Письмо Правительства РФ от 12 ноября 2004 г. N 5319п-П9
"Заключение на проект федерального закона N 46571-4 "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы Г.В.Куликом, Н.И.Борцовым, И.К.Викторовым, А.М.Сысоевым, С.А.Воробчуковым, Н.В.Дениным, В.П.Денисовым, В.А.Дубовиком, В.В.Климовым, А.Ф.Кнорром, В.Н.Плотниковым, Ф.А.Сайфуллиным, Л.И.Тяном, А.Н.Хайруллиным, Н.М.Харитоновым, Л.М.Рудиковой, А.С.Куликовым, Г.К.Леонтьевым"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен уточненный вариант проекта вышеуказанного федерального закона.
Представленный законопроект предполагает создание правовых основ осуществления агропродовольственной политики и регулирования агропродовольственного рынка. Основной идеей законопроекта является установление обязанности государства по финансовой поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности.
Большинство предлагаемых законопроектом инструментов государственного регулирования развития сельского хозяйства противоречат, в частности, положениям Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О техническом регулировании", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", регулирующих правоотношения в соответствующей сфере. При этом статья 3 законопроекта устанавливает приоритет указанного акта по отношению к иным федеральным законам, предметом регулирования которых являются финансовые, имущественные, земельные, экологические и иные правоотношения.
Статьями 9, 10, 11, 12, 17 законопроекта определяется компетенция "уполномоченного (уполномоченных) органа (органов) федеральной исполнительной власти по реализации агропродовольственной политики". Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" определение полномочий федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Статьи 17, 20 законопроекта противоречат статье 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. Указанные нормы вторгаются в компетенцию Правительства Российской Федерации, нарушая принцип разделения властей, закрепленный в статьях 10 и 11 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, положения статей 17 и 20 законопроекта противоречат и Федеральному закону "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", статьей 2 которого установлено, что порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации. Перечень федеральных целевых программ и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый год (статья 1 Федерального закона). В настоящее время перечисленные в законопроекте программы действуют и финансируются из федерального бюджета.
Определение понятия продовольственной безопасности (статья 2) является одним из ключевых в законопроекте, так как значительная часть регулирующих мер, содержащихся в нем, направлена на предотвращение продовольственных угроз. При этом в статье 9 законопроекта устанавливаются показатели, свидетельствующие об обеспеченности продовольственной безопасности Российской Федерации.
Следует отметить, что указанные вопросы не могут быть отнесены к предмету правового регулирования рассматриваемого законопроекта.
Так, в ситуациях чрезвычайного характера обеспечение продовольствием зон бедствий регулируется Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Кроме того, механизм реализации предлагаемых законопроектом мер по обеспечению продовольственной безопасности действующим законодательством не предусмотрен.
Предлагаемое в законопроекте создание системы информационного обеспечения агропродовольственного сектора в целом является мерой с большими положительными внешними эффектами. В то же время нецелесообразно включение в федеральный закон положений, регламентирующих порядок создания и функционирования данной системы, а также перечня распространяемой информации.
Предусматриваемые меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей путем их финансирования, субсидирования и кредитования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не соответствуют статье 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающей, что решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий федеральных целевых программ) относится к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, являются бюджетными правоотношениями и регулируются бюджетным законодательством.
Кроме того, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации составление показателей - доходной и расходной частей проекта закона о федеральном бюджете осуществляется на основе налогового законодательства, обязательств государства по погашению внешнего и внутреннего долга, прогноза социально-экономического развития страны. При этом в случае если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В связи с этим конкретные формы и объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса должны регламентироваться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Положения статьи 13 законопроекта "Продовольственный кодекс Российской Федерации" не соответствуют нормам Федерального закона "О техническом регулировании". Так, технические регламенты - это обязательные для применения и исполнения требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, которые устанавливают минимально необходимые нормы по безопасности, в то время как качество продукции, работ и услуг регулируется национальными стандартами.
Кроме этого, кодекс является систематизированным законодательным актом, а стандарты разрабатываются в соответствии с программой национальных стандартов и утверждаются национальным органом по стандартизации, то есть не являются законодательным актом и не могут включаться в кодекс.
Нельзя согласиться с включением лизинговых компаний в число получателей субсидий из федерального бюджета для возмещения затрат на уплату процентов по кредитным договорам, так как деятельность лизинговых компаний не является предметом рассмотрения данного законопроекта и регулируется Федеральным законом "О лизинге".
Положения статьи 18 (пункты 2 и 3) содержат нормы, отличные и, в некоторых случаях, противоречащие, в частности, нормам Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 12 ноября 2004 г. N 5319п-П9 "Заключение на проект федерального закона N 46571-4 "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы Г.В.Куликом, Н.И.Борцовым, И.К.Викторовым, А.М.Сысоевым, С.А.Воробчуковым, Н.В.Дениным, В.П.Денисовым, В.А.Дубовиком, В.В.Климовым, А.Ф.Кнорром, В.Н.Плотниковым, Ф.А.Сайфуллиным, Л.И.Тяном, А.Н.Хайруллиным, Н.М.Харитоновым, Л.М.Рудиковой, А.С.Куликовым, Г.К.Леонтьевым"
Текст письма официально опубликован не был