Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июля 2004 года N 91-ФЗ) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" на территории Красноярского края создано 143 судебных участка и введено 143 должности мирового судьи.
Однако определенное настоящим Федеральным законом количество судебных участков на территории Красноярского края не отвечает в полной мере требованиям Закона и не учитывает территориальные особенности края.
1. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.
Однако на территории г. Сосновоборска, где создан 1 судебный участок, данный критерий не выдержан - население города составляет 30 900 человек. Кроме того, на протяжении всего периода работы мирового судьи нагрузка продолжает оставаться значительной: за 2004 год нагрузка по уголовным делам составила - 9,2 дела в месяц, по гражданским - 97,0 дел, по административным - 25,8 дела. Тенденции к снижению нагрузки не наблюдается.
2. Анализ судебной практики за 2001-2005 годы свидетельствует о том, что нагрузка на мировых судей на протяжении всего периода их деятельности значительно превышает нагрузку на федеральных судей и продолжает увеличиваться.
Период | Нагрузка по поступившим уголовным делам |
Нагрузка по оконченным уголовным делам |
Нагрузка по поступившим гражданским делам |
Нагрузка по оконченным гражданским делам |
Нагрузка по административным делам |
|||||
Районные суды |
Мировые судьи |
Районные суды |
Мировые судьи |
Районные суды |
Мировые судьи |
Районные суды |
Мировые судьи |
Районные суды |
Мировые судьи |
|
2001 г. | 9,4 | 3,7 | 9,5 | 3,1 | 22,2 | 26,2 | 22,9 | 22,1 | 6,4 | - |
2002 г. | 4,9 | 6,0 | 5,3 | 5,5 | 12,3 | 65,7 | 13,1 | 62,6 | 3,3 | 28,8 |
2003 г. | 4,5 | 6,1 | 4,5 | 5,7 | 11,1 | 82,1 | 11,0 | 77,9 | 0,9 | 40,6 |
2004 г. | 4,4 | 6,5 | 4,4 | 6,0 | 10,1 | 75,4 | 10,3 | 77,9 | 1,0 | 41,3 |
3 мес. 2005 г. |
4,6 | 7,0 | 4,6 | 5,7 | 8,9 | 69,4 | 8,4 | 60,5 | 0,8 | 37,2 |
Большое количество дел, находящихся в производстве у мировых судей, вынуждает их назначать дату рассмотрения на несколько месяцев вперед, что влечет за собой нарушение процессуальных сроков и поступление обоснованных жалоб от граждан, а также влияет на качество отправления правосудия.
С высоким уровнем нагрузки, превышающим среднекраевой показатель по итогам работы за 2004 год, работают мировые судьи еще в 8-ми административно-территориальных образованиях, где численность населения приближена к максимуму (30 тысяч):
- в Абанском районе создан 1 судебный участок, население составляет 29434 человека, нагрузка по уголовным делам составила 7,0 дел, по гражданским - 68,4 дела, по административным - 23,0 дела;
- в г. Енисейске и Енисейском районе создано 2 судебных участка, население составляет 57000 человек, нагрузка по уголовным делам составила 10,3 дела, по гражданским делам - 68,2 дела, по административным делам - 26,0 дел;
- в Кежемском районе создан 1 судебный участок, население составляет 26000 человек, нагрузка по уголовным делам составила 6,1 дела, по гражданским делам - 137,4 дела, по административным делам - 67,1 дела;
- в г. Лесосибирске создано 3 судебных участка, население составляет 71000 человек, нагрузка по уголовным делам составила 9,5 дела, по гражданским делам - 99,1 дела, по административным делам - 75,1 дела;
- в Мотыгинском районе создан 1 судебный участок, население составляет 27000 человек, нагрузка по уголовным делам составила 6,1 дела, по гражданским делам - 73,1 дела, по административным делам: - 12,6 дела;
- в г. Назарово и Назаровском районе создано 3 судебных участка, население составляет 86834 человека, нагрузка по уголовным делам составила 8,2 дела, по гражданским делам - 89,9 дела, по административным делам - 188,1 дела;
- в г. Шарыпово создано 2 судебных участка, население составляет 58600 человек, нагрузка по уголовным делам - 10,3 дела, по гражданским делам - 183,3 дела, по административным делам - 49,2 дела;
- в Уярском районе создан 1 судебный участок, население составляет 23962 человека, нагрузка по уголовным делам составила 9,5 дела, по гражданским делам - 66,1 дела, по административным делам - 58,2 дела.
