Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;
2) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;
5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К компетенции Правительства Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;
2) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
4) разработка законопроектов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796
6) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;
8) определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в пункт 3 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся:
Приказом Минобразования РФ от 3 июня 2002 г. N 2069 создан Совет по проблемам подготовки научных, научно-педагогических кадров и послевузовского профессионального образования
1) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
См. текст подпункта 1 пункта 3 статьи 24
2) утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;
3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;
О правовом регулировании отношений в области издания учебной литературы и обеспечения ее доступности, см. письмо Федерального агентства по образованию от 25 марта 2005 г. N 01-50-347/17-10
4) осуществление полномочий учредителя подведомственных государственных высших учебных заведений;
5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;
6) лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их государственная аккредитация;
7) установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, осуществление признания и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях;
8) определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдача свидетельств об установлении эквивалентности указанных документов;
9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений;
10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений;
11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;
12) установление общего приема и структуры приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;
13) открытие аспирантуры и докторантуры государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением учреждений, действующих в системе Российской академии наук и отраслевых академий наук и имеющих государственный статус, утверждение положений о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;
14) установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;
15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;
16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;
17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;
См. Соглашение о взаимодействии Федерального агентства по образованию и Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 23 - 24 ноября 2004 г.
18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
См. Положение об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 июля 2000 г. N 2219
19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;
20) осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;
22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;
23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся:
1) контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;
2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждых уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;
3) рассмотрение представлений и принятие решений о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта;
4) Утратил силу с 1 января 2005 г.
См. текст подпункта 4 пункта 4 статьи 24
5. Разграничение компетенции между федеральным органом управления образованием и иными федеральными органами исполнительной власти устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия учредителя высшего учебного заведения после его создания.