Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения.
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации разработан и осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие этой важной сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения. Активно развивается сотрудничество с ВОЗ и его Европейским региональным бюро, другими организациями в рамках международных комплексных профилактических программ СИНДИ, МОНИКА, борьба со СПИДом, курением, другими вредными привычками.
Более целенаправленной стала организационно-методическая деятельность Государственного НИЦ профилактической медицины в выполнении превентивных программ. Для научно-методического обеспечения службы медицинской профилактики и укрепления здоровья создан Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья. Республиканский и территориальный центры здоровья, с учетом расширения сферы их деятельности, преобразованы в центры медицинской профилактики. На них возложены функции по организации и координации работы учреждений здравоохранения по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинским аспектам формирования здоровья, медико-гигиеническому обучению и воспитанию населения, в том числе по пропаганде медицинских гигиенических знаний с учетом показателей заболеваемости населения и народных традиций конкретного региона.
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с Госкомитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 158 от 28.02.94. Государственная программа "О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения преждевременной смертности на 1994-1996 годы", включающая ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан.
Вместе с тем, в работе по предупреждению заболеваний имеются существенные недостатки.
В некоторых регионах России центры медицинской профилактики утратили свою самостоятельность, штатную численность и квалифицированные кадры. В ряде случаев после слияния с врачебно-физкультурными диспансерами, информационно-аналитическими учреждениями и т.п. они лишились возможности выполнять свои организационно-методические функции: выявление факторов риска, использование современных методов диагностики заболеваний и коррекции здоровья, разработку и реализацию целевых профилактических программ, а также мер коллективной и индивидуальной профилактики. Так, в г.Москве, в системе здравоохранения вообще отсутствует центр медицинской профилактики.
Кроме того, некоторые территориальные органы управления здравоохранением ставят вопрос о прекращении финансирования центров медицинской профилактики из бюджета здравоохранения, полностью или частично упразднили должности врачебного и среднего медицинского персонала, занятого вопросами медицинской профилактики в лечебно-профилактических учреждениях.
В целях обеспечения безусловного выполнения положений "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в части, относящейся к профилактике, приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации считать приоритетным профилактические меры в области охраны здоровья граждан и сориентировать деятельность медицинского персонала всех уровней на профилактическую деятельность.
1.1. Сформировать специализированную сеть структурных подразделений службы медицинской профилактики и укрепления здоровья (п.1), вменив им в обязанность организационно-методическое руководство медицинским персоналом по вопросам предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья:*
- в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге: республиканские, краевые, областные, окружные, городские* центры медицинской профилактики; в городах и сельских районах: городские, районные центры (отделы) медицинской профилактики;
- в лечебно-профилактических учреждениях (для взрослых и детей): кабинеты (отделения) медицинской профилактики, кабинеты здорового ребенка.
1.2. Считать работу по медицинской профилактике неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности, включая ее в критерии оценки качества и модели конечного результата деятельности подразделений и учреждений здравоохранения.
1.3. Рекомендовать ввести должность внештатного главного специалиста органа управления здравоохранением по медицинской профилактике, возложив эти обязанности на главного врача Центра медицинской профилактики.
1.4. Ввести в состав аттестационных лицензионно-аккредитационных комиссий органов здравоохранения представителей центров медицинской профилактики.
1.5. Обеспечить бюджетное финансирование и материально-техническое оснащение центров, отделений (кабинетов) медицинской профилактики.
1.6. Содействовать организации и развитию хозрасчетных подразделений в центрах медицинской профилактики, других учреждениях здравоохранения и вне их для оказания платных услуг, способствующих сохранению и укреплению его здоровья.
2. Переименовать Республиканский центр медицинской профилактики в Федеральный центр медицинской профилактики.
2.1. Назначить Главным врачом Федерального центра медицинской профилактики Богун Т.Ф.
3. Утвердить Положение о Федеральном центре медицинской профилактики Минздравмедпрома России (приложение 1);
4. Главному врачу Федерального центра медицинской профилактики Минздравмедпрома России Богун Т.Ф.:
4.1. Совместно с территориальными центрами медицинской профилактики и лечебно-профилактическими учреждениями разработать "типовые положения" о республиканском (республик в составе Российской Федерации), краевом, областном, окружном, городском центре медицинской профилактики и об отделении (кабинете) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения в течение месяца.
