Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях",
внесенному членами Совета Федерации В.П. Орловым, Н.П. Чуркиным, Б.Ж. Жамбалнимбуевым
В действующем Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" не предусмотрена процедура изменения правового режима особой охраны или границ особо охраняемых природных территорий.
Особо охраняемые природные территории по понятным причинам определены по большей части в удаленных неосвоенных малообжитых местностях. При установлении режима особой охраны таких территорий (учреждений заповедников, национальных и природных парков, заказников и т.д.) не всегда полно учитывались перспективы социально-экономического развития прилегающих и далее расположенных территорий, связанные, например, с открытием новых месторождений полезных ископаемых, необходимостью развития транспортной инфраструктуры для освоения отдаленных регионов.
Такие вновь открывающиеся перспективы требуют в отдельных случаях корректировки прежних решений органов государственной власти об установлении правового режима особой охраны конкретных природных территорий или о конкретных границах таких территорий (заповедники, национальные или природные парки, заказники и т.д.).
Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, "...к отношениям по ...охране особо охраняемых природных территорий ...применяется соответственно ...законодательство ...об охране окружающей среды,... об особо охраняемых природных территориях" (статья 3).
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (статья 58), в свою очередь, запрещает "изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами", но регулирование порядка создания и функционирования особо охраняемых природных территорий относит к законодательству об особо охраняемых природных территориях.
А сам Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не предусмотрел регулирование вопросов изменения правового режима особой охраны или границ особо охраняемых природных территорий, кроме случая расширения территории государственных природных заповедников (статья 8).
В то же время нельзя не признать необходимости в некоторых случаях изменения правового режима особой охраны конкретной природной территории или, ее границ, например, в интересах обороны и безопасности государства. Освоение новых крупных месторождений полезных ископаемых, изменяющих экономический потенциал регионов, требует развития, прежде всего, транспортной инфраструктуры, включая дороги, трубопроводы, линии электропередачи, линии связи. Проведение таких линейных объектов инфраструктуры в обход конкретного особо охраняемого объекта (заповедника, национального или природного парка) нередко делают нерентабельной здесь добычу полезных ископаемых и, таким образом, отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии региона.
С другой стороны, гибель природных объектов, составляющих основу конкретной особо охраняемой территории, например, лесов в связи с пожарами на больших площадях, может также вызвать необходимость отменить или изменить правовой режим особой охраны на всей или на части особо охраняемой территории.
В действующем Федеральном законе возможность таких изменений правового режима особой охраны природных территорий или их границ не установлена.
Настоящий законопроект дает право Правительству РФ или органам исполнительной власти региона, учредившим заповедник, заказник, природный парк и т.д. внести некоторые изменения в прежние свои же решения. Например, изменить границы конкретного заповедника, природного парка и т.д. без уменьшения общей его площади за счет приращения примыкающей территории вместо исключенной части, а в отдельных случаях в том же порядке, что и при установлении, изменить или даже отменить правовой режим особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории.
Очень важно отметить, что законопроект устанавливает закрытый перечень оснований для таких изменений.
Таким образом, правовые нормы, предусматриваемые в настоящем федеральном законе, не противоречат действующему законодательству. Например - концептуальному положению Закона "Об особо охраняемых природных территориях" о приоритете сохранения естественных экологических систем, природных комплексов и ландшафтов, сохранения уникальных природных комплексов, или - нормам "Земельного Кодекса (статья 95 п. 7), установившим запрещение строительства линейных объектов инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях и др.
Предлагаемые законопроектом новые правовые нормы могут стать в необходимых для государства случаях правовыми основаниями для принятия необходимых решений в сфере особой охраны природных территорий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
(авторы: члены Совета Федерации В.П. Орлов, Б.Ж. Жамбалнимбуев, Н.П. Чуркин)
Нормы предлагаемого законопроекта не противоречат федеральным законодательным актам, потому принятие этого федерального закона не потребует отмены, приостановления, изменений или дополнений в действующие федеральные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.