Регламент
Комитета министров Совета Европы от 10 мая 2006 г.
о порядке контроля за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека и условий мировых соглашений*
I. Общие положения
Правило 1
1. Осуществление полномочий Комитета министров Совета Европы (далее - Комитет министров), предусмотренных пунктами 2-5 статьи 46 и пунктом 4 статьи 39 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, регулируется настоящим Регламентом.
2. При осуществлении этих полномочий применяются общие процедурные положения, регламентирующие порядок заседаний Комитета министров и пред-ставителей министров, если настоящим Регламентом не предусмотрено иное.
Правило 2
1. Контроль Комитета министров за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека (далее - Суд) и условий мировых соглашений осуществляется, как правило, на специальных заседаниях, посвященных вопросам защиты прав человека, причем повестка дня этих заседаний является публично доступной.
2. В случае если функции председателя Комитета министров выполняет представитель Высокой Договаривающейся Стороны, являющейся стороной по рассматриваемому делу, данный представитель обязан сложить с себя функции председателя на время обсуждения любых вопросов, касающихся этого дела.
Правило 3
Если постановление или решение Суда направляется Комитету министров в соответствии с пунктом 2 статьи 46 или с пунктом 4 статьи 39 Конвенции, дело должно быть незамедлительно поставлено на повестку дня Комитета министров.
Правило 4
1. Комитет министров в приоритетном порядке осуществляет контроль за исполнением постановлений Суда, в которых Суд установил наличие того, что он считает системной проблемой в соответствии с Резолюцией Комитета министров Совета Европы Res(2004)3 о постановлениях Европейского Суда, выявляющих проблемы системного характера, лежащие в основе нарушений прав человека.
2. Приоритетный порядок контроля в отношении дел, указанных в пункте 1 настоящего Правила, не должен осуществляться в ущерб приоритетному порядку контроля в отношении других важных дел, в особенности тех дел, в которых нарушение Конвенции повлекло за собой серьезные последствия для потерпевшей стороны.
Правило 5
Комитет министров принимает ежегодный отчет о своей деятельности, осуществляемой в соответствии с пунктами 2-5 статьи 46 и пунктом 4 статьи 39 Конвенции. Этот отчет является публично доступным документом. Он направляется в Суд, а также Генеральному Секретарю Совета Европы, Парламентской Ассамблее Совета Европы и Комиссару Совета Европы по правам человека.
II. Контроль за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека
Правило 6
Информирование Комитета министров об исполнении постановлений Европейского Суда по правам человека
1. Если в постановлении, направленном в Комитет министров в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции, Суд пришел к выводу о том, что по делу имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней и/или Суд присудил справедливую компенсацию потерпевшей стороне на основании статьи 41 Конвенции, Комитет министров призывает заинтересованную Высокую Договаривающуюся Сторону проинформировать его о мерах, которые Высокая Договаривающаяся Сторона приняла или намеревается принять по результатам вынесения постановления Суда с учетом ее обязательства исполнить такое постановление, предусмотренного пунктом 1 статьи 46 Конвенции.
2. Осуществляя контроль за исполнением постановления Высокой Договаривающейся Стороной в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции, Комитет министров рассматривает следующие вопросы:
а) была ли выплачена сумма справедливой компенсации, присужденной Судом, включающая в соответствующих случаях денежную сумму, равную процентной ставке, начисленной за просрочку платежа, и
b) при необходимости, с учетом свободы усмотрения Высокой Договаривающейся Стороны в выборе средств, необходимых для исполнения постановления Суда:
i) были ли приняты меры индивидуального характера* (* Например, погашение судимости, вытекающей из необоснованного осуждения лица по обвинению в совершении преступления, предоставление вида на жительство или возобновление в национальных судах производства по делу, результаты которого обжалуются в Суд (по поводу последнего из упомянутых примеров см. Рекомендацию Rec(2000)2 Комитета министров государствам - членам Совета Европы о повторном рассмотрении определенных дел или возобновлении производства по ним на национальном уровне по вынесении постановлений Европейским Судом, принятую 19 января 2000 г. на 694-м заседании представителей министров).) в целях прекращения нарушения прав человека и для того, чтобы потерпевшая сторона была, насколько это возможно, восстановлена в том положение, в котором она была до того, как произошло нарушение Конвенции;
ii) были ли приняты меры общего характера* (* Например, внесение поправок в законы и в подзаконные акты, изменение судебной или административной практики или публикация постановления Суда на языке государства-ответчика и распространение его среди соответствующих органов государственной власти.) в целях предупреждения новых нарушений прав человека, схожих с нарушением (нарушениями), установленным(и) по делу, или в целях прекращения длящегося нарушения прав человека.
Правило 7
Периодичность контроля
1. Дело включается в повестку дня каждого заседания Комитета министров, посвященного вопросам защиты прав человека, до тех пор, пока соответствующая Высокая Договаривающаяся Сторона не представит информацию о выплате справедливой компенсации, установленной Судом, или о принятии возможных индивидуальных мер, если только Комитет министров не примет иное решение.
2. Если соответствующая Высокая Договаривающаяся Сторона уведомляет Комитет министров о том, что она еще не может сообщить Комитету министров о принятии мер общего характера, необходимых для обеспечения исполнения постановления Суда, дело снова включается в повестку дня заседания Комитета министров, которое проводится не позднее чем через шесть месяцев после этого, если Комитет министров не примет иное решение; аналогичное правило применяется в случае истечения этого срока и в отношении каждого последующего продления срока.
Правило 8
Доступ к информации
1. Положения данного правила не затрагивают закрытый характер заседаний Комитета министров, предусматриваемый статьей 21 Устава Совета Европы.
2. Если Комитет министров не примет иное решение в целях защиты законных общественных или частных интересов, следующая информация является общедоступной:
а) информация и относящиеся к ней документы, представленные Комитету министров Высокой Договаривающейся Стороной в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции;
b) информация и относящиеся к ней документы, представленные Комитету министров в соответствии с настоящим Регламентом потерпевшей стороной, общественными организациями или национальными учреждениями, занимающимися вопросами развития прав человека и их защиты.
3. При принятии решения, предусмотренного пунктом 2 настоящего правила, Комитет министров в числе прочего принимает во внимание:
а) мотивированные обращения о конфиденциальности информации, которые поступили при представлении информации, заявленные Высокой Договаривающейся Стороной, потерпевшей стороной, общественными организациями или национальными учреждениями , занимающимися вопросами развития прав человека и их защиты;
b) мотивированные обращения о конфиденциальности информации, заявленные любой другой Высокой Договаривающейся Стороной, которой касается поступившая информация, незамедлительно или не позднее первого рассмотрения Комитетом министров соответствующей информации;
с) интерес потерпевшей стороны или третьей стороны в том, чтобы их сведения об их личности или любые данные, позволяющие их установить, не предавались огласке.
4. После каждого заседания Комитета министров повестка с аннотациями заседания Комитета министров по контролю за исполнением постановлений Суда также становится публично доступной и публикуется вместе с принятыми решениями, если только Комитет министров не примет иное решение. Насколько это возможно, другие публично доступные документы, представленные в Комитет министров, также публикуются, если только Комитет министров не примет иное решение.
5. По всем делам, по которым потерпевшей стороне было разрешено сохранять анонимность в соответствии с пунктом 3 правила 47 Регламента Суда, анонимность такой стороны должна соблюдаться во время исполнения постановления Суда, если только такая стороны прямо не откажется от сохранения своей анонимности.
Правило 9
Информация, поступившая в Комитет министров
1. Комитет министров рассматривает любую поступившую от потерпевшей стороны информацию относительно выплаты справедливой компенсации или принятия индивидуальных мер.
2. Комитет министров наделяется правом рассматривать любую информацию, поступившую от общественных организаций, а также от национальных учреждений, занимающихся вопросами развития прав человека и их защиты по вопросам исполнения постановлений Суда в силу пункта 2 статьи 46 Конвенции.
3. Секретариат Комитета министров доводит соответствующим образом до Комитета министров любую информацию, полученную в соответствии с пунктом 1 настоящего правила. Это относится к любой информации, полученной в соответствии с пунктом 2 настоящего правила вместе с любыми доводами соответствующей (соответствующих) делегации (делегаций), при условии, что эти доводы направлены в Секретариат в течение пяти рабочих дней с момента извещения о получении такой информации.
Правило 10
Обращение Комитета министров в Суд о толковании постановления
1. Если в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Конвенции Комитет министров считает, что осуществление контроля за исполнением постановления Европей-ского Суда по делу затруднено ввиду проблемы, связанной с толкованием этого постановления, он может передать данный вопрос на рассмотрение в Суд для вынесения решения по вопросу толкования такого постановления. Решение об обращении в Европейский Суд с просьбой дать толкование постановления по какому-либо делу принимается большинством в две трети голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете министров.
