Реформа системы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве была начата в 1992 году, исходя из положений законодательных и нормативных актов Российской Федерации, Московской городской Думы и Правительства Москвы.
За прошедший период:
- созданы службы заказчика на организацию работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства;
- обеспечен конкурсный отбор подрядных организаций для выполнения названных работ с привлечением к участию в конкурсных комиссиях советников районного Собрания, представителей правлений ЖК, ЖСК, ТСЖ;
- установлены нормативы численности для административно-управленческого и обслуживающего персонала жилищных и эксплуатирующих жилищный фонд организаций, а также максимальный фонд оплаты труда для планирования затрат на заработную плату;
- введено регулирование цен и тарифов на работы и услуги, выполняемые на жилищном фонде;
- организована работа по заключению с собственниками, владельцами и арендаторами жилых и нежилых помещений договоров на обслуживание домовладений, а с нанимателями - договоров найма;
- создана информационная база по техническому состоянию жилищного фонда;
- проведена работа по энергосбережению;
- внедрена льготная система страхования жилищного фонда;
- в Зеленоградском административном округе введена система автоматизированного перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги и жилищных субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг с использованием единой квитанции;
- сформирована необходимая нормативная база по созданию товариществ собственников жилья;
- созданы условия для дальнейшего развития системы общественного самоуправления в районах и обеспечения сохранности жилищного фонда за счет эффективной работы дежурных, старших по дому и подъезду.
В результате проведения названного комплекса работ получена возможность усиления контроля за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства. Созданный рынок подрядных организаций позволяет снижать затраты на эксплуатационные и ремонтные работы. Развитие договорных отношений между субъектами собственности и субъектами хозяйствования создает предпосылки для повышения доходности организаций жилищно-коммунального хозяйства и становления рыночных хозяйственно-финансовых взаимоотношений. Предоставленная гражданам возможность льготного страхования занимаемого жилья позволяет им не только получать денежные средства на восстановление квартир, пострадавших в случае аварий, но и повышает их ответственность за содержание принадлежащего им имущества.
Совершенствование системы расчетов за воду и энергоресурсы способствует снижению задолженности между жилищными и ресурсоснабжающими организациями, повышению ответственности названных сторон за исполнение договорных обязательств. Установка приборов учета воды и тепла на ЦТП и жилых домах позволяет налаживать контроль за отпуском ресурсов и влечет снижение удельного водо- и теплопотребления.
О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы см. постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП
С 1994 года началось постепенное повышение для населения ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг. Данная работа проводилась в жесткой увязке с темпами роста доходов москвичей. При этом сама система расчетов за жилищно-коммунальные услуги постоянно совершенствовалась.
В настоящее время население оплачивает 43% от плановых затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Ставки оплаты жилищных услуг, услуг водо- и газоснабжения дифференцированы в зависимости от технической оснащенности жилищного фонда.
Исходя из платежеспособности населения строилась и система социальной защиты малообеспеченных семей.
Это позволило, несмотря на регулярное повышение населению платежей за жилищно-коммунальные услуги, сохранить на одном уровне количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (до 350 тысяч или около 11% от общего количества семей в Москве).
Пороговый уровень собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 1994 года повышен с 10% от совокупного семейного дохода до 13% в 2001 году.
Вместе с тем из-за недостаточного финансового обеспечения накапливается недоремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. Регламентные работы по эксплуатации домов выполняются не в полном объеме, что ухудшает качество обслуживания населения. Накапливается задолженность за выполняемые работы и оказанные услуги. Недостаточно активно проводится работа по заключению договоров с нанимателями, владельцами, арендаторами и собственниками жилья и внедряются расчеты за услуги тепло- и водоснабжения по показаниям приборов учета ресурсов. Крайне плохо развита система конкурсного отбора организаций по управлению жилищным фондом.
Недостаточно активно развивается процесс передачи жилых домов в управление товариществам собственников жилья (ТСЖ). В управлении товариществ находится лишь 178 кондоминиумов. Имеются объективные и субъективные причины, сдерживающие процессы создания и деятельности ТСЖ. До настоящего времени не в полной мере отработаны необходимые механизмы экономической мотивации, позволяющие собственникам через созданные ими объединения полноценно реализовать законные права по управлению кондоминиумами и брать на себя ответственность за эксплуатацию и сохранность недвижимого имущества. Для районных Управ данное направление деятельности пока не стало приоритетным.
О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как инструмента реализации жилищно-коммунальной реформы в интересах населения см. распоряжение Мэра Москвы от 13 мая 2002 г. N 275-РМ
Низкими темпами снижается перекрестное субсидирование, при котором минимизированные тарифы для отдельных групп потребителей компенсируются их завышением для других. Жилищные организации не оснащены техническими средствами, позволяющими в автоматизированном режиме производить начисление и перерасчет платежей за жилищно-коммунальные услуги, а также обеспечивать электронный обмен информацией с Городским центром жилищных субсидий (ГЦЖС), что дало бы возможность пересчитывать суммы субсидий при изменении размеров платежей без посещения гражданами отделов ГЦЖС.
