Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Экологический мониторинг и учет источников негативного воздействия на компоненты окружающей среды
За время реализации Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы завершено создание общегородской системы экологического мониторинга по всем природным средам (атмосферный воздух, водные объекты, почвы, зеленые насаждения, опасные геоэкологические процессы, уровни шума).
Цели и задачи экологического мониторинга в Москве, организационные основы его ведения и практического использования результатов определены в Законе города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве". В соответствии с данным законом в 2005 г. Правительством Москвы утверждены Положение о Едином городском фонде данных экологического мониторинга, перечень предприятий - субъектов локального экологического мониторинга, перечень программных мероприятий по экологическому мониторингу и предоставлению экологической информации на 2006 год, (постановление Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП). Создан информационно-аналитический центр Единой системы экологического мониторинга, функции которого выполняет Государственное природоохранное учреждение "Мосэкомониторинг".
В Москве действуют 29 автоматических стационарных постов, контролирующих уровень загрязнения воздуха на всей территории города. Еще 10 находятся в опытной эксплуатации или монтируются. В целом по городу ведется контроль состояния атмосферного воздуха по 22 загрязняющим веществам, характерным для выбросов промышленных предприятий и автотранспортного комплекса (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, озон, диоксид серы, аммиак, сероводород, взвешенные частицы с размерами менее 10 мкм), а также показателей, характеризующих условия их рассеивания в атмосфере (скорость и направление ветра, давление, влажность). Передвижной экологической лабораторией ежегодно осуществляется мониторинг состояния атмосферного воздуха, в т.ч. по обращениям жителей и префектур города Москвы, более 100 локальных городских территорий. Количество таких обращений за год превышает 200. Поэтому мероприятия по мониторингу атмосферного воздуха включают в себя, кроме запланированных ранее постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП, дооснащение системы мониторинга дополнительной передвижной экологической лабораторией.
Одной из наиболее трудно достигаемых задач экологического мониторинга, установленной Законом города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве", является выявление вклада источников выбросов загрязняющих веществ в наблюдаемый уровень загрязнения и установление доказательной связи между выбросами промышленных предприятий и наблюдаемым уровнем загрязнения.
Для выявления несанкционированных и обнаружения аварийных выбросов, а также установления доказательной связи между выбросами промышленных предприятий и наблюдаемым уровнем загрязнения на 92 наиболее значимых предприятиях города организуются прямые автоматические инструментальные измерения выбросов (измерения "на трубе"). В Программу включены мероприятия по проектированию и созданию таких систем.
Действовавший до 1 января 2006 г. Водный Кодекс Российской Федерации не предоставлял субъектам Российской Федерации полномочия в части осуществления государственного мониторинга водных объектов.
Однако к настоящему времени налажено поступление в единый информационно-аналитический центр экологического мониторинга данных о качестве природных и сточных вод, получаемых предприятиями-водопользователями в рамках ведомственного контроля, а также результатов отборов проб воды в водовыпусках, получаемых в рамках проведения инспекционных проверок Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (при отработке жалоб, поступающих на "Горячую линию" Департамента, и в случае аварийных сбросов).
Контроль качества поверхностных водных объектов осуществляется предприятиями - водопользователями (МГУП "Мосводоканал", ГУП "Мосводосток") в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.11.1998 N 911-ПП "О совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы и ее притоков" в 27 контрольных створах по более, чем 27 показателям. Также ГУП "Мосводосток" в соответствии с утвержденным графиком контроля осуществляет регулярный отбор воды в водоемах, находящихся на балансе ГУП "Мосводосток". Оперативный контроль за состоянием водных объектов осуществляется в навигационный период с помощью автоматизированной экологической лаборатории, установленной на теплоходе "Экопатруль".
Отбор проб сточных вод осуществляется в 122 водовыпусках, неоснащенных очистными сооружениями (из них на р. Москве - 44), 68 водовыпусках, оснащенных очистными сооружениями (из них на р. Москве - 26). В дополнение к ручному отбору проб воды на 7 водовыпусках действуют автоматические посты мониторинга качества сточных вод ГУП "Мосводосток", измеряющих в непрерывном режиме 2-5 физико-химических показателей.
Учитывая, что Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по ведению экологического мониторинга водных объектов. Программой предусмотрен экологический мониторинг водных объектов города Москвы, включая создание трех автоматических станций контроля качества вод Москва-реки, автоматических сигнальных датчиков на водовыпусках коллекторно-речной и городской водосточной сети ГУП "Мосводосток".
Анализ существующей системы мониторинга свидетельствует, что требуется существенная корректировка методик отбора проб, порядка сбора, обработки и обобщения информации, содержания и формы информационных бюллетеней.
