Совет Министров СССР отмечает, что перевод предприятий, объединений и организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, развитие арендных отношений и кооперативного движения, расширение внешнеэкономических связей, необходимость финансового оздоровления экономики страны требуют повсеместной активизации деятельности банковских учреждений.
Образование системы государственных специализированных банков СССР, организация их работы на договорной основе усиливает воздействие кредитного механизма на рост эффективности общественного производства, способствует укреплению платежной дисциплины и денежного обращения, создает необходимые предпосылки для улучшения кредитно-расчетного обслуживания, развития инициативы и предприимчивости предприятий и организаций, расширения банковских услуг, совершенствования стиля и методов работы кредитных учреждений. Формируются новые типы этих учреждений в виде кооперативных, отраслевых и других банков, работающих на коммерческой основе.
Вместе с тем процесс перестройки кредитных отношений и превращения банковских учреждений на деле в равноправных и заинтересованных партнеров предприятий и организаций требует введения эффективного механизма хозяйствования банков, необходимых организационных и правовых основ их деятельности в условиях развития и углубления радикальной экономической реформы, активизации процентной политики, определения роли и места коммерческих банков в банковской системе СССР.
В целях дальнейшего совершенствования банковского дела, коренного улучшения деятельности государственных банков СССР и их учреждений на местах, повышения их заинтересованности и усиления ответственности за проведение прогрессивной кредитной политики, укрепление платежной дисциплины в отраслях народного хозяйства и денежного обращения в стране Совет Министров СССР постановляет:
1. Перевести в 1989 году государственные специализированные банки СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, положив в основу деятельности банков прибыль (доход) как обобщающий показатель эффективности работы и главный источник укрепления и развития банковских учреждений, социального развития и материального стимулирования.
2. Установить, что основным хозрасчетным звеном в системе Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Сберегательного банка СССР является отделение или другое учреждение этих банков, осуществляющее непосредственное кредитное и расчетное обслуживание предприятий, организаций, кооперативов и населения.
Внешэкономбанк СССР действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования в целом.
Банкам СССР и их учреждениям на местах, используя в полной мере преимущества нового хозяйственного механизма и предоставленные им права, решительным образом улучшить и активизировать свою кредитную и расчетную деятельность в реализации задач радикальной экономической реформы, организации прогрессивных форм и методов кредитования, совершенствовании расчетов и кассового обслуживания предприятий, организаций, кооперативов и населения.
При этом исходить из того, что хозрасчетные взаимоотношения банков с клиентами и друг с другом строятся на принципах надежного и заинтересованного партнерства в соответствии с основными положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении), Закона СССР о кооперации в СССР, а также действующим банковским законодательством.
3. Определить, что ресурсами хозрасчетных учреждений банков для кредитования служат их фонды, остатки средств предприятий, организаций и кооперативов на их расчетных и текущих счетах, депозиты предприятий, организаций и кооперативов, а также вклады населения на счетах, открытых в учреждениях специализированных банков СССР.
Свободные средства государственного бюджета СССР, а также средства, находящиеся в расчетах, являются централизованными кредитными ресурсами государства и используются в соответствии с утверждаемыми сводными кредитными планами СССР для краткосрочного и долгосрочного кредитования. Средства населения во вкладах на счетах в Сберегательном банке СССР полностью используются за плату на цели, определяемые Советом Министров СССР.
Централизованные кредитные ресурсы выделяются государственным специализированным банкам СССР за плату, устанавливаемую Госбанком СССР.
Установить, что за кредитные ресурсы, направляемые на временное возмещение задолженности бюджета по выплате разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, уплачиваются проценты за счет средств бюджетов союзных республик по поставкам указанной продукции в республиканский фонд и за счет средств союзного бюджета - по поставкам продукции в общесоюзный фонд.
4. Хозрасчетные учреждения банков осуществляют кредитование предприятий, организаций, кооперативов и населения в основном за счет мобилизуемых ими на местах кредитных ресурсов. Свободные суммы этих ресурсов учреждения банков могут передавать (за плату) своим вышестоящим учреждениям или другим банкам, включая коммерческие и кооперативные банки.
При недостатке мобилизуемых на местах кредитных ресурсов хозрасчетные учреждения банков могут привлекать для краткосрочного и долгосрочного кредитования дополнительные ресурсы (за плату) от своих вышестоящих учреждений, других государственных банков, а также от коммерческих и кооперативных банков.
Размер платы за ресурсы, передаваемые банками друг другу, определяется ими на договорной основе, но не может повышаться более чем на 20 процентов размера платы за централизованные ресурсы.
