Приказ Минздрава РСФСР от 27 февраля 1991 г. N 35
"О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы в РСФСР"
Меры, предпринимаемые Министерством здравоохранения РСФСР, органами и учреждениями здравоохранения, Республиканским Бюро судебно-медицинской экспертизы, по совершенствованию службы, развитию и укреплению ее материально-технической базы позволили создать в Российской Федерации разветвленную сеть судебно-медицинских учреждений, обеспечивающую производство основных видов судебно-медицинских экспертиз во всех административных территориях.
Судебными медиками также осуществляется работа по анализу судебно-медицинского материала детского, транспортного травматизма, отравлений, по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения, по изъятию органов и тканей от трупов для трансплантации.
Для проведения особо сложных экспертиз, требующих наличия остро дефицитной и дорогостоящей медицинской техники и высокой квалификации специалистов, на базах республиканского (РСФСР) и Воронежского областного бюро созданы республиканские судебно-медицинские диагностические центры.
В связи с увеличением объема работы, обусловленного ростом преступности, катастрофами и другими чрезвычайными происшествиями, на базе территориальных бюро организуются бригады быстрого реагирования для осуществления своевременных выездов при экстремальных ситуациях.
В целях расширения последипломной подготовки на факультете усовершенствования врачей Алтайского медицинского института открыта кафедра судебной медицины.
Вместе с тем, в деятельности судебно-медицинской службы Российской Федерации имеются существенные недостатки и нерешенные проблемы.
Научно-технический прогресс, современные требования судебно-следственных органов диктуют необходимость создания новых структурных подразделений в бюро судебно-медицинской экспертизы: отделов сложных (комиссионных) экспертиз, дежурной службы и организационно-методического отдела (кабинета); биохимической и бактериологической лабораторий.
Существующая материально-техническая база бюро не отвечает требованиям производства экспертиз, предъявляемых правоохранительными органами, не позволяет развернуть необходимые структурные подразделения, особенно в районном звене службы.
Более 70% территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы и моргов не соответствуют санитарно-техническим нормам. План-задание приказа Минздрава РСФСР от 12.07.79 г. N 453 "Об улучшении организации и качества работы судебно-медицинской экспертизы в РСФСР" по строительству и реконструкции зданий практически не выполнен.
Остается неудовлетворительным снабжение учреждений судебно-медицинской экспертизы современным медицинским оборудованием, оргтехникой и другими техническими средствами, недостаточно выделяется фондов, сметных ассигнований на их приобретение. Территориальные управления "Медтехника" не обеспечивают своевременный текущий и планово-предупредительный ремонт сложной технической аппаратуры.
Недостаточное обеспечение межрайонных и районных отделений санитарным транспортом затрудняет своевременное и оперативное выполнение служебных заданий.
Действующие нормативы нагрузки и штатов медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы не соответствуют объему экспертной и организационно-методической работы врачей и требуют пересмотра для всех уровней службы.
В ряде бюро неукомплектованность штатных должностей специалистов составляет 40-50%, а в учреждениях районного звена 25% врачебных должностей заняты совместителями, не имеющими достаточных профессиональных знаний и навыков в области судебной медицины. В то же время практически во всех административных территориях в бюро направляется только 1-2 молодых специалиста при существующей потребности 7-8 человек.
Не отработаны система оплаты труда медицинского персонала бюро с учетом сложности, качества и сроков проведения экспертиз, формы и методы управления и организации службы в новых условиях хозяйствования в здравоохранении.
Вышеуказанное отрицательно сказывается на деятельности судебно-медицинской службы и ухудшает качество экспертных исследований.
Неудовлетворительные условия труда, нерешение ряда вопросов социальной защищенности работников судебной медицины обуславливают высокую среди них заболеваемость верхних дыхательных путей, легких (туберкулез), органов пищеварения.
Недостаточное взаимодействие научного потенциала кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов РСФСР с бюро по разработке и внедрению в практику современных методов экспертиз и экспертных исследований, отработки модели деятельности бюро при переходе отрасли на новый хозяйственный механизм до настоящего времени не позволили поднять службу на качественно новый уровень.
В целях дальнейшего совершенствования судебно-медицинской службы Российской Федерации и повышения качества судебно-медицинских экспертиз приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РСФСР (приложение 1).
1.2. Положение о Главном судебно-медицинском эксперте Министерства здравоохранения РСФСР (приложение 2).
