Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Защита воздушного бассейна от выбросов стационарных и передвижных источников. Защита территории от шумового загрязнения
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории Москвы являются выбросы от автомобилей и стационарных источников - промышленных предприятий.
В городе на площади 1080 км2 сосредоточено около 4 тысяч промышленных предприятий. В черте города сформировалось 66 промышленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 68 районных и тепловых станций и более 1 тысячи котельных.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории города Москвы остается высоким, поэтому снижение негативного воздействия от автотранспорта и промышленных предприятий на состояние атмосферного воздуха является важнейшей городской задачей и приоритетным направлением экологической политики.
В последние годы на территории города Москвы интенсивными темпами реализуется программа строительства новых и реконструкции действующих автозаправочных станций (АЗС) и комплексов (АЗК).
Автомобильный парк города составляет более 3 млн. единиц, на территории города расположено более 2,5 тысяч автотранспортных хозяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в год составляет более 1 млн. тонн (83% выброса приходится на автотранспорт, 17% на стационарные источники - промышленность и топливно-энергетический комплекс).
Сокращены выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (с 32 тонн до 1,8 тонн) на ЗАО "Красная Пресня" (САО): прекращена эксплуатация аммиачных холодильных установок, ограничен въезд большегрузного транспорта в центр города в ночное время и др.
В целях осуществления перевода городского транспорта на использование альтернативных видов топлива принято распоряжение Правительства Москвы от 17.05.2004 N 941-РП "Об организации работ по внедрению диметилового эфира на транспорте в качестве экологически безопасного альтернативного моторного топлива".
На использование газообразного топлива переведены два автотранспортных предприятия ГУП "Мосавтотранс". В Москве около 200 тысяч автомобилей используют в качестве моторного топлива - газ. Введены в эксплуатацию 36 стационарных газозаправочных станций.
В целях стимулирования производства и реализации на территории города Москвы моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, удовлетворяющими по выбросам загрязняющих веществ европейским нормативам Евро-3 и Евро-4, утверждены московские стандарты на бензины и дизельное топливо для автомобильной техники.
Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории города, повышения ее экологической эффективности и усиления конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг получила дальнейшее развитие экологическая сертификация систем управления окружающей средой (СУОС).
Так, за период с 2003 по 2005 годы в Москве были созданы правовые, нормативные и организационно-методические условия для функционирования Системы экологического аудита.
В настоящее время экоаудиторские проверки проводятся преимущественно в организациях, расположенных на реорганизуемых территориях города согласно постановлению Правительства Москвы от 24.02.2004 N 107-ПП "О Целевой программе реорганизации производственной территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.".
Установленные в городе Москве 28 постов автоматического контроля за загрязнением атмосферного воздуха позволяют регулярно получать информацию о его состоянии и концентрациях загрязняющих воздух веществ.
В 2005 году в целом по городу уровень загрязнения воздуха оценивался как повышенный. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитанный по 5 приоритетным для города загрязняющим веществам (оксид углерода, диоксид азота, оксида азота, озон, формальдегид), составил в 2005 году 6,1, а в 2004 году - 6,2.
Согласно принятым категориям в 2005 году уровень загрязнения атмосферного воздуха был низким в течение 117 дней, повышенным - в течение 161 дня. Довольно продолжительное время (81 сутки) загрязнение воздуха оставалось высоким. Наиболее высокие уровни загрязнения атмосферы в Москве наблюдались в течение 6 дней. Увеличение уровня загрязнения воздуха отмечалось в периоды снижения интенсивности рассеивания загрязняющих веществ и во время неблагоприятных метеорологических условий. В течение 2005 года отмечалось 53 дня с неблагоприятными метеорологическими условиями, что на 15% меньше, чем в 2004 году.
Загрязнение воздуха на территории Москвы неоднородно. Наибольшие уровни содержания в воздухе вредных веществ отмечаются вблизи автомагистралей, на улицах с интенсивным движением транспорта. В жилых районах центральной части города в целом загрязнение воздуха немного меньше, чем вблизи автомагистралей. Еще "чище" воздух в жилых зонах периферийных территорий ("спальные" районы). Здесь содержание в воздухе вредных веществ на 15-30% ниже, чем в центре Москвы, и на 30-50%, чем вблизи автотрасс. В категорию высокого загрязнения атмосферы попадают примагистральные территории, на таких территориях ИЗА в 2005 году составил 7,1. Жилые территории и территории, находящиеся под воздействием, промышленных предприятий, характеризуются повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА составил соответственно 5,6 и 5,8).
