерных решений по восстановлению и реабилитации водных объектов;
- закрепление на законодательной основе ответственных за содержание водных объектов и их прибрежных территорий.
Результатом реализации программы по восстановлению и реабилитации малых рек является:
- комплексное градостроительное использование водных объектов и прилегающих территорий в целях природоохраны и рекреации;
- сохранение открытых русел малых рек и прекращение практики заключения их в коллекторы; частичное восстановление открытых русел рек на отдельных участках;
- обеспечение нормативного качества воды путем комплекса научно обоснованных инженерных и инженерно-биологических мероприятий на малых реках;
- реализация бассейнового подхода к разработке схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования малых рек и прилегающих территорий;
- максимальное стимулирование естественных процессов самоочищения в водных объектах;
- охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных экосистем;
- строительство очистных сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий, объектов хозяйственной деятельности и наиболее загрязненных городских территорий;
- благоустройство территорий промышленных и прочих хозяйственных объектов, влияющих на формирование качества поверхностных сточных вод;
- исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть;
- реабилитация прибрежных территорий и долин малых рек с определением их функционального назначения, балансодержателя и с учетом сохранности территорий, относящихся к памятникам природы;
- вывод из водоохранных зон экологически опасных объектов.
2. Анализ существующего положения
Водные объекты
На территории г. Москвы существует более 140 рек и ручьев. Наиболее крупными из них являются реки Яуза (48 км), Сходня (47 км) и Сетунь (38 км), которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р. Москвы.
39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, в том числе 16 (наиболее крупные) имеют протяженность более 2 км. Они представляют значительную экологическую и ландшафтно-рекреационную ценность. 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы.
На территории Москвы расположены более 360 водоемов естественного и искусственного происхождения; из которых 170 являются русловыми. Общая площадь водного зеркала прудов составляет более 900 га.
Общая протяженность открытых русел составляет порядка 310 км. Часть открытых русел наиболее крупных рек в черте города обустроена набережными и, следовательно, лишена элементов природного долинного комплекса.
Основная часть открытых русел малых рек (более 249 км) и водоемов находится на обслуживании ГУП "Мосводосток".
Система водных объектов г. Москвы является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стока.
Водные объекты, расположенные в г. Москве, в настоящее время представляют собой систему, обеспечивающую регулирование и отвод поверхностного и грунтового стока, которая в результате деформирования техническими средствами образует коллекторно-речную сеть.
Все элементы комплекса водных объектов города взаимосвязаны и участвуют в формировании водного баланса и качества воды. Качество воды в водных объектах формируется в процессе питания за счет поверхностного и грунтового стока и сбросов сточных вод.
В целом питание водных объектов в г. Москве превышает естественный уровень как в поверхностном стоке вследствие высокого коэффициента стока с территории города и сбросов сточных вод, так и в подземном стоке за счет утечек из водопроводно-канализационных сетей.
Неоправданно и без должного обоснования большое количество водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и целостность водных объектов и водной системы г. Москвы в целом. Преобразование рек в речные коллекторы приводит к необратимым экологическим потерям:
- нарушаются процессы естественного самоочищения рек; ликвидируются речные долины, выполняющие в городе роль "экологических коридоров";
- создаются условия для возможного подтопления прилегающих территорий, так как коллекторы рассчитаны на русловые расходы рек без учета общего объема поступления сточных вод, включая производственные (условно - чистые), от абонентов городской водосточной сети;
- проектирование и строительство коллекторов не предусматривает выполнение дренирующих функций окружающих территорий ввиду низкой водопроницаемости бетонных стенок труб по сравнению с естественными берегами русел рек;
- происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости проведения затратных работ по их промывке и очистке. По степени техногенной трансформации малые реки г. Москвы могут быть классифицированы:
1 класс - сохранившиеся полностью, открытые на 90% протяженности;
2 класс - умеренно трансформированные, открытые на 90-50% протяженности;
3 класс - сильно трансформированные, открытые на 49-10% протяженности;
4 класс - полностью утраченные, закрытые на 90% протяженности.
Исходя из данной классификации, полностью утрачено 40 малых рек и ручьев (4 класс), сильно трансформированы - 27 (3 класс), умеренно трансформированы - 28 (2 класс); сохранившиеся - 38 (1 класс). Для Москвы в ряде случаев канализация рек представляется неоправданной.
