Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 февраля 2006 г. N КГ-А41/521-06
(извлечение)
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 543476 руб. 48 коп. убытков в виде неполученных доходов в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи лицам, имеющим право на предоставление льгот в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"), согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением льготных услуг связи, производится за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения социального развития Российской Федерации (далее - Минздрасоцразвития РФ), Министерство социальной защиты населения Московской области (Минсоцзащиты населения МО), Управление социальной защиты населения администрации Дмитровского района Московской области (Управление соцзащиты населения Дмитровского р-на МО).
Решением от 03 ноября 2005 г. с Минифина России взыскано за счет казны РФ в пользу ОАО "Ростелеком" г. Москва денежные средства в сумме 543476 руб. 48 коп.
Не согласившись с принятым решением Минфин России, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой на указанный судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в иске.
Свою кассационную жалобу заявитель мотивирует тем, что истец не доказал наличие убытков в заявленной сумме, наличие противоправного бездействия, повлекшего убытки, причинно-следственную связь между возникшими убытками в виде указанной денежной суммы и бездействием ответчика.
Минсоцзащиты населения МО в своем отзыве и выступлении поддержало кассационную жалобу.
ОАО "Ростелеком" и Минздравсоцразвития РФ в своих отзывах и выступлениях высказались против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятый судебный акт законным и обоснованным.
Управление соцзащиты населения Дмитровского р-на МО, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направило, отзыв не представило.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минфина России поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, поверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены решения
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ОАО "Ростелеком" в период с января по декабрь 2004 в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" были предоставлены жителям Дмитровского района Московской области льготы по установке квартирного телефона и абонентской плате за пользование им.
В соответствии со статьей 30 Федерального Закона РФ от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи", в действующей в 2002 г. редакции, а так же с пунктом 30 "Правил оказания услуг телефонной связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235 и статей 14-23 Федерального Закона РФ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам предоставлялась 50% льгота в соответствии с пунктом 1 договора от 01 июня 2004 г. N 114-С, заключенного ОАО "Ростелеком" с Комитетом социальной защиты населения Московской области и Комитетом социальной защиты населения администрации Дмитровского района Московской области.
Всего в период с 01 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. жителям Дмитровского района были предоставлены льготы по оплате услуг телефонной связи на сумму 543476 руб. 48 коп.
Возмещение расходов, связанных с предоставлением льготных услуг связи, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком согласно статье 47 ФЗ "О связи" и статье 10 ФЗ "О ветеранах". При этом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 963, финансирование расходов производится через Минтруда России в пределах средств, предусмотренных в 2003 г. на указанные цели из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации; по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой (часть 1 статьи 105 Конституции).
Из этого следует, что расходы бюджета предусматриваются законодательным органом.
Правительство Российской Федерации может установить порядок возмещения чьих-либо расходов за счет федерального бюджета в том случае, если соответствующая статья предусмотрена законом о бюджете.
Пунктом 1 статьи 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования.
Суд установил, что несмотря, на добросовестное исполнение истцом своих обязательств, принятых на себя по договору от 01 июня 2004 г. N 114-с денежные средства в размере 543476 руб. в возмещение понесенных им расходов на предоставление лицам, имеющим на то право в соответствии ФЗ "О ветеранах" в 2004 г., не поступили и по настоящее время.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Расходы в таком случае подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Согласно статьям 125, 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган - Минфин России.
Учитывая изложенное, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Оснований к отмене решения суда не усматривается. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2005 г. по делу N А41-К1-16933/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2006 г. N КГ-А41/521-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании