Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 11 августа 2006 г. N вн 2.2-1/2663
по проекту федерального закона N 312460-4 "О муниципальной службе в Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы от 29 июня 2006 года указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
1. В части 2 статьи 1 законопроекта неясно, о каких "членах муниципальных органов" идет речь. В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) термин "член" употребляется относительно депутата - члена представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, а также члена выборного органа местного самоуправления - выборного должностного лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Кроме того, согласно статье 39 Федерального закона N 131-ФЗ к муниципальным органам, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, на сегодняшний день отнесена только избирательная комиссия муниципального образования.
2. В статье 4 проекта, устанавливающей правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации для сохранения единства принципов правового регулирования целесообразно использовать нормы статьи 4 Федерального закона N 131-ФЗ.
3. В части 3 статьи 11 проекта целиком дублируется норма части 4 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, касающиеся особенностей заключения контракта с главой местной администрации. Необходимость такого дублирования вызывает сомнения, так как в части 8 статьи 18 проекта устанавливается, что порядок замещения должности главы местной администрации по контракту, а также порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом N 131-ФЗ.
4. В части 5 статьи 16 проекта, устанавливающей перечень запретов, связанных с муниципальной службой, предлагается норма об ответственности за несоблюдение указанных запретов, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Однако, в законопроекте самостоятельных норм об ответственности не содержится. Предусматривается только дисциплинарная ответственность, связанная с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, а не с несоблюдением требований о запретах, связанных с муниципальной службой. Аналогичное замечание можно высказать и в отношении части 4 статьи 17 проекта, регулирующей вопросы предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.
5. Полагаем, что вопросы аттестации муниципальных служащих и принятия решений по ее результатам следует оформить с учетом положений статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
6. Вызывает сомнения необходимость указания среднего заработка при предоставлении ежегодного отпуска муниципальному служащему (часть 1 статьи 23), поскольку далее не раскрывается понятие среднего заработка и из чего он состоит. С учетом положений части 1 статьи 3 законопроекта предлагаем указывать вместо него слова "денежное содержание".
Статья 23 также не отражает специфику компенсаций муниципальным служащим за отклонение от нормальной продолжительности рабочего времени и не указывает на возможность регулирования этого вопроса нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
В части 6 отсутствует условие наличия уважительных причин или семейных обстоятельств для представления отпуска без сохранения заработка, что может вызвать определенные трудности у правоприменителя при реализации указанных положений.
7. В пункте 6 части 1 статьи 25 проекта предусматривается обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей. Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). С учетом того, что согласно статье 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральный государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, можно утверждать, что обязательное государственное страхование относится только к федеральным государственным служащим, а не к муниципальным служащим.
8. Статью 29 законопроекта, предусматривающую дисциплинарное взыскание в виде увольнения муниципального служащего по соответствующим основания, предлагаем конкретизировать с учетом положений статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
9. Необходимо соотнести положения статей 31 и 32 представленного законопроекта.
Из определения, указанного в части 1 статьи 31, непонятно, связана ли эта информация с поступлением и (или только) прохождением муниципальной службы. Так, в соответствии со статьей 85 Трудового кодекса Российской Федерации под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.
Из статьи 31 также неясно, вносятся ли персональные данные в личное дело муниципального служащего или нет. Если вносятся, то почему вопросы работы с персональными данными должны регулироваться трудовым законодательством, а вопросы ведения личного дела муниципального служащего (включающего в себя персональные данные муниципального служащего) должны осуществляться в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего. При этом вопросы работы с персональными данными государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведения его личного дела регулируются положением, утверждаемым указом Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 42 Федерального закона N 79-ФЗ).
10. Исходя из содержания статьи 35 предполагается, что кадровый резерв может создаваться. Однако в соответствии с пунктом 8 статьи 30 и пунктом 4 статьи 34 создание кадрового резерва и включение в него муниципальных служащих является составной частью кадровой работы в муниципальном образовании и одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы, в связи с чем в статье 35 слова "может создаваться" предлагаем заменить словами "создается".
11. Обращаем внимание на необходимость унификации используемой в законопроекте терминологии и приведения ее в соответствие с положениями действующего законодательства (например, вместо слов ((законодательство Российской Федерации о труде" следует печатать используемую в Трудовом кодексе Российской Федерации формулировку "трудовое законодательство" и т.д.)
12. Иные замечания редакционно-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.