Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 октября 2006 г. N вн 2.2-1/3412
по проекту федерального закона N 319278-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", внесенному депутатами Государственной Думы В.М. Зубовым, Г.А. Зюгановым, В.П. Никитиным и другими
(первое чтение)
По данному проекту, вносящему изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", (далее - Закон), которые касаются вопросов установки на транспортных средствах специальных сигналов, сообщаем следующее.
1. Полагаем, что наименование данного проекта не в полной мере отражает его содержание, поскольку неясно, по какому вопросу вносятся предлагаемые изменения. В этой связи следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, что бы# исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать. Кроме того, в названии проекта вместо "изменений" следует говорить о внесении "изменения".
2. Данным проектом в новой статье 14.1 Закона предусматривается возможность оборудования специальными световыми и звуковыми сигналами исключительно служебные транспортные средства, перевозящие Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации; Председателя Совета Федерации; Председателя Государственной Думы; Председателя Конституционного Суда Российской Федерации; Председателя Верховного Суда Российской Федерации; Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генерального прокурора Российской Федерации.
Кроме того, согласно проекту такими специальными средствами могут быть оборудованы также транспортные средства органов милиции, служб неотложной медицинской помощи, противопожарных и иных оперативных и специальных служб при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств. Перечень оперативных и специальных служб, транспортные средства которых могут быть оборудованы специальными сигналами, будет определяться Правительством Российской Федерации.
В то же время следует иметь в виду, что государственная охрана, в том числе предоставление специальной связи и транспортного обслуживания, что в данном случае, видимо, также имеет место, при необходимости может распространяться и на некоторых других лиц по решению Президента Российской Федерации (см. статьи 9 и 10 Федерального закона "О государственной охране"). Кроме того, к объектам государственной охраны, в частности, отнесены так же главы иностранных государств и правительств (см. статью 6 Федерального закона "О государственной охране"), что не учтено проектом.
В проекте не рассматривается вопрос, связанный с использованием или запретом на использование особых государственных регистрационных знаков. Вместе с тем решение этого вопроса на законодательном уровне, как и предлагаемое данным проектом регулирование установки специальных сигналов, имеет важное значение, в том числе и для обеспечения безопасности дорожного движения.
Одновременно с этим следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. N 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" Правительству Российской Федерации поручено до 1 ноября 2006 г., в частности, утвердить перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные световые и звуковые сигналы при отсутствии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств. При этом их общее количество не должно превышать 1000 единиц (за исключением транспортных средств, обслуживающих лиц, подлежащих государственной охране). Кроме того, Правительству Российской Федерации поручено внести в месячный срок в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, устанавливающих, в частности, запрет на оборудование транспортных средств, предоставляемых членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы особыми государственными регистрационными знаками, а также порядок оборота специальных сигналов. Наряду с этим, согласно Указу с 1 февраля 2007 г. не допускается использование особых государственных регистрационных знаков, отмена которых должна осуществляться поэтапно, начиная со дня вступления его в силу ("Российская газета" от 26 сентября 2006 г.).
3. Проектом формально не устанавливается срок вступления в силу данного федерального закона. Согласно Федеральному закону "О порядке опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" это будет означать, что он вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Полагаем, что в данном случае такой срок должен быть более продолжительным с учетом необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты по данному вопросу (например, в постановления Правительства Российской Федерации "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" от 23 января 2002 г. N 35 и "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" от 17 сентября 2004 г. N 482 с последующими изменениями).
Обращаем внимание, что, помимо настоящего проекта, данному вопросу посвящены также внесенные в Государственную Думу законопроекты N 318609-4 и N 280100-4, а законопроектами N 340087-4, N 340752-4 предлагается признать утратившей силу часть 8 статьи 32 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.