Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Федеральные авиационные правила
Сертификационные требования к Организациям, осуществляющим деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (ОООП)
(утв. приказом Федеральной авиационной службы РФ от 30 октября 1998 г. N 342)
18 мая 2000 г.
О Федеральных авиационных правилах см. справку
Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 18 мая 2000 г. N 182 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Общие положения
Настоящие сертификационные требования предъявляются к организациям, осуществляющим деятельность по организационному обеспечению полетов (далее - ОООП), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обеспечивающим полеты гражданских воздушных судов.
Сертификации подлежит ОООП, зарегистрированная как самостоятельное юридическое лицо, и ОООП в качестве специализированного структурного подразделения эксплуатанта.
Сертификация ОООП включает первоначальную проверку юридического лица аккредитованным в установленном порядке Органом по сертификации воздушных перевозок Системы сертификации на воздушном транспорте (ССВТ) Российской Федерации на соответствие настоящим требованиям, выдачу Сертификата соответствия и последующий регулярный инспекционный контроль.
Действие Сертификата соответствия может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть введены ограничения Органом, выдавшим этот документ в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФАС России (с учетом требований п.1 ст.10 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ; - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383, далее - Воздушный кодекс Российской Федерации).
Сертификат соответствия может быть аннулирован решением выдавшего его аккредитованного в установленном порядке Органа по сертификации воздушных перевозок (с учетом требований п.2 ст.10 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Сертификация ООП является главным инструментом, посредством которого аккредитованный в установленном порядке Орган по сертификации воздушных перевозок осуществляет необходимый контроль за деятельностью ОООП. Обеспечение полетов юридическими лицами, не имеющими Сертификат соответствия ФАС России, не допускается.
Целью государственного контроля за деятельностью ОООП является поддержание необходимого качества обеспечения полетов гражданских воздушных судов, которое является важной составляющей безопасности воздушного движения. Сертификация ОООП не затрагивает его хозяйственную самостоятельность.
Проверка юридического лица, подавшего в установленном порядке Заявку на получение Сертификата соответствия (далее - Заявитель) на соответствие сертификационным требованиям и выдача Сертификата соответствия ОООП осуществляется аккредитованным в установленном порядке Органом по сертификации воздушных перевозок на возмездной основе в соответствии с п.4 ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Заявитель подает в аккредитованный в установленном порядке Орган по сертификации воздушных перевозок Заявку.
Если ОООП является специализированным структурным подразделением авиапредприятия (эксплуатанта), то используется код регистрации этого авиапредприятия в ИКАО.
Информация о сертифицированных ОООП публикуется в документах аэронавигационной информации.
2. Термины, определения и сокращения
1. В целях применения настоящих Сертификационных требований используются следующие термины и определения:
Международный полет воздушных судов - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (п.1 ст.79 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Внутренний полет - полет воздушного судна в воздушном пространстве одного государства.
Эксплуатант - юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (с учетом требований п.3 ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Организационное обеспечение полетов воздушных судов - обеспечение полетов воздушных судов, включая получения разрешений от авиационных властей Российской Федерации и иностранных государств на право выполнения полетов (посадки, пролета территории) по международным (внутренним) воздушным линиям для российских и иностранных перевозчиков, организацию наземного обслуживания воздушных судов российских и иностранных перевозчиков в аэропортах посадки (обратного вылета).
Организация, осуществляющая деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (ОООП) - юридическое лицо, любой организационно-правовой формы или его специализированное структурное подразделение, осуществляющее деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов.
Орган по сертификации воздушных перевозок - компетентный орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, которому предоставлены полномочия по сертификации воздушных перевозок.
Сертификация организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (ОООП) - процедура, посредством которой Орган по сертификации воздушных перевозок письменно удостоверяет, что эта организация соответствует установленным требованиям.
Заявитель - юридическое лицо, подавшее в установленном порядке Заявку на получение (продление срока действия или внесение изменений) Сертификата соответствия ОООП.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации для подтверждения соответствия сертифицированной организации установленным требованиям (с учетом требований п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг". - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.966, с последующими изменениями и дополнениями).
Персонал организации, осуществляющей деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (ОООП) - лица, согласно штатному расписанию ОООП осуществляющие деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов и имеющие специальную подготовку.
Брифинг на полет - документ, содержащий сводные данные по рейсу, график полета, номера разрешений на полет авиационных властей иностранных государств, срок действия свидетельства эксплуатанта, номер и срок действия лицензии на данную авиалинию.
2. В целях применения настоящих Сертификационных требований использованы следующие сокращения:
ИКАО - Международная организация гражданской авиации
ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта
СИТА - Международное общество авиационной электросвязи
АФТН - сеть авиационной фиксированной электросвязи
ССВТ - Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации
ОООП - организация, осуществляющая деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов
АИП - сборник аэронавигационной информации
НОТАМ - извещение об изменениях в аэронавигационном оборудовании, обслуживании, о возможных опасностях в полете, а также о регламентах работы аэропортов, запретах и ограничениях.