2. Решение об обращении в Суд с просьбой о толковании постановления по делу может быть принято в любой момент при осуществлении контроля Комитета министров за исполнением постановлений Суда.
3. Решение об обращении в Суд с просьбой о толковании постановления по делу принимается в форме промежуточной резолюции Комитета министров. Оно должно быть мотивированным и отражать различные позиции, существующие в Комитете министров, в частности, позицию соответствующей Высокой Договаривающейся Стороны.
4. При необходимости представительство Комитета министров в Суде осущест-вляется председателем Комитета министров, если только Комитет министров не примет решение о другой форме представительства. Соответствующее решение принимается большинством голосов в две трети голосов представителей, принявших участие в голосовании, и большинством голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете министров.
Правило 11
Производство по делу о нарушении Высокой Договаривающейся Стороной своих обязательств
1. Если в соответствии с пунктом 4 статьи 46 Конвенции Комитет министров считает, что Высокая Договаривающаяся Сторона отказывается исполнить окончательное постановление Суда по делу, по которому она является стороной, он может, официально известив эту Высокую Договаривающуюся Сторону, своим решением, принятым большинством в две трети голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете министров, передать на рассмотрение в Суд вопрос о том, не нарушила ли данная Высокая Договаривающаяся Сторона свое обязательство.
2. Производство по делу о нарушении Высокой Договаривающейся Стороной своих обязательств инициируется лишь при исключительных обстоятельствах. Оно может быть инициировано лишь тогда, когда заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона получит официальное извещение о намерении Комитета министров открыть такое производство. Официальное уведомление Высокой Договаривающейся Стороны должно быть сделано, не позднее чем, за шесть месяцев до начала производства, если только Комитет министров не примет иное решение, и быть оформлено в виде промежуточной резолюции. Такая резолюция принимается большинством голосов в две трети голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете министров.
3. Решение об обращении в Суд имеет форму промежуточной резолюции Комитета министров. Она должна быть мотивированной и в сжатой форме отражать позицию соответствующей Высокой Договаривающейся Стороны.
4. Представительство Комитета министров в Суде осуществляется председателем Комитета министров, если только Комитет министров не примет решение о другой форме представительства. Соответствующее решение принимается большинством голосов в две трети голосов представителей, принимающих участие в голосовании, и большинством голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете министров.
III. Контроль за выполнением условий мировых соглашений
Правило 12
Информирование Комитета министров о выполнении условий мирового соглашения
1. Если решение Суда направляется Комитету министров в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Конвенции, Комитет министров призывает заинтересованную Высокую Договаривающуюся Сторону проинформировать его о выполнении условий мирового соглашения.
2. Комитет министров проверяет, выполнены ли условия мирового соглашения в том виде, в каком они изложены в решении Суда.
Правило 13
Периодичность контроля
Дело включается в повестку дня заседания, посвященного вопросам защиты прав человека, или, в соответствующих случаях* (* В частности, в тех случаях, когда условия мирового соглашения включают в себя обязательства, которые по своей природе не могут быть исполнены за короткий промежуток времени, такие, как принятие новых законов.), в повестку дня заседания Комитета министров, которое проводится не позднее чем через шесть месяцев после этого, до тех пор, пока соответствующая Высокая Договаривающаяся Сторона не представит Комитету министров информацию о выполнении условий мирового соглашения, изложенных в решении Суда, если только Комитет министров не примет иное решение.
Правило 14
Доступ к информации
1. Положения настоящего правила не затрагивают закрытый характер заседаний Комитета министров, предусматриваемый статьей 21 Устава Совета Европы.
2. Если Комитет министров не примет иное решение в целях защиты законных общественных или частных интересов, следующая информация является общедоступной:
а) информация и относящиеся к ней документы, представленные Комитету министров Высокой Договаривающейся Стороной в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Конвенции;
b) информация и относящиеся к ней документы, представленные Комитету министров в соответствии с настоящим Регламентом заявителем, общественными организациями или национальными учреждениями, занимающимися вопросами развития прав человека и их защиты.
