Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
V. Приложение
V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2007 году
Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее - Стратегия), благоприятные макроэкономические условия будут способствовать дальнейшему устойчивому росту банковского сектора. В 2007 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой, более заметной станет его роль в реализации приоритетных национальных проектов.
Банки сохранят доминирующее положение в системе финансового посредничества и останутся в числе привлекательных объектов для инвестирования. Росту эффективности и инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования системы страхования вкладов.
Одновременно будет нарастать конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи с повышением активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками. В этих условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественных банков, уровня их финансовой устойчивости, способности предоставлять высококачественные современные банковские услуги.
Финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами.
Исходя из Стратегии в 2007 году Банк России продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду направлений. Одним из таких направлений будет участие в совершенствовании действующего банковского законодательства. Будет продолжена подготовка нормативных актов Банка России, ориентированных на действующее российское законодательство и международную практику банковского регулирования и банковского надзора. Учитывая, что динамичное развитие банковского сектора сопровождается накоплением рисков, будет уделяться дополнительное внимание вопросам качества систем управления рисками и внутреннего контроля, корпоративного управления, учета и отчетности. Будут предприняты дальнейшие шаги по развитию содержательного, риск-ориентированного надзора, внедрению в российскую практику рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), прежде всего Основополагающих принципов эффективного банковского надзора. Будут также осуществляться мероприятия по подготовке к реализации подходов, предусмотренных документом БКБН "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (далее - Базель II).
В 2007 году в целях укрепления финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора экономики должное внимание Банком России будет уделено проблеме капитализации кредитных организаций при сохранении приоритетного значения качества капитала. В том числе в 2007 году предстоит продолжить работу по созданию надлежащего нормативно-правового обеспечения роста капитала кредитных организаций банковского сектора, повышению качества управления в кредитных организациях по ряду направлений, включая:
- выравнивание условий доступа российского и иностранного капитала в российский банковский сектор и конкурентных условий деятельности российских и иностранных банков;
- упрощение процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования;
- расширение возможностей кредитных организаций по открытию внутренних структурных подразделений;
- совершенствование процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковской инфраструктуры;
- совершенствование регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций;
- конкретизацию квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к руководству и учредителям (участникам) кредитных организаций;
- уточнение подходов к включению в расчет основного и дополнительного капитала банка признанных международной практикой субординированных финансовых инструментов.
Приоритетным направлением в области дистанционного надзора выступает развитие содержательного компонента надзора, дальнейшее приближение техники и режимов к международной практике, развитие риск-ориентированного надзора за всеми существенными видами банковских рисков на соло- и консолидированной основе, включая как традиционные финансовые (кредитные, рыночные, процентные, ликвидности), так и нефинансовые риски (операционный, правовой, репутационный).
В этих целях предстоит осуществить следующие мероприятия:
- внедрение в надзорную практику новых подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, предусматривающих комплексный подход, отработанный в рамках формирования системы страхования вкладов;
- внедрение режимов банковского надзора, базирующихся на оценках финансовой устойчивости кредитных организаций;
- подготовка изменений в законодательство и внесение в нормативные документы изменений, направленных на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках Базеля II;
- совершенствование подходов к порядку формирования резервов на возможные потери, в частности уточнение методики формирования резервов по портфелю однородных ссуд исходя из приоритета содержания над формой, либерализации требований к оценке качества ссуд, предоставленных микрофинансовым организациям и использованных ими на выдачу ссуд субъектам малого бизнеса и физическим лицам;
- совершенствование подходов к регулированию и надзору за риском ликвидности и методики расчета соответствующих нормативов;
- совершенствование подходов к оценке рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера с группой экономически связанных между собой заемщиков и заемщиков, связанных с самой кредитной организацией;
- совершенствование подходов к оценке качества управления процентным риском в кредитных организациях, включая вопросы организации системы управления процентным риском в кредитных организациях в отношении как торгового, так и банковского (неторгового) портфелей финансовых инструментов, чувствительных к изменению процентных ставок;
- совершенствование консолидированной отчетности и анализа рисков банковских групп и банковских холдингов на консолидированной основе;
- совершенствование подходов к оценке качества корпоративного управления в кредитных организациях, управления всеми существующими банковскими рисками с учетом повышения уровня автоматизации банковской деятельности, развития информационных аналитических систем и технологий банковского обслуживания;
- обеспечение дальнейшего совершенствования системы раннего предупреждения возможных проблем кредитных организаций, банковских групп (банковских холдингов) и системы в целом;
- совершенствование методики и инструментария мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, в том числе проведение работы по расчету и анализу рекомендованных МВФ показателей финансовой устойчивости банковского сектора;
- совершенствование раскрытия информации о состоянии и динамике развития банковского сектора, включая совершенствование системы макропруденциальных показателей его финансовой устойчивости, публикуемых Банком России, публикацию ежемесячного "Обзора банковского сектора Российской Федерации", издание "Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора" за 2006 год.
