Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 205 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(по вопросу уточнения квалифицированного вида терроризма о применении огнестрельного оружия)
Объективными сторонами "терроризма", определенного пунктом 1 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации являются следующие признаки:
а) совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
б) угроза совершения указанных действий.
Обязательным признаком терроризма является возникновение в результате взрыва, поджога или иных действий, при котором создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Субъективной стороной преступления является прямой умысел. Обязательным признаком терроризма является цель - нарушение общественной безопасности, устрашение населения или воздействие на принятие решения органами власти.
Квалифицированными видами терроризма, предусмотренными частью 2 статьи 205 УК РФ, признаются те же действия, указанные в части 1, но совершенные группой лиц по предварительному сговору (пункт "а"), или с применением огнестрельного оружия (пункт "в").
Очевидно, что п. "в" необходимо расширить, так как при совершении террористического акта, как правило (почти во всех террористических актах), используются не только огнестрельное оружие, но и взрывчатые вещества, но и различные артиллерийские и минометные боеприпасы, авиабомбы, мины-ловушки и мины-сюрпризы. К огнестрельному оружию можно отнести только пистолеты, винтовки, пулеметы, автоматы, гранатометы и возможно огнеметы, что сужает квалификационный вид статьи 205 УК РФ.
Часть 2 статьи 205 УК РФ ограничивает правоприменительную практику, так как с одной стороны часть 1 статьи 205 УК РФ устанавливает, что "терроризм" это совершение "взрыва", а с другой стороны - квалифицированным видом терроризма является применение только огнестрельного оружия.
Часть 2 статьи 205 УК РФ предусматривает ответственность за деяния, установленные частью 1 статьи 205 УК РФ, но как показывает практика помимо огнестрельного оружия самым распространенным видом террористических актов в Российской Федерации является использование боеприпасов в виде взрывчатых веществ, артиллерийских и минометных мин, авиабомб, мин-сюрпризов и мин-ловушек, а также средств взрывания и различного вида взрывных устройств. При этом следует учитывать и то, что в настоящее время все больше встречается заявлений об актах терроризма с применением биологического и химического оружия. Усовершенствование технологии их изготовления и ее доступность открывают широкие возможности для криминального производства отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней. Такое производство, действительно, не представляет сегодня трудностей. Известно, что в 1995 г. секта "Аум синрике" использовала отравляющее вещество при проведении теракта. В 1999 - 2000 гг. в г. Грозном террористами применялись химические вещества в крупномасштабных целях. Совершение террористических актов с применением указанных веществ может повлечь необратимые последствия не только для конкретных граждан или общества, но и для мира в целом. В связи с этим назрела необходимость часть 2 статьи 205 УК РФ дополнить таким особо квалифицированным видом, таким как "совершение данного преступления с использованием ядовитых, отравляющих, психотропных, сильнодействующих, химических или бактериологических веществ".
Суть законопроекта состоит в том, чтобы уточнить и расширить квалифицированные виды терроризма, указанные в части 2 статьи 205 УК РФ. Пункт "в" необходимо дополнить применения террористами не только огнестрельного оружия, но и взрывчатых веществ и средств взрывания или имитирующих их устройств, а также боевых припасов (имеются в виду артиллерийские и минометные мины, авиабомбы, мины-сюрпризы и мины-ловушки).
Необходимо также дополнить часть 2 новым пунктом "г" - таким квалифицированным видом, как использование в террористических целях ядовитых, отравляющих, психотропных, сильнодействующих, химических или бактериологических веществ.
Статья 63 устанавливает обстоятельства, отягчающие наказание. Пункт 1 указанной статьи устанавливает, что одним из обстоятельств, отягчающих наказание является совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения.
Таким образом расширение квалифицированных видов в статье 205 отягчающих обстоятельств, предусмотренных в статье 63, устанавливает меру наказания за них.
Принятия проекта федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 205 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(по вопросу уточнения квалифицированного вида терроризма о применении огнестрельного оружия)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 205 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу уточнения квалифицированного вида терроризма о применении огнестрельного оружия) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 205 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(по вопросу уточнения квалифицированного вида терроризма о применении огнестрельного оружия)
Принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 205 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу уточнения квалифицированного вида терроризма о применении огнестрельного оружия) не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.