Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В ходе осуществления процесса реформирования электроэнергетики Российской Федерации происходят существенные структурные изменения в данной сфере экономики. Эти изменения связаны, в первую очередь, с разделением естественно-монопольных и потенциально-конкурентных видов деятельности и снижением степени вертикальной интеграции организационно-хозяйственной структуры. В настоящее время особенно остро встает вопрос о сохранении таких условий функционирования Единой энергетической системы России, которые бы в максимальной степени обеспечивали надежность и бесперебойность энергоснабжения.
Ключевыми элементами технологической основы Единой энергетической системы России являются Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть и территориальные распределительные электрические сети, от безопасности и надежности функционирования которых, в конечном итоге, зависит безопасность и надежность функционирования Единой энергосистемы в целом.
Анализ хозяйственной практики эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в настоящее время показывает, что сформировался ряд проблем, которые в своей совокупности формируют определенные препятствия, не позволяющие сетевым организациям эффективно осуществлять свою основную деятельность, заключающуюся в эксплуатации указанных объектов. Необходимо отметить, что такая эксплуатация является не просто обычным видом хозяйственной деятельности, а представляет собой фактически один из элементов обеспечения энергетической безопасности общества и государства и, соответственно, со стороны законодательных и исполнительных органов власти должна проводиться политика, направленная, в первую очередь, на устранение препятствий для осуществления этой деятельности. Такой подход полностью отвечает изложенным в статье 6 Федерального закона "Об электроэнергетике" принципам технологического единства электроэнергетики и обеспечения ее бесперебойного и надежного функционирования, реализация которых является целью государственной политики в соответствующей сфере экономики.
Основное содержание вышеупомянутых проблем, препятствующих эффективной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, сводится к тому, что существующий правовой режим использования земельных участков, на которых непосредственно расположены указанные объекты, и целевое назначение таких участков, как правило, не соответствуют тем условиям, в которых должна осуществляться эксплуатация данных объектов.
В этой связи в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается формирование правовых механизмов, упрощающих порядок использования земель, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства и прилегающих к ним земельных участков, для целей эксплуатации таких объектов, вне зависимости от категории и назначения соответствующих земельных участков.
Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации:
Предусмотренные в законопроекте изменения и дополнения в Земельный кодекс Российской Федерации по своему содержанию разделяются на два следующих блока.
Первый блок представляет собой поправки, целью которых является установление особого правового режима использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, способствующего формированию необходимых для нормальной и соответствующей обязательным требованиям эксплуатации указанных объектов.
Изменения предусматривают включение в Земельный кодекс Российской Федерации норм:
допускающих установление особенностей использования земель всех категорий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в целях закрепления общей возможности осуществления деятельности по эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не соответствующей целевому назначению расположенных в непосредственной близости от таких объектов земель (изменения в часть 3 ст. 7 ЗК РФ);
определяющих содержание правового режима охранных зон объектов электросетевого хозяйства, заключающегося в возможности осуществления эксплуатационной деятельности в границах таких зон вне зависимости от категории земель, а также в установлении ограничений на осуществление в указанных зонах отдельных видов хозяйственной деятельности и использования расположенных в их пределах земель, способных препятствовать нормальному функционированию и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (изменения и дополнения в статью 89 ЗК РФ);
ограничивающих оборот земель, расположенных в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, которые позволят сохранить необходимый уровень контроля со стороны государства над использованием соответствующих земельных участков, что, с одной стороны, будет обеспечивать возможность эффективной и беспрепятственной эксплуатации указанных объектов, а с другой стороны исключит возможность злоупотреблений при использовании особого режима охранных зон (дополнения в статью 27 ЗК РФ).
Второй блок изменений включает в себя поправки, определяющие особенности установления арендной платы за государственные и муниципальные земли, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства, а также объекты транспортных систем субъектов естественной монополии и объекты используемые лицами в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов. Указанные особенности заключается# во включении в Земельный кодекс Российской Федерации норм аналогичных тем, которые уже установлены в статье 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и предполагают привязку размера арендной платы за соответствующие земли к ставкам земельного налога.
В данном случае установление соответствующих правил непосредственно в Земельном Кодексе обусловлено, тем, что представляется необходимым распространить особенности определения арендной платы за государственные и муниципальные земли, которые предусмотрены в настоящее время для соответствующих субъектов, не только на случаи переоформления права бессрочного пользования, которое осуществляется во исполнение требования Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", но и на все отношения с участием таких субъектов, возникающие по поводу аренды государственных и муниципальных земель. При этом, представляется очевидным, что внесение обеспечивающих такие цели изменений в указанный выше Федеральный закон, не возможно поскольку его правовой статус предполагает ограниченный предмет регулирования, рассчитанный исключительно на обеспечение вступления в силу норм Земельного кодекса. Соответственно включение в Федеральный закон "О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации", норм рассчитанных на длительное регулирование общественных отношений после вступление# в силу Земельного кодекса, будет некорректным.
Изменения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Предусмотренные в законопроекте изменения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обеспечивают устраняющую возможности для противоречивого толкования корректировку положений указанного закона, предусматривающих особенности определения размера арендной платы за использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем и электросетевого хозяйства естественных монополий. В частности, уточняется, что к объектам, на которые распространяются такие особенности, относятся объекты электросетевого хозяйства, которые при различных вариантах толкования норм закона ранее не всегда включались в состав транспортных систем. Дополняются положения, предусматривающие, что в случаях, когда указанные объекта# расположены на землях поселений, размер арендной платы соответствует ставкам земельного налога, установленным для таких земель.
Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации обусловлено необходимостью установления ответственности за нарушение правового режима охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также ужесточения наказания за повреждение указанных объектов.
Энергетическая авария, произошедшая в мае 2005 года в ОЭС Центра, подтвердила опасность и масштаб возможных негативных последствий выхода из строя отдельных электросетевых объектов. Повреждение электрических сетей, осуществление запрещенной деятельности в границах их охранных зон, в том числе, возведение построек в непосредственной близости от электрических линий, воспрепятствование законной деятельности по поддержанию сетей и их охранных зон в надлежащем состоянии не только наносит ущерб имуществу электросетевых организаций. Перечисленные действия являются распространенной причиной перерывов в подаче электроэнергии потребителям и тем самым создают серьезную угрозу энергетической безопасности России.
Принятие предлагаемых дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации будет способствовать путем устрашения повышению ответственности потенциальных правонарушителей за антиобщественные действия и тем самым выполнять функцию профилактики правонарушений.
Внесение изменений также направлено на реализацию новых положений Земельного кодекса Российской Федерации и ряда подзаконных нормативных актов, устанавливающих особый правовой режим охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
В связи с этим законопроектом вносятся следующие изменения:
1) в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:
- установить в статье 9.8 ответственность за нарушение правового режима охранных зон объектов электросетевого хозяйства;
- добавить в статьи 9.7, 9.8 в качестве квалифицирующего признака перерыв в снабжении потребителей электроэнергией;
- повысить размер штрафов за нарушение статей 9.7, 9.8;
- ввести в статьи 9.7, 9.8 новые виды основных и дополнительных административных наказаний, помимо штрафов: конфискация орудия совершения правонарушения, административное приостановление запрещенной деятельности;
- внести соответствующие изменения в статьи 23.1 и 23.30, касающиеся порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях судами и органами государственного энергетического надзора.
2) в Уголовном кодексе Российской Федерации:
- дополнить статью 215.2 частью четвертой, предусматривающей ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц;
- дополнить статьей 215.3, устанавливающей ответственность за нарушение правового режима охранных зон объектов электросетевого хозяйства, если это деяние повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, либо крупный ущерб, либо смерть человека или двух и более лиц.
3) привести статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающиеся подсудности и подследственности уголовных дел в соответствие с новой редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций" не потребует внесения изменений или дополнений в действующие законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Предусмотренная в проекте правовая конструкция, в рамках которой предполагается осуществлять установление охранных зон, заключается в фиксации особо правового режима земель, расположенных в границах таких зон. При этом основной особенностью данной конструкции является то, что она не требует изменения категории земельных участков, которые расположены в пределах охранных зон или по которым будут проходить границы таких зон, а также не предусматривает какого либо изъятия таких земельных участков у собственников и иных владельцев. Соответственно такие земельные участки будут продолжать использоваться их собственниками и иными лицами в соответствии с установленным для них законодательством, целевым назначением, с учетом тех особенностей их использования, которые связаны с распространением на них правового режима охранных зон. Таким образом:
1) Установление границ охранных зон не станет основанием для формирования и кадастрового учета новых земельных участков и соответственно не повлечет увеличения объектов государственного земельного контроля. В результате не потребуется увеличения штатной численности Федерального агентства кадастра объектов недвижимости;
2) Установление границ охранных зон не будет связано с увеличением объектов государственного энергетического надзора, в результате чего не потребуется увеличения штатной численности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного энергетического надзора.
3) Все расходы, связанные с проведением мероприятий, направленных на определение границ охранных зон в соответствии с установленными на нормативном уровне критериями, будут нести организации, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства. Соответственно, имущественная ответственность, связанная с неверным определением указанных границ, полностью ляжет на данные организации;
4) Установление границ охранных зон не станет основанием для ликвидации ранее построенных вблизи объектов электросетевого хозяйства и не соответствующих новым требованиям объектов, что исключит необходимость предоставления их владельцам каких-либо компенсаций.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что принятие данного Федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.