Для усиления экономической заинтересованности и ответственности банковских учреждений в увеличении объемов кредитных ресурсов, рациональном их использовании и ускорении оборачиваемости признать необходимым устанавливать этим учреждениям нормативы участия мобилизуемых ими кредитных ресурсов в краткосрочных и долгосрочных кредитных вложениях.
Возложить утверждение таких нормативов и контроль за их соблюдением: для учреждений специализированных банков - на правления специализированных банков СССР, для коммерческих и кооперативных банков - на Правление Госбанка СССР.
5. В целях дальнейшего развития экономических методов управления кредитной системой, повышения эффективности использования кредитных ресурсов, концентрации их на решении приоритетных общегосударственных программ и задач, обеспечивающих достижение высоких конечных финансовых результатов работы народного хозяйства, его отраслей и регионов, создать фонд регулирования кредитных ресурсов банковской системы СССР.
Установить, что указанный фонд образуется в Госбанке СССР на нормативной основе за счет части привлеченных банками ресурсов и депозитов. На средства, направляемые в этот фонд, проценты не начисляются. Размеры фонда и нормативы привлекаемых средств определяются Правлением Госбанка СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР.
6. Госбанку СССР доводить до государственных специализированных банков СССР, а этим банкам - до своих хозрасчетных учреждений в качестве основы для формирования планов контрольные цифры по следующим показателям:
объем кредитных ресурсов (кроме Внешэкономбанка СССР и Сберегательного банка СССР);
размер привлечения средств населения (для Сберегательного банка СССР);
объем поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям (для Внешэкономбанка СССР).
7. Утверждать хозрасчетным учреждениям банков следующие экономические нормативы:
отчислений от прибыли (дохода) в государственный (в том числе местный) бюджет;
отчислений от прибыли (дохода) в централизованные фонды и резервы вышестоящего органа;
образования фонда производственного и социального развития;
образования фонда материального поощрения;
образования фонда валютных отчислений;
участия мобилизуемых кредитных ресурсов в краткосрочных и долгосрочных кредитных вложениях.
Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) хозрасчетных учреждений банков образуется по утвержденным нормативам от их доходов, полученных от проведения банковских операций (оказываемых услуг), и используется на оплату труда работников этих учреждений, включая выплату им надбавок, вознаграждений и доплат.
Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР в месячный срок утвердить для государственных специализированных банков СССР на 1989 - 1990 годы указанные нормативы и предельные размеры отчислений в централизованные фонды и резервы, образуемые в этих банках на союзном и республиканском уровнях.
При утверждении нормативов отчислений от прибыли (дохода) в фонд производственного и социального развития предусмотреть средства, необходимые для ускоренного оснащения банковской системы современной вычислительной техникой.
8. Установить, что прибыль хозрасчетных учреждений банков, определяемая как разница между полученными от проведения банковских операций (оказываемых услуг) доходами и произведенными расходами, используется в следующей очередности:
отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет;
отчисления в централизованные фонды и резервы вышестоящего органа.
Остающаяся после указанных отчислений прибыль увеличивается (уменьшается) на сумму полученных (уплаченных) учреждением банка штрафов, неустоек и иных экономических санкций и направляется по установленным нормативам в фонд производственного и социального развития и фонд материального поощрения учреждения банка.
Госбанку СССР совместно с государственными специализированными банками СССР в месячный срок определить состав доходов и расходов, порядок их учета и расчета прибыли (дохода) хозрасчетных учреждений банков. При этом исходить из того, что:
доходы учреждения банка, полученные за счет уплаты клиентами процентов по просроченным ссудам (в доле повышенной процентной ставки), в прибыль банка не включаются и подлежат зачислению в образуемый на уровне областного (краевого) звена (в республиках, не имеющих областного деления - на уровне республиканского звена) государственных специализированных банков СССР специальный фонд для кредитования дополнительных мероприятий по разработке и внедрению новой техники, расширению производства продуктов питания и товаров народного потребления, ресурсосбережению, развитию экспортных производств. Указанный фонд может пополняться за счет средств резервных фондов государственных специализированных банков СССР. Предоставить право учреждениям банков использовать часть средств указанного специального фонда для участия в создании и деятельности предприятий (производств) в отраслях народного хозяйства;
размеры комиссионного вознаграждения за оказываемые объединениям, предприятиям, организациям, кооперативам и населению по их просьбе дополнительные платные услуги, не входящие в прямые обязанности банка, определяются хозрасчетным учреждением банка на основе договоров с клиентами;
размеры комиссионного вознаграждения за обслуживание клиентов на основе корреспондентских связей устанавливаются на договорной основе между соответствующими учреждениями банков.
