Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 40 части первой и статью 254 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В настоящее время наиболее существенным источником собственных налогов бюджетов субъектов Российской Федерации является налог на прибыль. В частности, в доходах бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 год доля налога на прибыль запланирована более чем в 30 процентов. В то же время очевидно, что налог на прибыль является наиболее нестабильным налогом, величина которого зависит как от цен на реализуемую продукцию, так и от ряда факторов, влияющих на величину расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль В структуре себестоимости организаций, осуществляющих добычу нефти например, около 50 процентов занимают налоговые платежи. Еще около 28 процентов занимают расходы на приобретение услуг сторонних организаций, сырья, материалов и энергии. В ситуации, когда сумма налоговых платежей, относимых на расходы, является величиной установленной и по определению экономически обоснованной, изменение величины расходов на приобретение услуг сторонних организаций сырья материалов и энергии обретает важнейшее значение прежде всего для бюджетов регионов. В соответствии с действующим законодательством критерий расходов "экономически оправданные" в первую очередь подразумевает участие расходов в деятельности, доходы по которой данные расходы уменьшают при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Представляется, что не менее важное значение имеют и вопросы ценообразования на приобретаемые товары, работы и услуги. Вместе с тем анализ действующего налогового законодательства, методических рекомендаций органов, уполномоченных в области налогов, показывает, что данной проблеме уделяется недостаточно внимания. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика по налоговым спорам: если дела по ценообразованию на реализуемую продукцию занимают значительную долю налоговых дел, то арбитражные дела по применению рыночных цен на приобретаемые товары, работы, услуги практически отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного предлагается внести в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации изменения, которые закрепят необходимость применения рыночных цен при приобретении товаров (работ, услуг) как необходимый параметр отнесения расходов к экономически оправданным, а также установят требование налогового контроля за ценами приобретения товаров (работ, услуг).
Данные изменения не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 40 части первой и статью 254 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 40 части первой и статью 254 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не требуют дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 40 части первой и статью 254 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 40 части первой и статью 254 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется отмены, изменения или дополнения законов и иных действующих на территории Российской Федерации нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.