Для организации эффективной работы системы мониторинга малых рек и водоемов необходимы:
- разработка программы работ по организации и ведению мониторинга малых рек и водоемов, в том числе на период проведения восстановительных мероприятий, включающей перечни контролируемых створов, перечень анализируемых показателей, периодичность и порядок отбора проб в соответствии с конкретными задачами мониторинга для малых рек;
- организация системы сбора и передачи первичной информации в ГПУ "Мосэкомониторинг";
- создание автоматизированной сети контроля водных объектов, сбора и сетевой передачи информации в ГПУ "Мосэкомониторинг";
- создание единого информационно-аналитического центра в Москве по всем водным объектам и водопользователям, в том числе абонентам МГУП "Мосводоканал", и ГУП "Мосводосток", для анализа и обобщения результатов мониторинга и прогнозирования санитарного и экологического состояния водных объектов.
В целях разработки и обоснования шумозащитных мероприятий на территории города осуществляется мониторинг уровней шума. В зависимости от источников шума (автотранспорт, железнодорожный транспорт, строительные площадки, промышленные предприятия) применяется индивидуальный подход к организации мониторинга: инструментальный мониторинг шума, картирование зон шумового дискомфорта; для контроля шума от авиатранспорта начаты работы по проектированию автоматической станции мониторинга. Создание трех автоматических станций контроля шума авиатранспорта запланировано на конец 2006 г.
С 2004 года в городе организована система экологического мониторинга почв и почвогрунтов, включающая в себя 248 пунктов постоянного наблюдения и 150 временных пунктов (утверждены постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП) и охватывающая все функциональные зоны и административные округа города Москвы. Программой предусмотрено развитие мониторинга почв, в части увеличения количества площадок наблюдения и количества измеряемых показателей, продолжение работ по мониторингу состояния зеленых насаждений в городе Москве, который в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2006 N 866-ПП предусматривает дендрологические, геохимические, энтомофитопатологические наблюдения на 494 постоянных площадках наблюдения, мониторинг приживаемости и состояния молодых посадок.
С 2005 года на территории города по решению Правительства Москвы осуществляется ведение мониторинга опасных геоэкологических процессов: подтопления, оползневых и карстово-суффозионных процессов.
Основой ведения мониторинга процессов подтопления является государственная наблюдательная сеть территориального уровня, состоящая из пунктов и полигонов наблюдений с естественным и нарушенным состоянием геологической среды. В настоящее время государственная наблюдательная сеть территориального уровня, предназначенная для изучения состояния первого от поверхности водоносного горизонта, насчитывает 170 скважин, расположенных на территории таким образом, чтобы максимально полно отражать динамические и гидрохимические особенности режима грунтовых вод. Данные, полученные в результате наблюдений режимной сети, позволяют адекватно представлять основные элементы режима подземных вод, такие как уровень, температура и химический состав, с большой достоверностью прогнозировать изменения, связанные с хозяйственным освоением территорий. Однако для повышения достоверности прогнозов необходимо дальнейшее совершенствование наблюдательной режимной сети, включения в сеть дополнительных скважин.
Постоянные наблюдения осуществляются на 14 участках, подверженных Оползневым процессам. Два из них, являющиеся особо опасными (природный заказник "Воробьевы горы" и Комплексный архитектурный, художественный музей-заповедник "Коломенское"), взять под специальный контроль. Поэтому Программой предусмотрено ведение на них локального мониторинга оползневых процессов.
За период действия Целевой экологической программы на 2003 - 2005 годы существенно расширены каналы предоставления экологической информации населению. Оперативная информация о состоянии атмосферного воздуха ежедневно освещается на телеканалах ТВЦ и Метео-ТВ (по два эфира), на радиостанции "Русское радио", транслируется на 14 электронных городских табло, публикуется в газетах: "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", "Вечерняя Москва". В случаях повышенного и высокого загрязнения воздуха предоставляется дополнительная информация на радиостанциях "Эхо Москвы", "Авторадио", "Маяк". Регулярные обзорные статьи публикуются в "Аргументы и факты", "Вечерняя Москва", "Московская правда", "Московский комсомолец", "Московская среда", "Округа". За 2005 год проведено более 60 тематических эфиров на каналах РТР, ТВЦ, ТНТ, ОРТ, НТВ, Столица, телевидение Западного округа города Москвы.
В рамках повышения объемов информационных услуг населению Программой предусмотрено создание специализированного информационного блока на телеканале Метео-ТВ и организация прямой телефонной линии (работы начаты в 2005 году).
Целевой экологической программой города Москвы на 2003-2005 годы были предусмотрены мероприятия по информатизации деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Реализация данных мероприятий показала, что требуется дальнейшее развитие созданной информационной системы в части: внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в управление природопользованием и охраной окружающей среды в городе Москве, расширения категорий пользователей, которым предоставляется экологическая информация (от органов исполнительной власти до населения города). Данный вопрос детально рассматривался на заседании Правительства Москвы 17 января 2006 года, на котором было одобрено создание Комплексной автоматизированной информационной системы (КАИС) в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Ранее Правительством Москвы утверждено создание Единого городского фонда данных экологического мониторинга (постановление Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП). Программой предусмотрено создание данных информационных ресурсов в 2006 году и их ведение в последующие годы.
В Программу также включены новые мероприятия, связанные с полномочиями субъектов Российской Федерации, предоставленными Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Главным из них является ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.