Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Настоящий проект федерального закона направлен на защиту общественных интересов и интересов добросовестных участников корпоративных отношений путем ужесточения требований к процедуре избрания (назначения) исполнительных органов хозяйственных обществ а также путем создания правовых средств повышения степени достоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, и об участниках юридического лица.
В последнее время участились случаи мошеннического захвата юридических лиц путем подделки протокола общего собрания участников юридического лица и представления в регистрирующие органы неуполномоченным лицом заявления о внесении в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения изменений, касающихся лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Этому способствует то обстоятельство, что согласно действующему законодательству для внесения в ЕГРЮЛ сведений о переизбрании (назначении) исполнительного органа юридического лица (как лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) достаточно представления подписанного заявителем заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. При этом регистрирующие органы вследствие отсутствия полномочий на проведение правовой экспертизы представляемых им документов не имеют возможности установить ни факт достоверности содержащихся в заявлении сведений об избрании (назначении) лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, ни факт наличия у лица, представившего указанное заявление, соответствующих полномочий.
Данная ситуация приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны недобросовестных лиц, в том числе участников корпоративных конфликтов.
В связи с изложенным предлагается принять комплекс мер, направленных на совершенствование процедур избрания (назначения) единоличного исполнительного органа в хозяйственных обществах, а также процедур государственной регистрации юридических лиц.
Прежде всего, предлагается предусмотреть необходимость присутствия нотариуса при принятии решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, за исключением случаев, когда функции счетной комиссии при принятии такого решения общим собранием акционерного общества осуществляются регистраторами. Функции нотариуса будут заключаться в удостоверении фактов регистрации участников хозяйственных обществ для участия в общих собраниях, присутствия на заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества его членов, а также в свидетельствовании подлинности подписей членов счетной комиссии либо подписи председательствующего на заседании совета директоров (в зависимости от положений устава соответствующего общества). Предлагается также, чтобы счетная комиссия создавалась в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества 50 и менее, а в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 50 функции счетной комиссии осуществлялись регистратором.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предлагается предусмотреть необходимость представления в регистрирующий орган не только заявления, но и документов, подтверждающих правомочность принятия соответствующего решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа юридического лица. При этом законопроектом предусматривается наделение регистрирующего органа полномочиями по проведению формальной правовой экспертизы представляемых документов. Кроме того, предлагается наделить регистрирующие органы правом отказа во внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, касающиеся лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, при наличии предусмотренных в законопроекте оснований, перечень которых является закрытым.
Ряд положений законопроекта направлен на совершенствование процедуры учреждения хозяйственных обществ. В частности, предлагается конкретизировать содержание решения об учреждении общества и предусмотреть обязательность указания в нем сведений об учредителях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует материальных затрат.
Заключение Правительства РФ не требуется, поскольку законопроектом не предусматривается введения или отмены налогов освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" акты федерального законодательства признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию не подлежат.
Депутаты Государственной Думы |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.