3. Несмотря на сравнительно небольшую численность населения в г. Бородино (20400 человек на 1 судебный участок) и г. Дивногорске (33000 человек на 2 судебных участка), на протяжении всего периода работы стабильно сохраняется высокая нагрузка на мирового судью. Это свидетельствует о том, что граждане активно обращаются за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в правоохранительные органы и в суд.
Нагрузка на мирового судью в г. Бородино составила 10,8 уголовного, 57,3 гражданского и 63,2 административного дела.
Нагрузка на мирового судью в г. Дивногорске составила 16,0 уголовных, 47,9 гражданского, 83,8 административного дела.
Высокая нагрузка в указанных районах не обеспечивает надлежащее выполнение задач судопроизводства и не позволяет в полной мере обеспечить судебной защитой население районов.
4. Значительные трудности для граждан в осуществлении прав на судебную защиту создают территориальные особенности Красноярского края, связанные с протяженностью и отдаленностью населенных пунктов от районных центров при недостаточной развитости сети транспортных сообщений.
Так, часть территорий северных районов (Енисейского, Мотыгинского, Кежемского), характеризующихся низкой плотностью населения и большой протяженностью, являются труднодоступными и отдаленными от районных центров в связи с отсутствием регулярного транспортного сообщения, которое обеспечивается исключительно в период летней навигации. Например:
- протяженность Енисейского района с севера на юг составляет 448,8 км, с запада на восток - 501 км;
- максимальное расстояние от населенных пунктов до районного центра - г. Кодинска в Кежемском районе составляет 290 км;
- максимальное расстояние от населенных пунктов до районного центра - п. Мотыгино в Мотыгинском районе составляет 220 км.
5. Напряженная обстановка сложилась за территории Железнодорожного района города Красноярска, где расположено Главное финансовое управление администрации края. За период 2001-2004 годов к ГФУ было подано 20877 исков по индексации детских пособий, из них в 2001 году - 942, в 2002 - 8445, в 2003 - 11490, в 2004 - 8100. Указанные иски от граждан продолжают поступать и в настоящее время.
Кроме того, по рассмотренным делам данной категории граждане стали обращаться в суд, вынесший решение (т.е. к мировым судьям Железнодорожного района г. Красноярска), с заявлениями по индексации взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда. При этом наблюдается тенденция к увеличению указанной категории дел.
В целом нагрузка на мировых судей Железнодорожного района по гражданским делам превышает среднекраевую примерно в 5 раз (398 дел в месяц), что ведет к нарушению сроков рассмотрения дел и обоснованному поступлению жалоб со стороны граждан на нарушение их конституционных прав на судебную защиту.
6. На территории Советского района города Красноярска, где создано 11 судебных участков и население составляет более 286 000 человек, активно идет строительство жилого массива, что приводит к дополнительному и значительному увеличению численности населения района.
Кроме того, в пределах района зарегистрировано и осуществляет свою деятельность более 6000 фирм и иных организаций, в том числе: гигант промышленной индустрии ОАО "КрАЗ" (около 11 тыс. работников); ОАО КраМЗ (6 тыс.работников); холдинговая компания "Крастяжмашэнерго", включающая в себя 28 малых и средних предприятий; Промбаза-1 и Промбаза-2, включающая в себя около 300 малых и средних предприятий с численностью работающих около 12 тыс. человек; ОАО "Сибинстрем", Красноярская таможня, ГУП "Аэронавигация", ОАО КЗЖБИ-1, ЗАО "Железобетон", 14 современных супермаркетов, три исправительные колонии. Имеются многочисленные кафе, бары, рестораны, кинотеатры, другие места массового посещения, влияющие непосредственно на криминогенную обстановку в районе, а, следовательно, на постоянное увеличение уголовных дел и дел частного обвинения.