3. Требования, предъявляемые к ОООП
1. Требования к техническому оснащению ОООП
Заявитель представляет следующие документы, подтверждающие техническую оснащенность ОООП:
документы, подтверждающие наличие помещений, находящихся на праве собственности, или хозяйственного ведения, или оперативного управления, или аренды, или на ином вещном праве, пригодных для размещения персонала ОООП и необходимого оборудования в соответствии с санитарными нормами и требованиями охраны труда;
часть помещения, предназначенная для работы диспетчерского (штурманского) персонала, должна быть пригодна для организации круглосуточной работы и иметь ограниченный доступ для остального персонала ОООП и посторонних лиц;
документы, подтверждающие наличие следующих средств связи:
1) не менее двух телефонных линий, используемых только для оперативной связи диспетчерского персонала;
2) канала связи АФТН;
3) канала связи СИТА;
4) канала факсимильной связи, зарегистрированного в установленном порядке;
5) канала телексной связи;
6) ОООП представляет подробные инструкции по пользованию каждым из средств связи;
7) сообщения, получаемые по различным средствам связи, должны незамедлительно поступать дежурной диспетчерской смене. Размещение средств связи на удалении от дежурной диспетчерской смены не допускается.
Заявитель представляет документы о наличии копировальной техники.
2. Требования к наличию нормативных и справочных материалов
Заявитель представляет следующие нормативные и справочные материалы:
1) Воздушный кодекс Российской Федерации;
2) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области гражданской авиации;
3) нормативные правовые акты ФАС России и других государственных органов, регламентирующие обеспечение полетов;
4) сборники аэронавигационной информации по аэродромам и трассам Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств с комплектом карт-схем международных воздушных трасс;
5) сборники аэронавигационной информации по зарубежным аэродромам и международным воздушным трассам с комплектом полетных карт;
6) справочники указателей (индексов) местоположения (документ 7910 ИКАО) и кодов аэропортов (ИАТА);
7) справочники ИКАО по условным обозначениям летно-эксплуатационных агентств, авиационных полномочных органов и служб;
8) обзорную карту воздушных трасс и регионов управления воздушным движением Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств;
9) перечень воздушных трасс Российской Федерации;
10) справочники по воздушному транспорту;
11) справочники по типам воздушных судов;
12) справочники по регистрации и принадлежности воздушных судов;
13) руководство по сборам за пользование аэропортами и аэронавигационными средствами (документ 7100 ИКАО);
14) справочники по аэропортам и агентам;
15) документацию по основным эксплуатационным характеристикам типов воздушных судов, полеты которых обеспечиваются в ОООП;
ОООП представляет документ, определяющий порядок получения поправок (обновлений) нормативных и справочных материалов;
ОООП обеспечивает доступ персонала к следующим документам:
1) АИПам стран, куда осуществляются полеты;
2) службе НОТАМ;
3) текстовым и картографическим метеосводкам в регионах, где обеспечиваются полеты;
4) табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации;
3. Требования к документации по обеспечению полетов воздушных судов.
Документация по обеспечению полетов воздушных судов включает в себя:
1) журнал регистрации заявок на обеспечение полетов воздушных судов (листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью ОООП);
2) план полетов воздушных судов, обеспеченных ОООП;
3) журнал передачи смены (листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью ОООП);
Комплект документов обеспечиваемого полета воздушного судна включает:
1) заявку авиапредприятия;
2) брифинг на полет экипажу воздушного судна;
3) телеграммы ОООП по обеспечению полета воздушного судна: (с соответствующими ответами и/или подтверждениями):
- агентам;
- ведомствам гражданской авиации;
- аэропортам;
- органам организации воздушного движения;
- фирмам по наземному обслуживанию и заправке топливом.
Документация должна храниться в письменной форме или на электронных носителях. Разрешения на пролет или посадку от ведомств гражданской авиации или агентов, подтверждения топливных компаний о заправке, брифинг ОООП экипажу воздушного судна должны быть документированы только в письменной форме.
Внутренние инструкции ОООП должны предусматривать организацию хранения указанной выше оперативной документации по организационному обеспечению полетов воздушных судов на срок не менее трех лет.
4. Требования к Руководству по организационному обеспечению полетов воздушных судов
1. Руководство по организационному обеспечению полетов воздушных судов составляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и ФАС России, документов ИКАО и ИАТА. Руководство должно предусматривать систему организации деятельности Заявителя по организационному обеспечению полетов воздушных судов.
2. Руководство по организационному обеспечению полетов воздушных судов предусматривает систему мер, которые позволяют добиться необходимого качества обеспечения полетов и должно включать следующие разделы:
1) общие требования, предъявляемые к организационному обеспечению полетов воздушных судов;
2) порядок внесения поправок и изменений в Руководство по организационному обеспечению полетов воздушных судов.