3. При принятии решения, предусмотренного пунктом 2 настоящего правила, Комитет министров в числе прочего принимает во внимание:
а) мотивированные обращения о конфиденциальности информации, которые поступили при представлении информации, заявленные Высокой Договаривающейся Стороной, потерпевшей стороной, общественными организациями или национальными учреждениями в целях развития прав человека и их защиты;
b) мотивированные обращения о конфиденциальности информации, заявленные любой другой Высокой Договаривающейся Стороной, которой касается поступившая информация, незамедлительно или не позднее первого рассмотрения Комитетом министров соответствующей информации;
с) интерес заявителя или третьей стороны в том, чтобы их личности или любые сведения, позволяющие их установить, не предавались огласке.
4. После каждого заседания Комитета министров повестка дня с аннотациями заседания Комитета министров по контролю за исполнением постановлений Суда также становится публично доступной и публикуется вместе с принятыми решениями, если только Комитет министров не примет иное решение. Насколько это возможно, другие общедоступные документы, представленные в Комитет министров, также публикуются, если только Комитет министров не примет иное решение.
5. По всем делам, по которым потерпевшей стороне было разрешено сохранять анонимность в соответствии с пунктом 3 правила 47 Регламента Суда, анонимность такой стороны должна соблюдаться во время исполнения постановления Суда, если только такая стороны прямо не откажется от сохранения своей анонимности.
Правило 15
Информация, поступившая в Комитет министров
1. Комитет министров рассматривает любую поступившую от заявителя информацию относительно исполнения условий мировых соглашений.
2. Комитет министров наделяется правом рассматривать любую информацию, поступившую от общественных организаций, а также от национальных учреждений в целях развития прав человека и их защиты, относительно исполнения условий мировых соглашений.
3. Секретариат Комитета министров доводит соответствующим образом до Комитета министров любую информацию, полученную в соответствии с пунктом 1 настоящего правила. Это относится к любой информации, полученной в соответствии с пунктом 2 настоящего правила вместе с любыми доводами соответствующей (соответствующих) делегации (делегаций), при условии, что эти доводы направлены в Секретариат в течение пяти рабочих дней с момента извещения о такой информации.
IV. Резолюции Комитета министров
Правило 16
Промежуточные резолюции Комитета министров
В ходе контроля за исполнением постановления Суда или условий какого-либо мирового соглашения Комитет министров может принимать промежуточные резолюции, в частности, в целях представления информации о ходе такого исполнения или, в соответствующих случаях, выражения озабоченности и/или высказывания предложений в отношении такого исполнения.
Правило 17
Окончательная резолюция Комитета министров
Установив, что заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона приняла все необходимые меры для исполнения постановления Суда или что условия мирового соглашения выполнены, Комитет министров принимает резолюцию, констатирующую, что он осуществил свои функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 46 или пунктом 4 статьи 39 Конвенции.
Анна Степанова: Новые правила контроля за исполнением постановлений Европейского Суда направлены на реформу механизмов Конвенции о защите прав человека и основных свобод* (* Автор - юрист Департамента Совета Европы по контролю за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека. Суждения, выраженные в статье, являются личным мнением автора, и Совет Европы за них ответственности не несет.)
Исполнение Комитетом министров Совета Европы (далее - Комитет министров) своих функций в рамках пункта 2 статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) регулируется Регламентом о порядке контроля за исполнением постановлений и условий мировых соглашений (далее - Регламент), последняя версия которых была принята 10 мая 2006 года на 964 заседании заместителей министров. Необходимость в новом Регламенте, предыдущая редакция которого датируется 2001 г., была вызвана принятием Протокола N 14, направленного на реформу механизмов Конвенции, в том числе в связи с постоянно увеличивающимся потоком жалоб в Европейский Суд по правам человека (далее - Суд) и соответственно количеством постановлений, поступающих на контроль в Комитет министров.
Несмотря на то, что Протокол N 14, послуживший формальным поводом для принятия нового Регламента, еще находился в процессе ратификации, Комитет министров принял решение о его немедленном применении в рамках контроля за исполнением постановлений Суда. Исключение было сделано только для правил 10 (решение об обращении в Суд по вопросу толкования постановления) и 11 (жалоба в случае нарушения государством своих обязательств), поскольку они основываются на определенных новеллах Протокола N 14.
Этот в некотором роде формальный повод предоставил также возможность для кодификации уже существующей практики Комитета министров по контролю за исполнением постановлений Европейского Суда и усиления транспарентности и публичности процедуры исполнения.
* Принят Комитетом министров Совета Европы 10 мая 2006 г. на 964-м заседании представителей министров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Комитета министров Совета Европы от 10 мая 2006 г. о порядке контроля за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека и условий мировых соглашений
Текст Регламента опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 2/2007
Перевод М. Виноградова