Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" разработан в целях устранения имеющихся в кодексе пробелов и противоречий по ряду вопросов, касающихся изменения договора социального найма:
в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, совершеннолетний член семьи нанимателя вправе был требовать заключения с ним отдельного договора найма, если с согласия остальных проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и в соответствии с приходящейся на его долю жилой площадью либо с учетом состоявшегося соглашения о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделено помещение, удовлетворяющее определенным требованиям. В действующем Жилищном кодексе Российской Федерации это право не предусмотрено;
из главы 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (Социальный найм жилого помещения) изъято положение о возможности изменения договора социального найма жилья по требованию совершеннолетнего члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя, за исключением случаев объединения жильцов в одну семью, а также в случае смерти нанимателя;
если ранее споры, возникающие в связи с требованием заключения отдельного договора найма, можно было разрешить в судебном порядке (статья 86 Жилищного кодекса РСФСР), то в настоящее время право оспаривать заключение отдельного договора социального найма жилья и само право заключения отдельного договора отсутствуют.
Еще сложнее в этом отношении стало положение бывших членов семьи нанимателя: ни защитить свои жилищные права, ни надлежащим образом исполнить свои обязанности квартиросъемщика по социальному найму жилого помещения они теперь не могут.
Между тем, часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит следующее: "Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма".
Возникает вопрос: о каких "своих обязательствах" бывшего члена семьи идет речь в части 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в части 2 данной статьи предусмотрено, что: "Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма". Исходя из изложенного, обязательства, вытекающие из договора социального найма, действительно, существуют, но это обязательства солидарной ответственности.
Кроме того, в Жилищном кодексе Российской Федерации имеется еще одно существенное нарушение жилищного права, связанное с невозможностью изменения договора социального найма, - это нарушение права бывших членов семьи нанимателя на приватизацию своего жилья. Бесплатная приватизация жилья прекращается в 2007 году. В семьях, проживающих в муниципальном жилье, где не достигнуто согласие всех совершеннолетних членов семьи на его приватизацию, приобрести это жилье в собственность таким способом практически невозможно. Аналогичное положение создается при проживании в одной квартире нанимателя и бывшего члена его семьи, даже если последний занимает отдельную комнату.
Таким образом, если всем гражданам Российской Федерации предоставлена возможность подумать до 2007 года, стоит им приватизировать свое жилье или нет, то у бывших членов семьи нанимателя этот выбор отсутствует - они лишены права на приватизацию, поскольку не вправе требовать заключения с ними отдельного договора социального найма на жилое помещение, в котором проживают.
В связи с этим считаем необходимым дополнить статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации частями 3-5.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятая актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.