3. Организационная структура ОООП:
1) положение об ОООП;
2) штатное расписание;
3) должностные инструкции руководящего состава и персонала ОООП;
4. Система организации деятельности ОООП:
1) основные положения;
2) виды обеспечения полетов воздушных судов:
- получение разрешений от авиационных властей Российской Федерации и иностранных государств на право выполнения полетов (посадки, пролета территории) по международным (внутренним) воздушным линиям для российских и иностранных перевозчиков;
- организация обслуживания воздушных судов российских и иностранных перевозчиков в аэропортах посадки (обратного вылета);
- отслеживание местоположения воздушных судов;
3) дополнительные услуги:
- размещение экипажей в гостинице;
- предоставление трансфера (аэропорт-гостиница);
4) технология взаимодействия подразделений ОООП;
5) штурманское и аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов;
6) метеорологическое обеспечение;
7) техническое обеспечение;
8) контроль за поддержанием технической исправности средств связи, используемых для обеспечения полетов воздушных судов.
5. Оперативный контроль:
1) порядок проведения регулярных разборов по организационному обеспечению полетов воздушных судов;
2) контроль за работой персонала по организационному обеспечению полетов воздушных судов;
3) разовые (инспекционные) полеты персонала ОООП на обеспеченных ОООП рейсах, оценка работы служб аэропортов, компаний по наземному обслуживанию и топливозаправочных комплексов, организаций, поставляющих бортпитание на месте.
6. Система обеспечения качества
Система обеспечения качества должна включать следующее:
1) стандарты и требования Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
2) дополнительные стандарты ОООП;
3) политику ОООП в области качества;
4) программу обеспечения качества;
5) необходимые финансовые, материальные и людские ресурсы;
6) потребности в обучении персонала ОООП;
7) руководство по обеспечению качества в ОООП;
8) процедуры и реализация обеспечения качества в ОООП;
9) ответственность агентов за обеспечение качества;
10) документацию, включая отчеты и учет выявленных отклонений и корректирующих мероприятий.
7. Информация и инструкции по маршрутам и аэродромам:
1) справочные данные о маршрутах полетов воздушных судов;
2) данные об аэродромах;
3) разработка маршрутов и планов полетов воздушных судов.
8. Правила организационного обеспечения полетов воздушных судов:
1) общие требования;
2) отклонения от общих правил выполнения полетов воздушных судов.
9. Подготовка персонала ОООП:
1) программа подготовки персонала ОООП;
2) повышение квалификации персонала ОООП.
10. Перечень и сроки хранения документации.
11. Технология по организационному обеспечению полетов, согласованная Органом по сертификации воздушных перевозок.
5. Требования к квалификации персонала ОООП
1. Требования к командно-руководящему составу:
1) знание нормативных правовых актов Российской Федерации и ФАС России, регламентирующие деятельность гражданской авиации;
2) наличие высшего образования и опыта руководящей работы в гражданской авиации (не менее 5-ти лет);
3) соответствие установленным квалификационным требованиям.
2. Требования к диспетчерскому (штурманскому) персоналу:
1) знание нормативных правовых актов Российской Федерации и ФАС России, регламентирующих деятельность гражданской авиации;
2) наличие высшего или среднего специального образования и опыта работы в гражданской авиации (не менее 3-х лет);
3) умение работать на всех обязательных средствах связи ОООП;
4) знание принципов штурманского расчета (для штурманского персонала);
5) умение составлять флайт-план, рассчитать расход топлива, выбрать запасной аэропорт посадки;
6) умение пользоваться справочными материалами;
7) наличие компьютерной грамотности и владение навыками работы с соответствующим программным обеспечением;
8) знание английского языка, включая фразеологию, применяемую в радиопереговорах экипажей воздушных судов;
9) знание технических характеристик обслуживаемых воздушных судов; знание названий основных систем и агрегатов воздушных судов, в том числе на английском языке;
10) соответствие установленным квалификационным требованиям.
6. Требования к организационной структуре ОООП
В целях эффективной организации обеспечения полетов ОООП в своем составе должна иметь следующие структурные подразделения:
1) подразделение по организационному обеспечению полетов (с организованной круглосуточной работой);
2) подразделение по организационному обеспечению наземного обслуживания;
3) подразделение охраны (или договор с органами внутренних дел Российской Федерации, или с организацией, имеющей лицензию на охранную деятельность).
7. Требования к финансово-экономическому состоянию ОООП
В целях эффективной организации обеспечения полетов Заявитель представляет документы, подтверждающие его платежеспособность и финансово-экономическую состоятельность, с приложением отчетности в установленной форме.
Согласовано
Первый Заместитель |
И.А. Коровкин |
21 января 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.