Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2.
Валовой региональный продукт (ВРП) Москвы в 2004 году составил 2,76 трлн. рублей и имел следующую структуру:
оптовая и розничная торговля |
49,9% |
производство (промышленность, строительство) |
14,1% |
рыночные услуги (без оптовой и розничной торговли) |
23,8% |
нерыночные услуги |
4,1% |
чистые налоги на продукты (НДС, акцизы) |
8,1% |
В структуре оптовой и розничной торговли основной объем приходится на оптовую торговлю, причем 60% этой суммы на продажу нефти и газа. Важной составляющей является внешняя торговля.
Вследствие этого темпы роста ВРП в большой мере зависят от ситуации на внешнем рынке. За 2005 год можно ожидать значительного роста ВРП (12,5-15%). Однако уже в 2006 году этот фактор будет влиять на рост ВРП значительно меньше, а в дальнейшем может сыграть отрицательную роль. В этот период для сохранения темпов роста ВРП еще большее значение приобретает наращивание промышленного потенциала и рыночных услуг.
О дополнительных мерах по стимулированию роста валового регионального продукта г. Москвы см. постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. N 838-ПП
Прогнозируемые темпы роста ВРП обеспечивают рост ВРП на душу населения с 12,1 тыс. долларов США в 2005 году до 25,6 тыс. долларов США в 2010 году (2000 год - 4,6 тыс. долларов США) и рост ВРП на одного работающего в экономике города с 20,5 тыс. долларов США в 2005 году до 40,9 тыс. долларов США в 2010 году (2000 год - 8,2 тыс. долларов США).
Промышленность города будет развиваться темпами более высокими, чем общероссийские показатели. В 2006-2009 годах на темпах роста московской промышленности заметно скажется увеличение выпуска легковых автомобилей на "Автофрамосе", реализация государственных проектов и контрактов в авиастроении, ракетно-космической промышленности, в области модернизации и разработки новых видов вооружений, а также других высокотехнологичных производств. В эти годы предстоит сформировать особую технико-внедренческую зону в Зеленограде.
С 2004 года начался заметный рост прибыли в производстве электрооборудования, электронике и приборостроении, что создает предпосылки к накоплению средств на обновление фондов в этих отраслях.
Как и в предыдущие годы, высокие темпы развития и высокую рентабельность сохранят предприятия связи. Московская телефонная сеть продолжит работу по реконструкции сети и переводу ее на цифровые технологии. Продолжат развитие сети сотовой связи, увеличатся темпы роста потребителей высокоскоростного доступа в Интернет.
Наиболее значимыми изменениями на транспорте станут дальнейшее развитие скоростных пригородных железнодорожных перевозок, реконструкция московского авиаузла с целью превращения его в первый в стране современный хаб, а также строительство новых внутригородских скоростных магистралей.
В предстоящий период будет завершена реконструкция аэропорта Внуково, предприняты меры, направленные на реализацию проекта организации пассажирского движения по малому кольцу Московской железной дороги.
Несмотря на то, что Правительство Москвы в течение 10 лет последовательно реализует программу развития городской магистральной сети, реального улучшения дорожного движения в городе не произошло. Сокращение источников формирования территориального дорожного фонда вследствие налоговой реформы, сокращение размера федеральных субсидий на дорожное строительство не дает возможности обеспечить опережающее в сравнении с ростом транспорта строительство дорог. За последние 10 лет число автомашин, зарегистрированных в городе выросло на 80%, построено и коренным образом реконструировано 15% современной протяженности магистральных дорог. Недостаточны темпы реконструкции федеральных магистралей, примыкающих к МКАД с внешней стороны.
К началу 2006 года протяженность улично-дорожной сети составляет 4699 км, (79,6% предусмотренной Генпланом), протяженность магистральных дорог - 1320 км, (69,5% предусмотренной Генпланом). Для достижения показателей Генплана необходимо ежегодно вводить около 40 км. магистральных дорог, что вдвое превышает достигнутые в предыдущий период показатели.
В 2007-2010 гг. будут завершены: строительство новой скоростной радиальной магистрали Звенигородский проспект, реконструкция Ленинградского проспекта - Ленинградского шоссе, построены первые участки четвертого транспортного кольца и радиальной магистрали дублера Кутузовского проспекта.