1.3. Республиканские судебно-медицинские центры и положения о них:
- альгологии на базе бюро судебно-медицинской экспертизы Ульяновского областного отдела здравоохранения (приложение 3);
- экспертизы взрывной и огнестрельной травмы на базе бюро судебно-медицинской экспертизы Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома (приложение 4);
- цитологии на базе бюро судебно-медицинской экспертизы Управления здравоохранения Нижегородского облисполкома (приложение 5).
1.4. Рекомендуемый перечень штатных должностей медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы (приложение 6).
1.5. Правила изъятия и направления материала на лабораторные исследования (приложение 7).
1.6. Список бюро судебно-медицинской экспертизы, подлежащих строительству, реконструкций и расширению (приложение 8).
2. Министрам здравоохранения республик, входящих в РСФСР, начальникам и заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений и управлений здравоохранения край (обл, гор.) исполкомов:
2.1. В первом полугодии 1991 года рассмотреть совместно с правоохранительными органами состояние судебно-медицинской службы и разработать перспективный план ее развития, совершенствования форм и методов управления, организации и повышения качества деятельности службы, деловых контактов с правоохранительными органами в новых условиях хозяйствования учреждений здравоохранения.
2.2. Завершить к 1996 г. строительство и реконструкцию отдельно стоящих зданий бюро судебно-медицинской экспертизы, а также реконструкцию и капитальный ремонт моргов лечебно-профилактических учреждений районного звена, предусмотрев в них дополнительные помещения для организации фотолаборатории и, в зависимости от местных условий, гистологической и физико-технической лабораторий.
2.3. Создать в 1991-92 г.г. новые структурные подразделения бюро судебно-медицинской экспертизы: отделы сложных экспертиз и дежурной службы, организационно-методического отдела (кабинета), биохимическую и бактериологическую лаборатории, выделив дополнительные штатные должности медицинского персонала.
2.4. Увеличить фонды и сметные ассигнования бюро судебно-медицинской экспертизы на приобретение оборудования, изделий медицинской техники и технических средств, и обеспечить более полное удовлетворение заявок на них и распределение с обязательным участием начальника бюро;
2.5. Оснастить транспортными средствами межрайонные, при необходимости районные отделения, а также дежурную службу бюро для осуществления на договорной основе с правоохранительными органами перевозки трупов в морги с мест происшествия.
2.6. Укомплектовать в 1991-93 г.г. бюро судебно-медицинской экспертизы врачебными и средним медперсоналом, разрешив в отдельных случаях прием на работу врачей санитарно-гигиенического профиля (после прохождения специальной подготовки).
2.7. Проводить аттестацию начальников бюро судебно-медицинской экспертизы и их заместителей по экспортной работе в соответствии с заключением Главного судебно-медицинского эксперта Минздрава РСФСР.
2.8. В целях повышения качества судебно-медицинской диагностики:
- обязать станции переливания крови выполнять заявки бюро судебно-медицинской экспертизы по изготовлению сывороток и других компонентов крови и клинико-диагностические лаборатории исследовать трупную кровь при подозрении на СПИД, ВИЧ;
- запретить судебным медикам освидетельствовать потерпевших, обвиняемых и других лиц в кабинетах при моргах и немедицинских помещениях. Предоставить в 1991 году для этих целей кабинеты в лечебно-профилактических учреждениях;
- обеспечить производство аналитической диагностики алкоголя, наркотических, одурманивающих и других токсических веществ в биологических жидкостях и тканях человека при экспертизе опьянения, а также при оказании медицинской помощи потерпевшим в случае острого отравления или при подозрении на него только в судебно-химических отделениях бюро.
3. Главному судебно-медицинскому эксперту Минздрава РСФСР Плаксину B.О.:
3.1. До 01.06.91 г. разработать и представить на утверждение:
- правила производства судебно-медицинских экспертиз (исследований) трупов, вещественных доказательств с учетом новых технологий и требований;
- предложения, согласованные с правоохранительными органами по предоставлению бюро судебно-медицинской экспертизы права взимать плату и подавать регрессные иски за выполненную экспертную работу;
- совместно с управлением информатики (т.Погорелова Э.И.) предложения по изменению, дополнению и совершенствованию учетно-отчетной документации по судебно-медицинской службе.