Банком России будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в части повышения требований по раскрытию информации при осуществлении кредитными организациями потребительского кредитования и мониторинга риска потребительского кредитования.
В ходе инспекционных проверок основное внимание будет уделяться вопросам:
- оценки финансового состояния кредитной организации с элементами прогнозирования ее способности сохранять финансовую устойчивость на перспективу;
- определения и оценки рисков на возможно более ранних стадиях их возникновения;
- качества систем управления в банке, включая системы внутреннего контроля и управления рисками (оценка их адекватности характеру, масштабам и условиям деятельности банка);
- соблюдения кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- соблюдения банками - участниками системы страхования вкладов критериев и требований, которые применялись при их вступлении в систему;
- качества управления филиалами со стороны головного банка;
- оценки достоверности учета (отчетности) кредитных организаций.
Банком России будут предприняты меры по дальнейшему совершенствованию механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе будет усилена ориентация на оценку эффективности функционирующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля.
V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2007 году
Банк России в рамках реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.06.2006 N 793-р, планирует участвовать в работе по совершенствованию законодательства о финансовом рынке по следующим направлениям:
- в целях создания независимой, эффективной и конкурентоспособной системы учета прав на ценные бумаги участвовать в процессе подготовки нормативных актов, регулирующих деятельность центрального депозитария, его функции и полномочия;
- с целью повышения эффективности управления рисками по сделкам с государственными ценными бумагами Российской Федерации, проводимым участниками рынка через организатора торгов, установить требование о совершении сделок с участием центрального контрагента, а также продолжить участвовать в работе по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности;
- в целях расширения возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, участвовать в определении правовых механизмов секьюритизации активов и хеджирования рисков;
- в целях улучшения инвестиционной привлекательности российского фондового рынка продолжить участие в законотворческом процессе, направленном на упрощение процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг, расширение спектра ценных бумаг и совершенствование условий допуска на организованный рынок иностранных ценных бумаг;
- в целях развития институтов защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг участвовать в работе по правовому определению компенсационных механизмов для инвесторов - физических лиц, а также института общего собрания владельцев облигаций.
V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2007 году
В целях обеспечения финансовой стабильности страны Банк России продолжит работу, направленную на поддержание эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банк России продолжит осуществление мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени (системы RTGS Банка России), которая позволит участникам системы значительно сократить сроки осуществления платежей, снизить возникающие при их осуществлении финансовые риски, повысить эффективность реализации денежно-кредитной политики и как следствие - достичь более высокого уровня развития финансового рынка в стране.
В соответствии с международной практикой надзор за платежной системой является одной из важных функций центрального банка в рамках поддержания стабильности финансовой системы и имеет своей целью обеспечение безопасного и эффективного функционирования платежной системы в стране. В этой связи Банком России будет продолжено совершенствование надзора за платежными системами, функционирующими в Российской Федерации.
