Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Основные понятия и термины (статья 6 Бюджетного кодекса)
Проведение комплексной реформы бюджетного процесса требует введения новых и уточнения определений действующих понятий и терминов.
Поправки в законопроекте в этой части направлены на то, чтобы содержащиеся в Бюджетном кодексе определения стали универсальными и, в то же время, не могли иметь никакого дополнительного толкования.
При этом понятия и термины, имеющие фундаментальный характер и применяющиеся в нескольких главах и разделах Бюджетного кодекса, определяются в статье 6 Бюджетного кодекса, если же понятие имеет узкоспециализированный характер, используется только в одной главе (статье), его определение приводится непосредственно в тексте этой главы (статьи).
Законопроектом предлагаются новые определения понятий "расходные обязательства", "расходы бюджета", "доходы бюджета", "сводная бюджетная роспись (бюджетная роспись)", "бюджетные ассигнования", "лимит бюджетных обязательств", "бюджетное учреждение", "бюджетный кредит" и другие.
Одновременно вводится целый ряд новых понятий, связанных с: определением специфики разных видов обязательств ("публичные обязательства", "публичные нормативные обязательства", "бюджетные обязательства", "денежные обязательства");
среднесрочным финансовым планированием ("плановый период"), составлением проектов бюджетов ("ведомственная структура расходов бюджета");
применением новых методов бюджетного планирования ("государственные (муниципальные) услуги", "государственное (муниципальное) задание", "бюджетные инвестиции");
регулированием полномочий участников бюджетного процесса ("финансовый орган", "главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств", "главный администратор (администратор) доходов бюджета", "главный администратор (администратор) источников финансирования дефицитов бюджетов", "бюджетное учреждение").
Наиболее значимой новацией является введение в качестве базовых для бюджетного законодательства Российской Федерации понятий, характеризующих расходные обязательства. Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 9-П от 23 апреля 2004 года: "Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств.
Исходя из этой правовой позиции, законопроектом предлагается:
1) в ранее введенном в рамках реформы межбюджетных отношений понятии "расходные обязательства" выделить обязательства, возникающие в силу закона (нормативного правового акта) непосредственно у публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или принимаемые действующими от его имени бюджетными учреждениями;
2) ввести новые понятия, применяемые на разных этапах исполнения расходных обязательства: "бюджетные обязательства" - объем расходных обязательств в соответствующем финансовом году, и "денежные обязательства" - "подтвержденные" (подлежащие оплате) обязательства, являющиеся основанием для осуществления расходов бюджета;
3) выделить в отдельную категорию расходных обязательств публичные обязательства, подлежащие исполнению в силу закона (нормативного правового акта), и в их составе - публичные нормативные обязательства перед физическими лицами (за исключением перечисленных в определении категорий выплат) в законодательно (нормативно) установленном размере с установлением для них ряда особенностей отражения в бюджете и исполнения (имея в виду, что определение этих особенностей для публичных обязательств в целом, а также введение иных категорий расходных обязательств может быть осуществлено на следующих этапах развития бюджетного законодательства). Наряду с введением или уточнением основных понятий Кодекса законопроектом предлагается исключить из статьи 6 определения общих понятий "дотация", "субсидия" и "субвенция", поскольку в соответствующих главах и статьях Кодекса они используются только применительно к конкретным видам бюджетных ассигнований. Так, общее понятие "субсидия" разделено на межбюджетные субсидии, субсидии автономным учреждениям, субсидии иным некоммерческим организациям, субсидии юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство товаров, работ, услуг, а субвенции однозначно определены как межбюджетные трансферты, предоставляемые в связи с передачей (делегированием) полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.