Нагрузка на мирового судью данного района в 2004 году составила 4,6 уголовного, 64,6 гражданского и 25,1 административного дела в месяц.
Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным увеличить число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Красноярском крае со 143 до 156.
Финансово-экономическое обоснование
# проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Расходы на содержание мировых судей включают:
должностной оклад;
надбавку за квалификационный класс;
надбавку за особые условия труда;
надбавку за выслугу лет;
надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;
премии по итогам работы;
районный коэффициент;
северную надбавку;
материальную помощь;
отчисления во внебюджетные фонды с сумм заработной платы судей;
расходы на санаторно-курортное лечение судей и членов их семей;
расходы на оплату проезда судьи к месту отдыха;
расходы на приобретение служебного обмундирования.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60% от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Должностной оклад мирового судьи в Красноярском крае составляет 6155,52 рубля в месяц;
надбавка за особые условия труда в месяц - 50%:
6155,52 х 50% = 3077,76 руб.;
надбавка за квалификационный класс в месяц - 15%:
6155,52 х 15% = 923,33 руб.;
надбавка за выслугу лет в месяц:
(6155,52 + 923,33) х 50% = 3539,43 руб.;
надбавка за сложность, напряженность установлена в размере одного должностного оклада в год с соответствующей долей надбавки за квалификационный класс, или 1/12 в месяц:
(6155,52 + 923,33):12 = 589,90 руб.;
премия по итогам работы установлена в размере трех окладов в год с соответствующей долей надбавки за квалификационный класс:
(6155,52 + 923,33) х 3 = 21236,66 руб.:12 = 1769,71 руб. в месяц;
материальная помощь - 2 должностных оклада в год с соответствующей долей надбавки за квалификационный класс:
(6155,52 + 923,33) х 2 = 14157,70 руб.:12 = 1179,81 руб. в месяц;
районный коэффициент составляет 25,15% (согласно справке о размерах районных коэффициентов и северных надбавок в регионе) от денежного содержания мирового судьи:
(6155,52 + 3077,76 + 923,33 + 3539,43 + 589,90 + 1769,71 + 1179,81 = 17235,46) х 25,15% = 4334,72 руб. в месяц;
северная надбавка составляет 36,06% от денежного содержания мирового судьи: 6308,18 руб. в месяц.
Итого денежное содержание мирового судьи составит:
в месяц - 6155,52 + 3077,76 + 923,33 + 3539,43 + 589,90 + 1769,71 + 1179,81 + 4334,72 + 6308,18 = 27 878,36 руб.;
в год - 334 540,32 руб. (27 878,36 х 12).
Итого денежное содержание 13 мировых судей составит:
в месяц - 27 878,36 х 13 = 362 418,68 руб.;
в год - 4 349 024,16 руб. (362 418,68 х 12 = 4 349 024,16).
Совокупные отчисления с заработной платы мирового судьи во внебюджетные фонды составляют 7,8% за год на 1 мирового судью:
334 540,32 руб. х 7,8% = 26 094,14 руб.
Расходы на приобретение форменного обмундирования на 1 мирового судью в год составят 9 600 руб.
Расходы на санаторно-курортное лечение судьи и членов его семьи в год составляют 20 000 руб.
Оплата проезда к месту отдыха и обратно - 18 000 руб.
Все расходы на одного мирового судью в год составят:
334 540,32 + 26 094,14 + 9 600,00 + 20 000,00 + 18 000,00 = 408 234,46 руб.
Расходы на содержание 13 мировых судей в год за счет федерального бюджета составят 5 307 047,98 руб.
Перечень
нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Реализация данного федерального закона не потребует отмены, изменения, дополнения действующих правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.