Предусматривается завершить строительство новых линий метрополитена "Парк Победы"-"Строгино" (2007 г.), "Митино" (2010 г.) и "Чкаловская"-"Трубная площадь" (2007 год), "Марьина Роща" (2009 год).
Розничная торговля в городе будет расти более низкими темпами, чем среднероссийские. По мере повышения уровня доходов и развития материально-технической базы в провинции товарооборот распределяется более равномерно по стране. Если 5 лет назад в Москве было сосредоточено 29% российского розничного товарооборота, то в настоящее время 23%. Процесс этот будет развиваться и далее. Немаловажную роль при этом играет развитие крупных розничных сетей в районах Московской области, прилегающих к Москве. Продолжит развитие тенденция сокращения в товарообороте доли неорганизованного рынка (2000 год - 29,2%, 2005 год - 26,2%).
С учетом развития материально-технической базы предприятий оптового продовольственного комплекса города объемы организованных поставок продовольствия возрастут в среднем на 3,5% в год, в том числе из регионов России - на 4,6%.
Объемы поставок продовольствия московскими агрохолдингами возрастут с 1,1 млн. тонн в 2006 году до 1,99 млн. тонн в 2010 году.
В целях решения задачи по превращению Москвы в международный туристский центр продолжится реализация Программы строительства гостиниц до 2010 года, комплексных мероприятий по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, развитие делового и международного сотрудничества, включая культурные обмены. Прогнозируется рост туристского потока в Москву и доходов от въездного туризма за 5 лет в 1,4 раза. В 2010 году число туристов, ежегодно посещающих Москву, достигнет 5 млн. человек.
Кредитно-финансовый сектор городской экономики продолжит свое развитие и укрепление в предстоящий период. Однако высокие темпы роста прибыли в этом секторе, полученные в последние 2-3 года вследствие развития рынка потребительских кредитов, будут сокращаться по мере нарастания риска их невозврата.
В предстоящие годы прогнозируется умеренный рост инвестиций в основной капитал.
В 2005 году поступление иностранных инвестиций превысило уровень 2004 года в 1,6 раза составив 25 млрд. долл. Рост обеспечен, в основном, за счет кредитов, полученных зарегистрированными в городе крупными компаниями. Прямые иностранные инвестиции за последние годы увеличились незначительно (2000 г. - 1,5 млрд. долл. США, 2002 г. - 1,5 млрд. долл. США, 2003 г. - 2,5 млрд. долл. США, 2004 г. - 1,8 млрд. долл. США, 2005 г. - 2,1 млрд. долл. США).
С участием иностранного капитала созданы крупные торговые центры, построен ряд офисных комплексов и гостиниц, производятся легковые автомобили ("Рено"), ведется строительство ММДЦ "Москва-Сити".
Не произошло в минувшие годы увеличения федеральных инвестиций на территории Москвы.
В предстоящие годы в инвестициях останется высокой (более 30%) доля городского бюджета.
При этом значительно вырастут затраты бюджета на жилищное строительство. Ввод жилой площади по городским социальным программам реконструкции 5-этажного фонда, "Молодой семье - доступное жилье", развития социальной ипотеки вырастет с 1,6 млн. кв. метров в 2005 году до 2,1 млн. кв. метров в 2010 году, что позволит впервые за последние годы существенно сократить число семей, состоящих на очереди для улучшения жилищных условий. Реализация этих планов станет существенным вкладом в решение задач, поставленных соответствующим национальным проектом.
Для реализации намеченной Правительством Москвы программы метростроения в предстоящие годы предстоит затратить в 2,1 раза больше средств, чем в предыдущее пятилетие.
Решающее значение для дальнейшего развития экономики города имеет реконструкция региональной системы энергоснабжения. В 2005 году потребление электроэнергии в московской энергосистеме превысило уровень 1990 года на 24%. Между тем, за эти годы в системе не было ввода новых генерирующих мощностей, не производилось модернизации линий ЕНЭС и городской распределительной системы. В 2005 году ОАО "Мосэнерго" согласовало присоединение новых потребителей на 684 МВт, но дало отказ в присоединении 1,5 тысяч МВт электрической мощности. Максимум нагрузки московской энергосистемы в январе 2006 года составил 16,2 тыс. МВт при фактической генерации ОАО "Мосэнерго" 13,2 тыс. МВт и ограничении потребителей на 0,5 тыс. МВт.
