Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва
по проекту федерального закона N 338049-4 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в части проведения публичных слушаний при преобразовании муниципальных образований),
внесенном Рязанской областной Думой
Проект федерального закона N 338049-4 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" посвящен вопросу о необходимости проведения публичных слушаний при преобразовании муниципальных образований.
В действующей редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусматривается проведение публичных слушаний вне зависимости от того, кто является инициатором преобразования муниципального образования.
Законопроектом предлагается внесение изменений в пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона, предусматривающих, что публичные слушания по вопросу преобразования муниципального образования проводятся только в случае, когда инициаторами преобразования муниципального образования являются органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти. Таким образом, законопроектом исключается проведение публичных слушаний по вопросу преобразования муниципального образования в случае, если инициатором указанного преобразования является население.
Указанное предложение обосновывается тем, что в случае, когда инициатором преобразования муниципального образования является население, мнение населения выражено уже самой инициативой, поэтому проведение публичных слушаний теряет смысл.
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. При этом согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для регистрации инициативной группы по проведению местного референдума достаточно, чтобы ее количественный состав был не менее 10 человек. А в соответствии с пунктом 1 статьи 37 указанного Федерального закона количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, но не может быть менее 25 подписей.
Комитет полагает, что 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, не могут выражать мнение всего населения, поэтому сама по себе инициатива населения о преобразовании муниципального образования не может выражать мнение всего населения.
Напротив, институт публичных слушаний является формой прямого волеизъявления граждан и позволяет всем гражданам выразить свое мнение относительно преобразования муниципального образования. Проведение публичных слушаний особенно важно в случае, когда принятие решения о преобразовании муниципального образования осуществляется не с согласия населения, выраженного путем голосования, проводимого в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, а с учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего муниципального образования.
В последнем случае публичные слушания фактически являются единственной возможностью для жителей муниципального образования непосредственно выразить свое отношение к преобразованию муниципального образования.
Таким образом, законопроект ограничивает право граждан Российской Федерации, закрепленное статьей 3 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, на осуществление местного самоуправления непосредственно, с помощью прямых форм волеизъявления.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает невозможным поддержать проект федерального закона N 338049-4 "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
B.C. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.