9. Предусмотреть, что государственные специализированные банки СССР, республиканские банки, областные (краевые) управления банков направляют средства образованных по установленным нормативам централизованных фондов и резервов на финансирование капитальных вложений и важнейших научно-исследовательских работ общебанковского характера, оказание временной финансовой помощи подведомственным учреждениям, пополнение уставных фондов и резервов правлений государственных специализированных банков СССР, а также на финансирование операционных расходов соответствующих органов управления специализированных банков и на другие цели, связанные с их деятельностью, включая стимулирование труда работников этих органов.
10. Расширить хозяйственную самостоятельность государственных банков СССР в вопросах развития и укрепления банковской системы. Признать необходимым:
предоставить право государственным специализированным банкам СССР создавать, реорганизовывать, ликвидировать хозрасчетные учреждения банков, исходя из экономической целесообразности вне зависимости от наличия на данной территории хозрасчетных учреждений других банков, а хозрасчетным учреждениям банков независимо от их местонахождения - создавать, реорганизовывать и ликвидировать свои подразделения (филиалы, агентства);
предоставить право предприятиям, объединениям и организациям самостоятельно определять хозрасчетные учреждения банков для своего кредитно-расчетного обслуживания. Госбанку СССР определить порядок реализации на практике указанного права;
разрешить хозрасчетным учреждениям банков применять по согласованию с вышестоящим органом управления форму хозяйственного расчета, основанную на распределении дохода.
11. В связи с последовательным развитием внешнеэкономических связей банкам СССР принять меры по радикальному улучшению банковского обслуживания предприятий, организаций и кооперативов, осуществляющих экспортно-импортные операции.
Поручить Госбанку СССР и Внешэкономбанку СССР в 3-месячный срок определить порядок осуществления учреждениями банков валютно-расчетных операций и кредитования в иностранной валюте предприятий, организаций и кооперативов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. При этом исходить из того, что должны быть созданы необходимые условия для оперативного и качественного обслуживания клиентов, а также установлен действенный контроль за проведением этих операций со стороны Внешэкономбанка СССР.
12. Повысить роль кредитного договора как основного документа, определяющего взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон, включая конкретные размеры процентных ставок и платы за предоставляемые на договорной основе дополнительные услуги. Установить, что вопрос о предоставлении кредита решается исключительно хозрасчетным учреждением банка с учетом выполнения предприятиями, организациями и кооперативами взятых на себя обязательств по условиям кредитного договора, качества продукции, производимой заемщиком, и потребностей в ней народного хозяйства.
В целях усиления воздействия процентной политики на конечные результаты работы предприятий и организаций учреждениям специализированных банков дифференцировать процентные ставки за кредит в пределах установленных размеров этих ставок в зависимости от направлений использования кредита, длительности пользования заемщиком ссудой и своевременности ее возврата. Устанавливать в необходимых случаях льготные процентные ставки за кредит, в первую очередь предоставляемый на затраты по реализации общегосударственных программ.
Строго руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 821, запрещающим республиканским и местным органам, а также другим организациям вмешиваться в оперативную деятельность хозрасчетных учреждений банков, которые несут всю полноту ответственности за проведение прогрессивной кредитной политики и обеспечение соответствия между предоставляемыми кредитами и имеющимися кредитными ресурсами.
13. Установить, что коммерческие и кооперативные банки входят в единую банковскую систему страны, руководствуются в своей деятельности законодательством СССР, правилами по кредитованию, ведению расчетных и кассовых операций, устанавливаемых Госбанком СССР. Коммерческие и кооперативные банки обязаны обеспечивать в установленном порядке контроль за выдачей средств на выплату заработной платы в случаях, если такая выдача средств обслуживаемой клиентуре ими осуществляется.
Возложить на Госбанк СССР регистрацию уставов коммерческих и кооперативных банков, а также контроль за их деятельностью.
14. В целях повышения роли Госбанка СССР как главного банка страны, осуществляющего централизованное плановое управление единой денежно-кредитной системой, проведение государственной кредитной политики, организацию и координацию кредитных отношений в народном хозяйстве, освободить Госбанк СССР от оперативной деятельности в области кредитно-расчетного обслуживания.
Сохранить за Госбанком СССР кредитно-расчетное обслуживание отдельных организаций, определенных, в порядке исключения, ранее принятыми Советом Министров СССР решениями.
15. Госбанку СССР, Министерству юстиции СССР подготовить с участием специализированных банков СССР и представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление СМ СССР от 31 марта 1989 г. N 280 "О Переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" (с изм. от 21 декабря 1989 г.)
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 80 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 21 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Совета Министров СССР от 21 декабря 1989 г. N 1123