В результате этого в настоящее время многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоохранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции недостаточно задействованы в градостроительной практике.
Анализ качества воды водных объектов в городе Москве свидетельствует, что по большинству показателей вода соответствует требованиям культурно-бытового водопользования, однако на всем протяжении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов, которые на 1-2 порядка более жесткие по сравнению с гигиеническими нормативами. При этом водные объекты Москвы не используются в целях промыслового рыболовства, что входит в противоречие с критериями оценки качества воды в водных объектах и установлением предельно допустимых сбросов на уровне требований к водоемам рыбохозяйственного назначения.
В городе Москве водные объекты используются для нужд промышленности и энергетики (забор воды), культурно-бытового водопользования и рекреации, а также для отведения поверхностных сточных вод. До настоящего времени не утверждены в установленном порядке виды водопользования для водных объектов города. Данная проблема требует взаимодействия Москвы и Московской области на уровне правовых, экономических, хозяйственных и управленческих решений.
В соответствии с существующей системой водоотведения в г. Москве основная часть сточных вод и загрязняющих веществ поступает в водные объекты города через выпуски сетей городской канализации и городского водостока. Большинство предприятий города являются абонентами коммунальных предприятий МГП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток", их водоохранная деятельность регулируется договорами абонирования городских сетей.
Около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объекты.
В черте города содержание загрязняющих веществ в малых реках по большинству показателей увеличивается в 2-3 раза в результате поступления в них загрязненных поверхностных и частично производственных сточных вод. В черте города основной объем сточных вод и загрязняющих веществ сбрасывается в малые реки через городскую водосточную сеть ГУП "Мосводосток" и по бассейнам ряда рек (например Яуза, Сетунь) составляет более 90% от общего объема сброса. При этом от абонентов поступает в среднем около 35%, остальные стоки (65%) поступают с селитебных территорий города и в настоящее время никем не оплачиваются. Степень оснащения застроенных территорий (выпуски городских сетей и территории предприятий) очистными сооружениями поверхностного стока недостаточна. Объем очищенных сточных вод составляет около 50% от общего объема сброса. Большинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реконструкции.
По сравнению с 1999 годом количество очистных сооружений на городских водосточных сетях увеличилось до 149 штук. В основном это увеличение шло за счет введения в эксплуатацию новых очистных сооружений на транспортных магистралях МКАД и участках 3-го транспортного кольца, в также в новостройках Северного и Южного Бутова, Митино, Марьинского парка. В соответствии с Генеральной схемой отвода и очистки поверхностного стока с территории г. Москвы на период до 2010 г., основные положения которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП, для полного охвата территории города необходимо построить дополнительно 74 очистных сооружений на городских водосточных сетях. В то же время строительство очистных сооружений не является единственным мероприятием по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Качество поверхностного стока напрямую зависит от уровня благоустройства и санитарного состояния территории города. Поэтому проблема очистки города от бытовых отходов, ликвидация свалок, своевременная уборка территорий рынков и других мест торговли является чрезвычайно актуальной.
Общий объем поступления сточных вод в водные объекты г. Москвы от предприятий-спецводопользователей, осуществляющих сбросы сточных вод непосредственно в водные объекты, составляет 2754,7 млн. куб. м в год (без учета селитебной территории), в том числе:
- через сети МГП "Мосводоканал" сбрасывается 1966,8 млн.куб.м в год (за исключением Курьяновской станции аэрации - сбросы осуществляются за пределами МКАД);
- от абонентов ГУП "Мосводосток" - 179,4 млн.куб.м в год (без учета селитебной территории). Общий объем сброса через городскую водосточную сеть составляет 581 млн. куб.м в год;
- от предприятий-водопользователей - 607,5 млн. куб. м в год, при этом основной объем сбросов приходится на долю объектов энергетики (93%) и АМО "ЗИЛ" (5%).
Резервы улучшения качества вод в водных объектах г.Москвы и рациональное использование водных ресурсов в значительной степени связаны с сокращением сбросов путем организации на предприятиях систем оборотного водоснабжения для нормативно чистых вод, исключением сбросов загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и внедрением эффективных методов очистки поверхностных сточных вод.
Состояние прибрежных территорий
Задачи восстановления, сохранения и экологической реабилитации малых рек необходимо решать в комплексе с мероприятиями по благоустройству территорий, прилегающих к водным объектам, которые формируют качество и состояние самих водных объектов, ландшафт городской среды, обеспечивают рекреационный и природный потенциал города.
