Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
10. Основы составления бюджетов (глава 20 Бюджетного кодекса)
Законопроектом решена задача повышения роли среднесрочного финансового планирования, как это предусмотрено Бюджетным посланием на 2007 год.
Предложена новая редакция главы 20 Бюджетного кодекса, в которой реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти.
Исходя из этого принципа, предлагается ввести общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:
общие требования к прогнозам социально-экономического развития;
требования к содержанию среднесрочного финансового плана;
условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, в том числе - раздельного планирования расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств, что позволит обеспечить безусловное исполнение ранее принятых обязательств и установление новых обязательств в соответствии с приоритетами проводимой политики в пределах имеющихся ресурсов;
порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ;
общие требования к составлению проектов бюджетов.
Законопроект предусматривает ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 3 года (очередной финансовый год и плановый период), что обеспечит преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики, будет способствовать повышению устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать государственные контракты на 3 года или на весь срок реализации долгосрочных целевых программ (инвестиционных проектов), что будет способствовать эффективному использованию бюджетных средств.
В основу бюджетного планирования предлагается положить широко известный в международной практике метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом, "скользящая трехлетка", с одной стороны, обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.
В целях повышения устойчивости бюджета предлагается ввести понятие "условно утвержденные расходы", под которыми понимаются не распределенные по главным распорядителям бюджетных средств и статьям классификации бюджетные ассигнования планового периода (второго и третьего года трехлетнего периода) в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов в соответствующем финансовом году. Это позволит создать резерв на случай непредвиденного сокращения доходов, который в случае подтверждения прогноза доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право выбора между утверждением бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов на 3 года либо на очередной финансовый год (с составлением среднесрочного финансового плана с соблюдением установленных Кодексом требований).
Законопроектом предлагается ввести новую систему финансового обеспечения долгосрочных целевых программ, обеспечивающую прозрачность их отражения в бюджетах и бюджетной отчетности, выполнение принятых в установленном порядке соответствующих расходных обязательств, повышение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.
Каждая долгосрочная целевая программа должна быть утверждена органом исполнительной власти и, соответственно, в рамках бюджетного законодательства рассматриваться в качестве рамочного обязательства для целей включения в проект бюджета. Бюджетные ассигнования на исполнение этих обязательств будут предусматриваться главным распорядителями бюджетных средств по уникальной для каждой программе (подпрограмме) целевой статье или виду расходов в составе ведомственной структуры расходов в объеме, предусмотренном на соответствующий год решением об утверждении программы. Соответственно, в очередном бюджетном цикле нет необходимости возвращаться к обсуждению объемов их финансирования (при условии, что по результатам мониторинга реализации той или иной программы не принято решения о ее досрочном прекращении или пересмотре).
В случае, если согласно ежегодно проводимым оценкам, долгосрочная целевая программа реализуется неэффективно, органом исполнительной власти может быть принято решение о ее досрочном прекращении с исключением из состава расходных обязательств (с установлением порядка завершения выполнения либо пересмотра обязательств в соответствии с уже заключенными государственными или муниципальными контрактами).
Кроме того, предлагается упорядочить межбюджетные отношения при реализации долгосрочных целевых программ, прежде всего - за счет включения в состав этих программ субсидий, обусловленных утверждением и реализацией соответствующих региональных или местных программ.
Законопроектом предложены новые статьи Бюджетного кодекса, вводящие понятия сводного финансового баланса Российской Федерации, Инвестиционного фонда Российской Федерации и ведомственных целевых программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.