В ближайшие три года перед городом стоит задача дальнейшего улучшения качества атмосферного воздуха, прежде всего, за счет снижения поступления вредных выбросов от автомобильного транспорта. Особое внимание будет уделено обновлению парка автомобилей, расширению применения моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, сокращению выбросов паров бензина на автозаправочных станциях, оптимизации управления дорожным движением за счет ограничения въезда автотранспорта на отдельные территории города и увеличения пропускной способности автомобильных магистралей.
Для улучшения оценки качества атмосферного воздуха в городе Экологической доктриной города Москвы были установлены следующие целевые показатели на период до 2010 года:
- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10% (по загрязняющим веществам - оксидам азота, оксиду углерода, акролеину, бензолу, конденсированным ароматическим соединениям);
- снижение выбросов от ТЭЦ "Мосэнерго" на 23%;
- сокращение выбросов загрязняющих веществ на 27717 тыс. тонн с учетом выбросов СО2;
- снижение выбросов от автотранспортных средств на 10%;
- сокращение объема выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями.
Мероприятия, предусмотренные на 2006-2008 годы обеспечивают достижение следующих целевых показателей:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет модернизации котлов на тепловых станциях до 2008 года - на 10%;
- снижение массы выбросов от перевода автомобильного транспорта на топливо с улучшенными экологическими характеристиками - на 5%;
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от реализации мероприятий по энергосбережению на период 2006-2008 годы - на 13064 тыс. тонн с учетом выбросов СО2.
Реализация комплекса природоохранных мероприятий, предусмотренных на 2006-2008 гг. позволит сократить валовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 150,5 тыс. тонн, в т.ч. по основным загрязняющим веществам: СО - 122,5 тыс. тонн, NO - 14,7 тыс. тонн, СН - 13,3 тыс. тонн.
Обеспечение защиты населения от воздействия шума
Защита населения и окружающей среды от вредного воздействия шума является одной из важнейших экологических задач.
По данным исследований порядка 70% жилых территорий города Москвы находится в зоне шумового дискомфорта, обусловленного влиянием различных источников. Проблема повышенного шумового воздействия актуальна для всех крупных городов.
В целях разработки мероприятий по снижению шумового воздействия на городские территории в Москве организован мониторинг шумового воздействия. Результаты экологического мониторинга используются при подготовке шумозащитных мероприятий для каждой отдельной территории с учетом источников шумового воздействия.
Основными источниками шумового воздействия на территории города являются:
- автотранспорт,
- железнодорожный транспорт и наземные линии метро,
- авиатранспорт,
- строительная техника,
- промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий (в т. ч. вентиляционные системы),
- шумы бытового происхождения на жилых территориях внутри кварталов жилых домов.
Автотранспорт является наиболее значимым источником шумового воздействия. Практически на всех городских территориях, приближенных к автомагистралям, наблюдаются сверхнормативные воздействия по шуму до 20-25 дБА. Данный факт подтверждает и то, что наибольшее количество обращений жителей на шум (55% от всех обращений) связано с жалобами на шум от автотранспорта.
В рамках Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы разработана карта шумового дискомфорта, которая должна стать основой для принятия градостроительных решений. Начата разработка типового проекта автоматической станции контроля авиашума (АСКША).
В городе выполнено плановое оснащение 36 водогрейных котлов тепловых станций глушителями шума. Глушители позволили снизить уровень шума на территории, прилегающей к оснащенным глушителями РТС на 8-12 дБ и довести его до санитарных норм.
Для обеспечения защиты населения от вредного шумового воздействия в рамках Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 предусмотрены мероприятия, направленные на снижение шумовой нагрузки на территорию города:
- строительство глушителей шума на ремонтных заводах города;
- определение границ авиационного шума и разработка мероприятий по уменьшению его воздействия на население;
- ведение мониторинга шумового воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.