Экологическая роль долин малых рек в условиях города не только не уменьшилась, но и в некоторых случаях возросла по сравнению с "дикой" природой, осуществляя компенсационную функцию.
Существующая система пойменных и прибрежных территорий представляет собой фрагментированную цепочку незастроенных площадей с частично сохранившимся озеленением и природными сообществами в различной стадии антропогенной дегрессии. Долины рек трансформированы, подвержены оползневым и эрозионным проявлениям, отдельные участки водоохранных зон захламлены, имеют место незаконно размещенные постройки, некоторые участки русел рек завалены деревьями и мусором.
Это связано, с одной стороны, со сложившимся отношением к речной системе и прилегающим территориям как к "бесхозным неудобьям", не представляющим градостроительного интереса или требующим более дорогостоящих инженерных решений при их освоении. С другой стороны, эти территории находятся под защитой природоохранного законодательства, ограничивающего возможность осуществления на них хозяйственной деятельности.
На различных участках долины рек наблюдается различная степень нарушения биогеоценозов вплоть до полной его ликвидации в том месте, где река заключена в коллектор. Можно говорить об антропогенной дегрессии пойменных территорий.
В то же время пойменные территории, благодаря пересеченному рельефу и разнообразной растительности, привлекательны как места отдыха. Градостроительная политика должна сводиться к минимизации площадей с техногенным ландшафтом в сторону восстановления естественных или культурных ландшафтов в зависимости от состояния долины и ее места в градостроительных планах развития округов.
При правильной организации культурный ландшафт как часть системы озеленения прибрежных территорий способствует восстановлению и оздоровлению среды обитания человека и биосферы в целом. Проведен анализ общей структуры планируемого функционального использования площадей водоохранных зон водных объектов в г. Москве, по результатам которого установлено следующее:
- 75% от общей площади водоохранных зон предлагается для развития природных территорий;
- 10% - под территории природно-общественного назначения;
- 3% - под территории жилого назначения;
- 1% - под территории общественно-жилого назначения;
- 2% - под территории природно-общественного и жилого назначения;
- 2% - под территории природно-общественного и производственного назначения;
- 2% - под производственное назначение. Доли других территорий различного назначения составляют менее 1%.
В настоящее время на большинстве этих территорий отсутствует система регулирования и управления хозяйственной и природоохранной деятельностью. Для них характерно отсутствие благоустройства, они превращены в участки отчуждения и не выполняют средозащитных и градоформирующих функций.
Анализ природных условий долин на участке утраченной речной сети позволяет выявить природный потенциал территории и сформулировать предпосылки и приемы для их реабилитации.
Архитектурно-ландшафтные:
- формирование открытых озелененных пространств, сухих русел, искусственного ландшафта;
- создание искусственных водных поверхностей и сооружений (каналов, фонтонов, каскадов и др.);
- прямое восстановление участков открытого русла и утраченного ландшафта.
Инженерно-технические:
- проведение гидротехнических и мелиоративных работ, направленных на стабилизацию инженерно-геологических процессов и улучшение характеристик естественного стока;
- вертикальная планировка территории с учетом конфигурации и размеров исторических долин (восстановление утраченного ландшафта или создание нового), благоустройство и озеленение.
При комплексном подходе к реабилитации долин малых рек, заключенных в коллекторы, можно выделить три типа мероприятий:
- консервация - мероприятия по сохранению и поддержанию существующего состояния долины;
- реконструкция - комплекс мероприятий, направленных на восстановление природного потенциала долины;
- реорганизация - мероприятия по использованию долины или ее участков в новой планировке и застройке с формированием рекреационных зон.
Исходя из изложенного, можно выделить четыре основных условия существования речной сети как экологической инфраструктуры города, при нарушении которых она утрачивает свое значение:
- максимальное сохранение речных долин, которые обеспечивают саморегуляцию природного комплекса. Спрямление русел, подсыпка берегов, бетонирование склонов, хозяйственное освоение пойм нарушают условия саморегуляции системы;
- непрерывность речной сети, забор участков в коллекторы, использование прибрежных территорий под застройку различного функционального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ландшафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению территорий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение природного комплекса;
- сохранение видового разнообразия растений и животных, которые являются индикаторами качества условий обитания и рекреационно привлекательны;
- обеспечение связи пойменных и прибрежных территорий с крупноплощадочными объектами Природного комплекса города и создание на базе гидросети города единой системы устойчивого озеленения городских территорий.
