Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Терроризм как особо опасное социальное явление превратился сегодня в одну из самых острых проблем и представляет серьезную угрозу национальной безопасности России.
Анализ научных исследований, рекомендаций, принятых по результатам научно-практических конференций на различных уровнях, а также правоприменительная практика свидетельствуют о том, что любые операции по ликвидации очагов криминала могут быть обесценены несогласованностью правовых норм и пробелами в законодательстве.
Законопроект направлен на установление повышенной ответственности должностных лиц за фактическое попустительство, которое облегчает совершение террористической акции и препятствует своевременному ее пресечению на стадиях приготовления и покушения.
Данные изменения вызваны складывающейся в последнее время оперативной обстановкой в субъектах Российской Федерации, потенциально опасных в части совершения преступлений террористического характера. Так, в Российской Федерации отдельные территории используются для подготовки террористов при фактическом попустительстве должностных лиц, отвечающих за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей допускается как по халатности, так и умышленно в корыстных целях.
Это обстоятельство, в частности, способствует открытой пропаганде экстремистских и националистических идей, формированию у населения недоверия к органам государственной власти, вызывает чувство безнаказанности террористов, а также позволяет беспрепятственно рекрутировать в террористические организации новых членов, в том числе обладающих теми или иными властными полномочиями.
В этой связи законопроектом предлагается внести в статьи 292 (Служебный подлог) и 293 (Халатность) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) изменения, предусматривающие повышенную ответственность должностных лиц за совершение указанных деяний, когда они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Предлагается также внести в статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменение, предоставляющее Президенту Российской Федерации право отстранять от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления независимо от степени его тяжести. Предлагаемая мера, на наш взгляд, будет способствовать укреплению вертикали власти в Российской Федерации, а также окажет дополнительное дисциплинирующее воздействие на указанную категорию должностных лиц.
Совершаемые в последнее время террористические акты свидетельствуют о том, что эти преступления все чаще осуществляются с использованием транспортных средств, государственные регистрационные знаки которых незаконно изменены либо подделаны. На таких транспортных средствах размещаются и доставляются к месту совершения преступления террористы и взрывчатые вещества. Эта тактика позволяет подготавливать, маскировать и использовать значительно более мощные, объемные взрывчатые вещества и взрывные устройства, что приводит к увеличению числа пострадавших и причинению значительного материального ущерба.
В связи с этим законопроектом предлагается изменить положения статьи 326 (Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства) УК, установив ответственность за использование заведомо поддельного государственного регистрационного знака транспортного средства в целях совершения преступления либо облечения его совершения или сокрытия.
Как представляется, предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить эффективность профилактических мероприятий в сфере борьбы с терроризмом, а также обеспечат справедливое и соразмерное наказание лицам, способствовавшим своими действиями (бездействием) совершению преступлений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, в том числе нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.