Долгое время важнейшие компоненты "свободного движения лиц" на территории единого рынка ЕС, в том числе "свобода передвижения работников", оставались закрытыми для граждан государств, не входящих в состав Европейских сообществ и Союза ("третьих стран").
Из этого правила имелись отдельные исключения, однако в целом трудящиеся и другие иммигранты из "третьих стран", даже получив вид на жительство в одном из государств-членов, не были управомочены - в противоположность гражданам Союза - свободно переселяться в другие государства-члены и заниматься там трудовой или предпринимательской деятельностью.
Частичное преодоление указанной дискриминации становится возможным благодаря новейшим законодательным актам ЕС, утвержденным Советом Европейского Союза в конце 2003 г. Оба документа приняты в рамках иммиграционной политики Сообщества, которая была включена в его компетенцию сравнительно недавно (поправками Амстердамского договора 1997 г.).
Первый документ - Директива 2003/109/ЕС "О статусе граждан третьих стран, проживающих на долгосрочной основе" - закрепляет основы правового положения легальных иммигрантов из зарубежных стран, включая принцип их равноправия с "европейскими" гражданами (правда, с рядом оговорок).
Второй документ - Директива 2003/86/ЕС "О праве на семейное воссоединение" - закладывает условия для переезда в Сообщество членов семей легальных иммигрантов, а также предоставляет им возможность заниматься в государствах-членах трудовой или иной социально-экономической деятельностью.
Директива "О праве на семейное воссоединение" издана в контексте иммиграционной политики ЕС - одного из важнейших элементов в строительстве европейского "пространства свободы, безопасности и правосудия".
Для достижения этой цели Сообщество на протяжении пяти лет со дня вступления в силу Амстердамского договора (т.е. до 1 мая 2004 г.) должно принять широкий комплекс мер, в том числе определить условия въезда и проживания родственников тех иностранцев (граждан третьих стран), которые уже являются законными иммигрантами в каком-либо из государств-членов. Соответствующие полномочия ЕС зафиксированы статьей 63 учредительного договора, выступившей правовой основой для издания данного нормативного акта (см. первое предложение преамбулы и примечание к нему).
Директива вводит "право на семейное воссоединение", устанавливает его содержание, круг субъектов, основания и порядок реализации. Важно отметить, что понятие "член семьи" получило в тексте Директивы весьма гибкое определение. С одной стороны, оно в обязательном порядке охватывает ближайших родственников заинтересованного иностранца, составляющих с ним так называемую "простую" (или "нуклеарную") семью: супруг и несовершеннолетние дети. С другой стороны, государствам-членам разрешается признавать в качестве "членов семьи" (и, следовательно, обладателей права на семейное воссоединение) других родственников иностранца, к которым могут быть отнесены, в том числе, его или ее постоянные "партнеры" (ст. 4).
Положения Директивы в качестве основ законодательства Сообщества подлежат "трансформации" в национальное право государств-членов, максимум, в течение двух лет (до 3 октября 2005 г.). Данная обязанность не распространяется на три страны ЕС, которые в силу специальных протоколов к учредительному договору получили особый статус: Великобритания, Дания и Ирландия.
к.ю.н. Четвериков А.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.