Существующая система управления и контроля за состоянием водных объектов
В настоящее время в городе действует ряд организаций, осуществляющих управление водными ресурсами и контроль за состоянием рек:
- федеральные органы (Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по г. Москве, Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление, ФГУ "Мосрыбвод" Госкомрыболовства, Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве);
- государственные органы города Москвы (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов, управы районов).
Однако отсутствует координирующий орган в области охраны водных ресурсов, что приводит к несогласованности решений, дублированию функций, отсутствию единого системного подхода в требованиях по охране водных объектов.
В последние годы по охране и восстановлению территорий рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий принят и реализуется ряд постановлений Правительства Москвы:
- от 29.10.96 N 873 "О мерах по упорядочению содержания сооружений и территорий в границах земель водного фонда г. Москвы";
- от 10.02.98 N 101 "О комплексе мер по охране и восстановлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий";
- от 24.11.98 N 911 "О совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием р. Москвы и ее притоков" с внесением в него изменений в соответствии с постановлением от 20.11.2001 N 1043-ПП;
- от 17.02.98 N 124 "О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г. Москвы на период до 2010 года";
Постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 176-ПП названное постановление признано утратившим силу
- от 17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г. Москвы" на период до 2010 г.;
- от 11.09.2001 N 833-ПП "О первоочередных мероприятиях по приведению в порядок русла р. Яузы".
В целях упорядочения работ в области охраны водных ресурсов необходимо объединить все водоохранные мероприятия в городе в единой программе восстановления малых рек города Москвы. Реабилитацию рек необходимо рассматривать в комплексе с реабилитацией их долин, с учетом их экологической, ландшафтной и градообразующей значимости.
Выбор направления реабилитации рек и функционального использования пойменных территорий или их участков должен проводиться на основе оценки состояния водного объекта, степени антропогенной дегрессии природного комплекса на прибрежной территории, установления режима градостроительного использования, определяющего регламент хозяйственной деятельности на данной территории.
Для полной реализации мероприятий по охране и восстановлению водных объектов в г. Москве необходимы комплексный бассейновый подход к реабилитации водных объектов, совершенствование нормативно-правовой документации по водопользованию и разработка организационных и экономических методов, стимулирующих предприятия и организации проводить водоохранные мероприятия.
3. Основные направления реализации Концепции восстановления и реабилитации малых рек города Москвы
Совершенствование системы управления и охраны водных ресурсов в городе Москве
Создание координирующего органа управления и охраны водных ресурсов в г. Москве. Вариантом такого органа может стать городской Координирующий совет на примере Координационного совета по вопросам реализации генерального плана развития города Москвы. Основной функцией совета должна стать реализация программы по экологической реабилитации малых рек.
Подготовка и подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области водных ресурсов между органами государственной власти Российской Федерации и г. Москвы.
Разработка регламента взаимодействия и разделения полномочий между всеми органами в области управления и охраны водных ресурсов в г. Москве.
Определение и утверждение в установленном порядке перечня водных объектов, отнесенных к федеральной собственности и к собственности города Москвы.
Разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех водных объектов на территории г. Москвы с указанием их принадлежности, основных гидрологических характеристик, оценки качества воды, видов водопользования и ответственных за содержание водного объекта и прибрежных защитных полос.
Разработка и утверждение нормативного документа об организации управления, содержания и использования природных территорий долин малых рек.
Создание единого информационно-аналитического центра в г. Москве по всем водопользователям для обобщения баз данных всех контролирующих организаций по охране водных ресурсов с целью анализа информации и принятия управленческих решений.
Совершенствование нормативно-законодательной базы в области охраны водных ресурсов
Разработка и принятие Закона города Москвы "Об охране водных ресурсов на территории г. Москвы", учитывающего специфику существующей коллекторно-речной сети и централизованных систем водоснабжения, канализации и водостока в г. Москве.
Определение (обоснование) и утверждение в установленном порядке видов водопользования на водных объектах или их участках, расположенных на территории города Москвы, с учетом функционального назначения водного объекта и прилегающей территории. Определение требований к качеству водных объектов на территории города Москвы. Данная проблема требует взаимодействия Правительства Москвы с федеральными органами на уровне правовых, экономических и управленческих решений.
Разработка проектов водоохранных зон по всем малым рекам на территории города Москвы и вынос границ в натуру.
