Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по энергетике, транспорту и связи от 2 ноября 2005 г.
по проекту федерального закона N 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и защите информации", внесенному Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи рассмотрел на своем заседании проект федерального закона N 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и защите информации", внесенный Правительством Российской Федерации.
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) стали одним из ведущих факторов развития общества и рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Однако информационное законодательство, прежде всего, основополагающие законодательные акты в указанной области: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", - не отвечают современному состоянию общественных отношений и препятствуют развитию информационного общества. Таким образом, информационное законодательство России нуждается в серьезном реформировании.
Принятие базового закона, который бы эффективно регулировал быстро развивающуюся сферу информационных отношений, позволит заложить основу для преобразования и совершенствования информационного законодательства Российской Федерации. Проект федерального закона N 159747-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", внесенный депутатами Государственной Думы В.Я. Комиссаровым и А.Н. Хайруллиным, не решает поставленной задачи. Подробнее о позиции Комитета по указанному законопроекту можно ознакомиться в заключении Комитета по законопроекту.
В связи с вышеизложенным, Комитет отмечает актуальность и своевременность появления законопроекта "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Активизация нормотворческого процесса в информационной сфере тем более актуальна, что действующие законы, принятые более 10 лет назад, вступают в противоречие с более поздними. На практику применения информационного законодательства негативно влияет, прежде всего, несоответствие основным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Комитет считает, что внесенный законопроект предлагает новое концептуальное решение основных вопросов, имеющих существенное значение для обеспечения развития информационных отношений в целом и, в частности, инфокоммуникационных технологий.
Перечень и содержательное определение основных понятий, которые представлены в статье 2 законопроекта, в полной мере отвечают современному уровню развития информационных технологий и требованиям юридической техники. Помимо новых, более совершенных определений понятий, которые содержатся в действующем законодательстве (таких как информация и информационная система), авторы законопроекта вводят новые понятия (обладатель информации, информационная технология, оператор информационной системы и другие), обеспечивающие однозначное толкование законодательных норм. Следует также отметить, что серьезная ревизия понятийного аппарата направлена также на устранение избыточных понятий.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и с учетом Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" авторы законопроекта вводят понятие обладателя информации, за которым закрепляются исключительные права на определение доступа к информации и ее использование. Данное нововведение имеет большое значение, поскольку не только исправляет существенный недостаток действующего законодательства, которое в противоречие с системой гражданского права распространяло на информацию отношения собственности, но и позволяет обеспечить права субъектов на необщедоступную информацию.
Важным нововведением законопроекта является также предлагаемая классификация информации, а именно выделение различных видов информации по критерию доступа и распространения (статья 4 законопроекта). Используемая классификация позволяет дать юридическую квалификацию всем основным видам информации, что, является необходимым условием эффективного применения закона.
В положениях законопроекта, связанных с регулированием информационных систем, реализован ряд концептуальных идей, направленных на гармонизацию гражданско-правового и технического регулирования, сочетания государственных и коммерческих интересов. В статьях 14, 15, 16 законопроекта устанавливаются общие правила создания и функционирования информационных систем, отражающие комплексный характер как самого предмета регулирования (информационных систем), так и соответствующих общественных отношений.
Еще одной важной новеллой законопроекта, имеющей перспективное значение, является установление принципов и правил, касающихся использования информационно-телекоммуникационных сетей (статья 17 законопроекта). Особое значение данной части законопроекта связано с актуальностью вопроса о правовом регулировании Интернета. Емкое понятие информационно-телекоммуникационной сети, введенное в законопроекте, позволяет охватить как собственно Интернет, так и иные подобные сети. Использование информационно-телекоммуникационных сетей, как указывается в законопроекте, не может служить основанием для установления требований или ограничений, дополнительных по сравнению с регулированием указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а равно не является основанием для освобождения от соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 17 законопроекта). Таким образом, законопроект закрепляет один из основных принципов регулирования общественных отношений в цифровой среде.
Комитет положительно оценивает положения законопроекта, раскрывающие основы государственной политики в области применения информационных технологий (статья 13 законопроекта).
С учетом сказанного, Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи поддерживает концепцию проекта федерального закона N 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Язев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.