Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности от 14 декабря 2006 г. N 104/6
по проекту федерального закона N 266232-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" - внесен депутатами Государственной думы В.А. Васильевым, А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, А.Н. Стрельниковым, А.Н. Харитоновым, А.М. Розуваном, В.В. Бобыревым
Досье на проект федерального закона
Комитетом по безопасности рассмотрен проект федерального закона N 266232-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной думы В.А. Васильевым, А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, А.Н. Стрельниковым, А.Н. Харитоновым, А.М. Розуваном, В.В. Бобыревым. Указанный законопроект направлен на приведение отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с международными договорами Российской Федерации, требованиями, предъявляемыми к кодифицированным нормативным правовым актам, а также на устранение внутренних противоречий данного кодекса, усиление ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения. В целом концепция законопроекта принципиальных возражений не вызывает. Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
Законопроектом предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях ряд концептуальных новелл. В частности, предлагается предусмотреть возможность фиксации административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. При этом к административной ответственности будет привлекаться владелец транспортного средства в том случае, если он не сможет предоставить достоверные сведения о лице, во владении которого транспортное средство находилось в момент фиксации правонарушения, либо о том, что транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Следует иметь в виду, что подобные правовые нормы действуют во многих странах мира и, как показала практика, их применение привело к значительному снижению количества правонарушений в области дорожного движения, а также сокращению количества пострадавших при ДТП. Тем не менее, текст законопроекта требует определенной доработки с точки зрения устранения внутренних противоречий. Так, в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, любое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В этой связи предлагаемые законопроектом нормы входят в противоречие с рядом статей КоАП (в частности, статьями 2.1, 26.1, 26.2), в которых содержатся положения о вине, проверочной и доказательной процессуальной деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что возложение ответственности на владельца транспортного средства может рассматриваться в качестве объективного вменения, наличие элементов которого можно констатировать и в других нормах КоАП РФ. Так, например, в статье 20.22 КоАП РФ установлена ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за появление несовершеннолетних в возрасте до 16-ти лет в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащих продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Следует также отметить, что исключения из общего правила, согласно которому административному наказанию подвергается именно виновное лицо, предусмотрены и другими статьями КоАП РФ. Так, в соответствии с частью 2 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный в отношении несовершеннолетнего, при отсутствии у него самостоятельного заработка взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время КоАП РФ содержит существенные противоречия, обусловленные с одной стороны наличием норм статьи 1.5 КоАП РФ, закрепляющей принцип презумпции невиновности, а с другой - положениями указанных статьей Кодекса, предусматривающих реализацию принципа объективного вменения. Вместе с тем, следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1079) содержит норму о том, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Следовательно, можно говорить о том, что при привлечении к гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств наличие вины причинителя вреда не требуется, так как речь по существу идет именно об объективном вменении.
Законопроектом предлагается также установить ответственность за систематическое нарушение Правил дорожного движения. Концептуально эти положения также не вызывают возражения, так как направлены прежде всего против злостных нарушителей ПДД и тем самым являются превентивной мерой против систематического игнорирования требований, предъявляемых к участникам дорожного движения. Тем не менее представляется целесообразным согласовать эти нормы с положениями статьи 4.3 КоАП, в которой определен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При этом необходимо дать более четкое определение понятия "систематичности", так как по существу предлагаемых законопроектом норм усиление административной ответственности не будет напрямую связано с повторностью совершения административного правонарушения, как это предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП. В соответствии с законопроектом повышенная ответственность наступает только в том случае, если сумма баллов, начисленных за предыдущие нарушения, сложенная с баллами, начисленными за данное нарушение, будет равна 10 баллам и больше, что не может рассматриваться просто как повторность.
Законопроектом предусматривается также значительное увеличение штрафных санкций, а также более широкое применение наказания в виде административного ареста. Существующий в данное время размер налагаемых штрафов не может расцениваться как адекватный по отношению к правонарушениям в области дорожного движения, так как многие последствия таких правонарушений наносят значительный ущерб жизни и здоровью граждан, экономике государства в целом. В этой части замечаний концептуального характера нет. Однако представляется необоснованным введение в ряде статей фиксированных штрафных санкций без определения их низшего и высшего пределов. Таким образом правоприменитель лишен возможности объективного рассмотрения дела с учетом всех смягчающих и отягчающих обстоятельств. Следует также еще раз проанализировать целесообразность расширения перечня правонарушений, по которым предлагается такая мера наказания, как административный арест.
Законопроектом предлагается также внести изменения в статью 1.7. Кодекса, а также дополнить его статьей 1.8 в соответствии с которой граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, п Часть одлежат административной ответственности в соответствии КоАП РФ, если совершенное ими деяние признано административным правонарушением в государстве, на территории которого оно было совершено, в случае, если они не были привлечены к ответственности в этом государстве. Следует отметить, что Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года на настоящий момент российской стороной не ратифицирована, следовательно, вносить соответствующие изменения в КоАП РФ представляется преждевременным.
По законопроекту имеется также ряд других замечаний, которые могут быть рассмотрены при его подготовке ко второму чтению.
Учитывая важность и актуальность рассматриваемого законопроекта, а также принимая во внимание, что высказанные замечания не носят концептуального характера, Комитет по безопасности считает целесообразным поддержать проект федерального закона N 266232-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной думы В.А. Васильевым, А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, А.Н. Стрельниковым, А.Н. Харитоновым, A.M. Розуваном, В.В. Бобыревым и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.