Разработка и утверждение методики нормирования сбросов загрязняющих веществ со сточными водами городской водосточной сети, предусматривающей нормирование всего сброса в водные объекты города и выделение сброса от абонентов ГУП "Мосводосток".
Разработка и утверждение перечня нормируемых показателей качества поверхностных сточных вод по отраслям промышленности и категориям объектов хозяйственной деятельности при сбросе в водные объекты и в городскую водосточную сеть. Включение биотестирования в перечень нормируемых показателей.
Разработка и утверждение новых Правил приема сточных вод в городскую водосточную сеть, в том числе с селитебной территории города.
Разработка водохозяйственного баланса г. Москвы.
Мероприятия по восстановлению и реабилитации малых рек
Разработка бассейновых схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования малых рек и прибрежных территорий. Разработка модели баланса формирования стока по каждой реке и выявление источников загрязнения.
Строительство очистных сооружений с внедрением современных эффективных технологий для очистки поверхностного стока с территорий предприятий, организаций и других объектов хозяйственной деятельности, а также с городских территорий.
Исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть.
Максимальная стимуляция естественных самоочищающих процессов, в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэрации, водоочищающей флоры и т.д.
Инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий, включающая мероприятия по организации рельефа, мелиорацию, берегоукрепление, противоэрозионные, противооползневые и оврагоукрепительные работы, рекультивацию загрязненных участков, организацию сбора, отвода и очистки поверхностного стока.
Санитарная очистка акватории водных объектов и прилегающих территорий.
Своевременное восстановление коллекторов и сооружений на речной сети во избежание аварийных ситуаций.
Охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных экосистем.
Определение участков заключенных в коллекторы водных объектов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек и разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние.
Разработка индивидуальных проектов по реабилитации прибрежных территорий и долин малых рек (озеленение, рекультивация почвы, благоустройство) с учетом их функционального назначения.
Санация почвенного покрова прилегающих территорий малых рек.
Разработка механизма для вывода из водоохранных зон экологически опасных и самовольно размещенных объектов.
Введение запрета на размещение осадков сточных вод на территории, с которой возможно их попадание с дождевыми или подземными водами в водный объект.
Санитарно-экологическая реабилитация водных объектов, используемых для купания, путем дополнительной защиты от загрязнений на период купального сезона.
Совершенствование экономического механизма регулирования водопользования
Создание эффективного механизма финансирования работ по восстановлению водных объектов с привлечением инвестиционных вложений.
Создание благоприятных условий (налогообложение, кредитование, ссуды и т.д.), способствующих привлечению инвестиций к комплексной реабилитации водных объектов и прибрежных территорий.
Разработка и принятие законодательного документа о платежах за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты и на рельеф водосборной площади. Введение платежей за сброс токсичных сточных вод.
Разработка системы повышающих коэффициентов к платежам за землепользование и водопользование для объектов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов.
Разработка и утверждение порядка обязательного внесения платежей за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностными сточными водами с территорий, не оборудованных внутренними сетями ливневой канализации.
Корректировка порядка исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения г.Москвы в целях стимулирования абонентов и владельцев городских коммунальных сетей к проведению природоохранных мероприятий.
Разработка системы стимулирования предприятий, внедряющих водосберегающие и водоохранные технологии.
Разработка и утверждение методики расчета ущерба, причиненного в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности, в городские сети канализации и водостока.
Мониторинг водных объектов и водопользования
Организация и обеспечение постоянной работы единой городской системы мониторинга водных объектов. Информация в систему должна поступать от всех организаций, участвующих в управлении водными объектами города и осуществляющих водопользование в городе Москве.
Обобщение и анализ всей информации с целью подготовки информационных бюллетеней и принятия управленческих решений по улучшению состояния водных объектов.
Информация мониторинга водных объектов должна быть доступной для всех заинтересованных лиц и организаций, принимающих участие в проведении мероприятий по реабилитации малых рек:
- техническое обеспечение систем экологического мониторинга водных объектов и источников их загрязнения;
- оборудование 3 автоматических постов контроля за загрязнением воды в р. Москве в черте города;
- оснащение наиболее крупных водовыпусков приборами учета количества и качества сбрасываемых сточных вод;
- разработка модели расчета и прогнозов загрязнения поверхностных водных объектов г. Москвы;
- разработка схемы размещения постов сети мониторинга водных объектов на период до 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.