Для преодоления энергокризиса в соответствии с согласованной с РАО ЕС программой намечено в 2006-2010 годах ввести новые мощности на станциях ОАО "Мосэнерго" и за счет реконструкции подстанций 500/220 кВ ЕНЭС увеличить передачу мощности на Москву на 3,9 тыс. МВА. Кроме того, предстоит реконструировать и вновь построить 34 узловые электроподстанции 220/110/10 кВ, более 110 км высоковольтных кабельных и воздушных линий электропередачи. Кроме того, по программе строительства ГТУ и ГТЭС Правительства Москвы предполагается ввести 2,0 тыс. МВА электрической и 3,1 тыс. Гкал/час тепловой мощности, причем основную часть прироста обеспечить за счет частных инвестиций.
Имеющиеся в городе мощности по выработке тепловой энергии обеспечивают надежное энергоснабжение города на предстоящий период. Новое строительство РТЭС и РТС предполагается лишь в районах массового жилищного строительства.
В соответствии с вышеизложенным прогнозируются следующие показатели социально-экономического развития Москвы:
(% к предыдущему году)
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовой региональный продукт |
110,1 |
108,9 |
107,3 |
110,0 |
108,0 |
107,0 |
107,5 |
107,5 |
107,0 |
Продукция промышленности |
115,3 |
122,0 |
107,7 |
122,4 |
115,0 |
111,0 |
112,0 |
112,0 |
112,0 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
108,1 |
107,6 |
110,6 |
106,3 |
103,5 |
104,0 |
104,5 |
105,0 |
105,0 |
Оборот розничной торговли |
103,0 |
104,1 |
108,3 |
106,2 |
105,0 |
104,0 |
104,0 |
104,5 |
104,0 |
Потребительские цены |
119,2 |
113,0 |
110,2 |
112,1 |
109,1 |
108,0 |
106,5 |
105,5 |
105,0 |
Цены производителей промышленности |
110,3 |
112,6 |
112,0 |
111,1 |
108,0 |
107,5 |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
Номинальная среднемесячная зарплата |
129,7 |
134,8 |
123,5 |
124,1 |
122,0 |
119,0 |
116,5 |
115,0 |
114,0 |
Тарифная политика в предстоящий период определяется принятыми Правительством Российской Федерации решениями о регулировании региональных цен и тарифов на энергию и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.
В расчете прогнозируемых тарифов на энергию и жилищно-коммунальные услуги по Москве предполагается, что стоимость услуг (средний тариф) организаций жилищно-коммунального комплекса растет в соответствии с предельным темпом, установленным Правительством Российской Федерации, а тарифы для населения увеличиваются пропорционально росту средней зарплаты в городе. Это позволит сократить размеры перекрестного субсидирования в энергетике и ЖКХ. В 2006 году население оплачивает 60% стоимости услуг, в том числе в водоснабжении - около 95%, в теплоснабжении - около 70%, в содержании жилищного фонда - 30%. Перекрестное субсидирование тарифов для населения и учреждений бюджетной сферы сохраняется в настоящее время в водоснабжении и теплоснабжении. Предлагаемые темпы повышения тарифов позволят в 2008 году ликвидировать перекрестное субсидирование, однако и за пределами 2010 года сохранится дотирование из бюджета города населения по услугам теплоснабжения и содержания жилья.
(прирост в % к предыдущему году)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Тарифы на ЖКУ для населения |
31,9 |
33,5 |
21,9 |
18,0 |
16,0 |
15,0 |
14,0 |
Тарифы на городской пассажирский транспорт предполагается повышать на 2 рубля ежегодно, обеспечив одновременно оплату бюджетом себестоимости проезда льготных категорий населения соответственно числу поездок.
С 1 янва
<< Раздел 1 Раздел 1 |
Раздел 3 >> Раздел 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 449-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.