3.2. Внести предложение по созданию в отдельных административных территориях на договорной основе научно-учебно-производственных объединений, включающих кафедры (курсы) судебно-медицинской и токсикологической химии и бюро судебно-медицинской экспертизы, отделы и лаборатории научно-исследовательских учреждений с учетом их материально-технического оснащения и научного потенциала и разработать методические рекомендации по их деятельности.
4. Начальнику управления здравоохранения Леноблисполкома т.Гриненко А.Н.:
4.1. В 1991-92 г.г. провести отработку модели совместной работы в рамках объединения судебно-медицинской и патолого-анатомической служб.
4.2. До 01.03.91 г. разработать и представить на утверждение положение о проведении эксперимента.
4.3. Подвести итоги эксперимента и представить к 01.02.93 г.
5. Главному судебно-медицинскому эксперту Минздрава РСФСР т.Плаксину В.О. и Главному патологоанатому Минздрава РСФСР т.Чумакову А.А. обеспечить контроль и методическое руководство проведением эксперимента по объединению судебно-медицинской и патолого-анатомической служб в Ленинградской области.
6. Начальнику Главного управления кадров и образования т.Мутовину Г.Р. организовать в 1991 г. в Алтайском медицинском институте на базе факультета усовершенствования врачей первичную специализацию и тематическое усовершенствование для судебно-медицинских экспертов-химиков.
7. Ректорам медицинских институтов:
7.1. При переходе на систему подготовки врачебных кадров в новых экономических условиях предусмотреть в учебном плане не менее 100 часов для изучения судебной медицины.
7.2. Совместно с органами здравоохранения и территориальными бюро судебно-медицинской экспертизы обеспечить заключение индивидуальных контрактных договоров со студентами и выпускниками медицинских вузов на подготовку и трудоустройство в учреждениях судебно-медицинской экспертизы, предусмотрев субординатуру по данной специальности.
8. Главному научно-медицинскому управлению (т.Шабалин В.П.), Главным управлениям кадров и образования (т.Мутовин Г.Р.), медицинском помощи населению (т.Рязанов В.М.), охраны здоровья матери и ребенка (т.Зеленская Д.И.), Главному планово-экономическому управлению (т.Климкин М.В.), Главному судебно-медицинскому эксперту Минздрава РСФСР т.Плаксину В.О. разработать нормативные и методические документы по созданию в 1992 г. республиканского центра генной дактилоскопии на базе Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы и его финансированию.
9. Начальнику хозяйственного управления т.Хромову Б.М. в I-ом квартале 1991 г. рассмотреть вопрос и представить предложения о выведении учреждений из здания по ул.Пятницкая, д.1/2 и передачи его бюро Главной судебно-медицинской экспертизы.
10. Считать утратившим силу:
- приказ Минздрава РСФСР от 12.07.79 г. N 453 "Об улучшении организации и качества работы судебно-медицинской экспертизы в РСФСР";
- п.3 приказа Минздрава РСФСР от 20.03.89 г. N 43 "Об организации службы аналитической диагностики наличия алкоголя, наркотических и других токсических веществ в биологических жидкостях и тканях человека", а также приложения 3 и 4 к нему;
- письмо Минздрава РСФСР от 31.05.89 г. N 21-07-08-251 "О разъяснении положений приказа Минздрава РСФСР от 20.03.89 г. N 43".
11. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения РСФСР т.Стародубова В.И.
Министр |
В.И. Калинин |
Заместитель начальника |
B.М. Рязанов |
Заместитель начальника |
В.М. Рязанов |
Главный судебно-медицинский эксперт |
В.О. Плаксин |
Главный судебно-медицинский эксперт |
В.О. Плаксин |
Главный судебно-медицинский эксперт |
В.О. Плаксин |
Главный судебно-медицинский эксперт |
В.О. Плаксин |
Заместитель начальника Главного |
В.М. Рязанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РСФСР от 27 февраля 1991 г. N 35 "О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы в РСФСР"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава РФ от 22 апреля 1998 г. N 131 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 июля 2000 г. N 297 приказ Минздрава РФ от 22 апреля 1998 г. N 131 отменен в связи с отказом в государственной регистрации (информация опубликована в газете "Экономика и жизнь", август 2000 г., N 33)
Приказом Минздравсоцразвития России от 9 июня 2010 г. N 433 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздрава РФ от 15 сентября 1993 г. N 218