Эти недостатки тормозят развитие реформы в системе жилищно-коммунального хозяйства.
В целях оздоровления финансового состояния жилищно-коммунального хозяйства, дальнейшего развития реформирования отрасли Правительство Москвы постановляет:
1. Принять к сведению анализ состояния системы жилищно-коммунального хозяйства города и проводимых мероприятий по ее реформированию за период 1992-2001 гг. (приложение 1).
2. Одобрить Программу развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на 2002-2007 гг. (приложение 2).
3. Поручить Управлению городского заказа Правительства Москвы по согласованию с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы:
3.1. Представить в установленном порядке Мэру Москвы Программу развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на 2002-2007 гг. (далее - Программа) для утверждения в Московской городской Думе.
3.2. После утверждения Московской городской Думой Программы (п.3.1) разработать и в установленном порядке представить в Правительство Москвы план мероприятий по ее реализации с указанием конкретных нормативных документов, требующих разработки, а также темпов повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги и предельно допустимого уровня собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг на период 2002-2007 гг., исходя из перспектив роста доходов населения и темпов инфляции.
4. Считать приоритетной задачей департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, префектов административных округов, глав районных Управ, руководителей предприятий и организаций городского хозяйства дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе:
- формирования организационно-управленческих условий и рыночных механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства;
- совершенствования системы договорных отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, а также конкурсного отбора заказчиков на размещение городского (муниципального) заказа и подрядных организаций на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства;
- развития конкуренции в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда;
- усиления контроля за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения;
- реформирования системы предоставления населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствования системы пересмотра и утверждения тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги;
- дальнейшего дифференцирования ставок платы за наем жилых помещений;
- активизации работы по созданию условий, необходимых для образования и деятельности товариществ собственников жилья и других форм объединений жителей;
- снижения затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда и на оказание коммунальных услуг с сохранением их качества;
- реализации комплекса мер по финансовому оздоровлению жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за счет ликвидации перекрестного субсидирования, погашения задолженности за оказанные услуги и выполненные работы, изменения принципа финансового обеспечения отрасли путем повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в течение 2001-2003 гг. до уровня, обеспечивающего возмещение планируемых затрат на содержание и ремонт жилищного фонда и оказание коммунальных услуг, а в течение последующих двух лет - до уровня, обеспечивающего полное возмещение издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг, с одновременной реализацией мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- сохранения в течение 3-5 лет в структуре расходов бюджета города затрат на капитальный ремонт жилищного фонда.
5. Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы и Региональной энергетической комиссии г.Москвы до 1 ноября т.г. в установленном порядке утвердить ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения г.Москвы, подлежащие к введению с 1 января 2002 года.
См. постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1122-ПП
См. постановление Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 14 декабря 2001 г. N 53/1
6. Городскому центру жилищных субсидий обеспечить готовность предприятия к переходу с 1 января 2002 года на возмещение выпадающих доходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами, за счет средств городского бюджета через Городской центр жилищных субсидий, а также увеличения количества семей, получающих жилищные субсидии.
О переходе на возмещение выпадающих доходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи за счет средств бюджета через Городской центр жилищных субсидий см. распоряжение Правительства Москвы от 17 октября 2001 г. N 222-РП
7. В целях апробирования системы перевода жилищно-коммунального хозяйства на бездотационный принцип финансового обеспечения продолжить в Зеленоградском административном округе в 2001 году организационные мероприятия по отработке оптимальной модели расчетов жилищно-коммунальных услуг для населения.
8. Руководителю Комплекса городского хозяйства совместно с префектом Зеленоградского административного округа по согласованию с руководителями заинтересованных организаций в недельный срок утвердить состав рабочей группы по проведению мероприятий в г.Зеленограде.
9. Префекту Зеленоградского административного округа:
9.1. Создать условия для реализации мероприятий, указанных в пункте 7 настоящего постановления, обеспечить работу с населением по разъяснению политики Правительства Москвы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
9.2. Совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы предоставить Городскому центру жилищных субсидий помещения для размещения дополнительных отделов.
10. Управлению городского заказа Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов г.Москвы и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в недельный срок в установленном порядке внести предложения по созданию государственного учреждения "Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Москвы".
О создании Государственного учреждения "Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Москвы см. постановление Правительства Москвы от 24 октября 2001 г. N 948-ПП
11. Управлению городского заказа Правительства Москвы:
11.1. До 1 ноября 2001 года представить в Департамент финансов г.Москвы и Департамент экономической политики и развития г.Москвы предложения по включению в проект бюджета города Москвы на 2002 год расходов по погашению задолженности жилищных организаций за услуги водоснабжения и водоотведения, а также смету на содержание государственного учреждения "Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Москвы".
См. Закон г. Москвы от 23 ноября 2001 г. N 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год"
11.2. В двухмесячный срок подготовить предложения по формированию системы обучения и переподготовки работников жилищно-коммунального хозяйства.