V.4. План важнейших мероприятий Банка России на 2007 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы
Содержание мероприятий | Срок исполнения |
Банковская система и банковский надзор | |
1. Участие в подготовке изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", направленных на создание правовых условий для дальнейшего приближения к международно признанным подходам российских правил, касающихся включения субординированных заимствований в расчет собственных средств (капитала) кредитных организаций, а также устанавливающих право Банка России определять условия включения субординированных финансовых инструментов в состав источников собственных средств (капитала) кредитных организаций |
I квартал |
2. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в части совершенствования критериев и механизмов контроля за соответствием банков - участников системы страхования вкладов требованиям к участию в системе страхования вкладов, уточнения механизмов, обеспечивающих осуществление выплат вкладчикам, функций и полномочий государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" |
II квартал |
3. Участие в подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" в части внедрения в надзорную практику международно признанных принципов консолидированного надзора |
II квартал |
4. Участие в подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" в части предоставления Банку России права применения мер надзорного реагирования на основе профессионального суждения |
III квартал |
5. Участие в подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" в части уточнения требований к публикуемой отчетности кредитных организаций (к содержанию и срокам раскрытия) |
II квартал |
6. Участие в разработке проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" в части расширения полномочий Банка России по осуществлению надзора за организациями-провайдерами, оказывающими кредитным организациям услуги по осуществлению видов деятельности, функций или процессов, обычно выполняемых самими кредитными организациями (аутсорсинг) |
IV квартал |
7. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части совершенствования процедур ликвидации кредитных организаций, в том числе направленных на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур в целях более полного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, повышения уровня ответственности за доведение до банкротства, совершенствования процедур оспаривания сомнительных сделок |
IV квартал |
8. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" в части обеспечения кредиторами права заемщиков на предоставление информации в бюро кредитных историй (предусматривается обязать источники формирования кредитных историй запрашивать согласие заемщиков на предоставление информации в бюро кредитных историй) |
II квартал |
9. Участие в подготовке изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" в части установления дифференцированных требований по достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций |
IV квартал |
10. Участие в подготовке изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" в части установления требований к кредитным организациям по раскрытию информации, касающейся управления рисками и достаточности капитала |
IV квартал |
11. Разработка нормативных актов Банка России, направленных на оптимизацию правил и процедур, применяемых при формировании уставного капитала кредитных организаций |
II квартал |
12. Подготовка нормативного акта и рекомендаций Банка России по вопросам совершенствования надзора за риском ликвидности на основании концепции денежных потоков с учетом международного опыта и результатов реализации проекта ЕС/ТАСИС "Банковский надзор и отчетность" |
I-II кварталы |
13. Подготовка нормативного акта Банка России, направленного на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II) |
III-IV кварталы |
14. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций по контролю операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также по выявлению сомнительных операций |
I-IV кварталы |
Финансовые рынки | |
15. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего деятельность центрального депозитария |
I-II кварталы |
16. Участие в работе по развитию законодательства об организованных рынках и биржевой торговле |
II-III кварталы |
17. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего клиринговую деятельность |
I-II кварталы |
18. Участие в работе по совершенствованию законодательства в части создания условий для секьюритизации финансовых активов |
I-II кварталы |
19. Участие в работе по развитию законодательства о рынке ценных бумаг в части правового определения компенсационных механизмов на данном сегменте рынка |
III-IV кварталы |
20. Участие в работе по совершенствованию законодательства о рынке ценных бумаг в части инструментов и инфраструктуры рынка ценных бумаг |
I-IV кварталы |
Платежная система | |
21. Завершение комплекса мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени (система RTGS) Банка России |
II квартал |
22. Разработка проекта нормативного документа, определяющего политику Банка России по надзору за частными платежными системами, включающего критерии значимости частных платежных систем, требования Банка России к правилам системно значимых частных платежных систем и меры контроля по их выполнению |
I-II кварталы |
<< Назад |
||
Содержание Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год (одобрено Советом директоров ЦБР 30 октября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.