4.2. Обобщить опыт работы территориальных центров медицинской профилактики и внести в установленном порядке на рассмотрение коллегии Минздравмедпрома России в III квартале 1996 года.
4.3. Совместно с научно-исследовательскими учреждениями системы здравоохранения и РАМН обеспечить систематическую информацию населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, планирования семьи, формированию здоровья образа жизни.
4.4. Повысить качество издаваемых наглядных, печатных и аудио-видео-материалов для населения по наиболее актуальным вопросам профилактики заболеваний, травматизма и различным аспектам здорового образа жизни с привлечением для этих целей ведущих ученых-медиков и специалистов практического здравоохранения.
4.5. Совместно с Федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья (Полесский В.А.) разработать и представить в Минздравмедпром России проекты форм статистической отчетности, отражающих деятельность центров (отделов) медицинской профилактики, а также отделений медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений.
5. Директору Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздравмедпрома России Полесскому В.А.:
5.1. Осуществить выполнение НИР, направленных на научно-методическое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения по медицинской профилактике и укреплению здоровья.
5.2. Включить в план НИР разработку вопросов методологии укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
5.3. Обеспечить создание модульных программ гигиенического обучения и воспитания различных групп населения для регионов России.
5.4. Совместно с Экспериментально-производственным предприятием (ЭПП) Минздравмедпрома России (Кораблев В.А.) представить до 01.02.96. конкретные предложения по дальнейшему развитию материально-технических баз Института и ЭПП.
6. Директору Государственного НИЦ профилактической медицины Минздравмедпрома России Оганову Р.Г. обобщить и проанализировать опыт работы демонстрационных проектов по реализации международных программ интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний (СИНДИ) в России и представить информацию в Минздравмедпром России.
7. Управлению профилактической медицины (Евдаков В.А.) совместно с ГНИЦ профилактической медицины (Оганов Р.Г.) рассмотреть вопрос о расширении перечня регионов России, участвующих в работе по выполнению программы интегрированной профилактики СИНДИ, в первую очередь, за счет территорий, пострадавших вследствие радиационных катастроф и зон экономического неблагополучия (Республики Алтай и Карелия, Алтайский край, Брянская и Иркутская область и др.).
8. Управлению учебных заведений Минздравмедпрома России (Володин Н.Н.) при пересмотре программ медицинских вузов, институтов усовершенствования врачей независимо от профиля кафедр дополнить их в необходимом объеме вопросами медицинской профилактики заболеваний, медико-гигиенических аспектов воспитания и формирования здоровья населения.
9. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.), Управлению профилактической медицины (Евдаков В.А.), рассмотреть совместно вопросы: с Федеральным Научно-исследовательским институтом медицинских проблем формирования здоровья (Полесский В.А.), Московской медицинской академией им. И.М.Сеченова (Пальцев М.А.) - об организации в составе медико-профилактического факультета Академии кафедры медицинских аспектов формирования здоровья; с Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины (Оганов Р.Г.) - о создании на его базе учебного центра по подготовке специалистов по профилактике неинфекционных заболеваний. О результатах доложить к 1.03.1996 г.
10. Управлению международных связей (Савельев М.И.), Управлению профилактической медицины (Евдаков В.А.) уделять приоритетное внимание развитию сотрудничества в области профилактики с международными межправительственными и неправительственными медицинскими организациями, а также в рамках двухсторонних соглашений с отдельными государствами.
11. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.Д.Царегородцев |
Начальник Управления |
В.А.Евдаков |
------------------------------
Примечание:
* Структура и штатная численность указанных подразделений устанавливается руководителем органов управления здравоохранением в соответствии с конкретными условиями региона и структурой обслуживаемого населения.
В Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах с населением свыше 1 млн. человек могут, по усмотрению руководителей органов управления здравоохранением, создаваться (сохраняться) межрайонные (зональные) центры медицинской профилактики.
** Консультативно-оздоровительная деятельность Центра медицинской профилактики может осуществляться с привлечением специалистов различного профиля (физиотерапевт), фитотерапевт, психотерапевт, мануальный терапевт, диетолог, сексолог, косметолог, психолог, массажист, врач по лечебной физкультуре и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздравмедпрома РФ от 22 декабря 1995 г. N 364 "О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава РФ от 23 сентября 2003 г. N 455 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 1997 г. N 102