12. Департаменту финансов г.Москвы обеспечить:
12.1. В IV квартале 2001 года финансирование работ по модернизации технической базы Городского центра жилищных субсидий и жилищных организаций г.Зеленограда и содержанию центра в сумме 43400000 рублей.
12.2. В IV квартале 2001 года финансирование расходов по реализации мероприятий, предусмотренных в пунктах 7 и 10 настоящего постановления.
12.3. В 2002 году финансирование расходов, названных в пункте 11.1 настоящего постановления.
12.4. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы, Департаментом экономической политики и развития г.Москвы в 2002 году финансирование работ по модернизации технического и программного обеспечения жилищных организаций города, позволяющих проводить населению перерасчет платежей за жилищно-коммунальные услуги без посещения ими жилищной организации и отдела жилищных субсидий.
13. Городскому центру жилищных субсидий совместно с Управлением городского заказа Правительства Москвы до 1 ноября 2001 года подготовить и направить в Департамент финансов г.Москвы, Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы и Департамент экономической политики и развития г.Москвы заявку на финансовое обеспечение задач, предусмотренных в пунктах 12.3 и 12.4 настоящего постановления, с последующим размещением городского заказа на конкурсной основе.
14. Префектам административных округов:
14.1. Совместно с Управлением городского заказа Правительства Москвы и Департаментом финансов г.Москвы до 1 декабря 2001 года провести инвентаризацию задолженности в системе жилищно-коммунального хозяйства и принять меры по ее возмещению, в том числе за счет целевых бюджетных фондов развития территорий округов (районов) г.Москвы.
14.2. Обеспечить заключение жилищными организациями договоров на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг с нанимателями, арендаторами, владельцами и собственниками жилых и нежилых помещений.
15. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с Управлением городского заказа Правительства Москвы, Управлением топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы и Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы до 1 июля 2002 года разработать и представить на утверждение руководителю Комплекса городского хозяйства систему показателей оценки деятельности управляющей жилищным фондом организации, независимо от ее организационно-правовой формы.
16. Московскому земельному комитету совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы до 1 января 2002 года разработать и в установленном порядке утвердить порядок передачи земельных участков в составе кондоминиума в собственность домовладельцев.
17. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 30 января 2001 года N 99-ПП "О совершенствовании системы оформления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг":
17.1. В пункте 3 постановления слова "по оплате жилищно-коммунальных услуг" заменить словами "по оплате услуг с расшифровкой по видам платежей".
17.2. В приложении 1 к постановлению (Порядок исчисления совокупного дохода семьи при рассмотрении вопроса о выплате субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в г.Москве):
17.2.1. Пункт 1.1 раздела II изложить в следующей редакции:
"1.1. Заработной платы, начисленной в соответствии с принятыми на предприятии, в учреждении, организации (независимо от форм собственности) системами и формами оплаты труда за вычетом удержанного налога.".
17.2.2. Пункт 7 раздела II дополнить словами "и надбавки за уход, назначенной к пенсии инвалидам 1-й группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, и лицам, достигшим 80 лет."
17.3. В приложении 2 к постановлению (Порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в г.Москве):
17.3.1. В третьем дефисе пункта 6 слова "- трудовых книжек (только для неработающих пенсионеров);" заменить словами "- трудовых книжек (только для неработающих пенсионеров и неработающих женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет);".
17.3.2. Перед последним абзацем пункта 6 добавить абзацы следующего содержания:
"Если в жилом помещении кто-либо из постоянно зарегистрированных членов семьи, не являющейся собственником, не проживает и оплачивает коммунальные услуги по месту фактического пользования ими, что подтверждается документом жилищной организации, то субсидия назначается остальным членам семьи исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанных по количеству фактических плательщиков по данному адресу. В этом случае при исчислении среднего совокупного дохода семьи доход отсутствующего члена семьи не учитывается.
Если совместно с постоянно зарегистрированными на данной площади гражданами проживает гражданин, постоянно зарегистрированный по другому адресу в г.Москве, и начисления за коммунальные услуги по данному адресу производятся с учетом всех пользователей ими, то субсидия назначается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанных по количеству фактических плательщиков.".
17.3.3. Дополнить приложение 2 пунктом 11.6 в редакции:
"11.6. Если Городской центр жилищных субсидий располагает официально представленной Государственной жилищной инспекцией по г.Москве информацией о нарушении участником Московской городской программы жилищных субсидий порядка оформления и проведения переустройства жилого помещения.".
18. Пресс-центру Мэрии и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, Комитету территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления, префектам административных округов постоянно информировать москвичей о ходе жилищно-коммунальной реформы и принимаемых Правительством Москвы мерах по развитию городского хозяйства и обеспечению социальной защиты населения.
19. Руководителю Комплекса городского хозяйства до 1 июля 2002 года доложить Мэру Москвы о ходе выполнения данного постановления.
20. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Никольского Б.В.
Мэр Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2001 г. N 865-ПП "О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве и перспективах ее развития"
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", октябрь 2001 г., N 38, в газете "Тверская, 13" от 17 - 23 октября 2001 г., N 42
Постановлением Правительства Москвы от 16 января 2007 г. N 17-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.