Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об образовательных кредитах"
Настоящий законопроект направлен на правовое регулирование и меры государственной поддержки системы образовательного кредитования в целях создания эффективных экономических механизмов финансирования профессионального образования, повышения доступности и равных возможностей получения качественного образования.
Система образовательного кредитования широко распространена в большинстве развитых стран. В этой системе задействовано как государство, так и частный сектор. В каждой стране такая система имеет специфические особенности. Однако, несмотря на различия, эти системы имеют много общего в силу своей направленности на достижения доступности профессионального образования. Например, в США существует три основных типа образовательного кредита: студенческий заем (student loan), родительский заем (parent loan) и частный заем (private loan). Кроме того, имеется четвертый тип - объединенный заем, который позволяет заемщику объединить все свои заем в один заем для упрощения выплаты.
Одновременно с расширением поддержки студентов и их семей федеральное правительство ужесточает контроль за использованием выделенных средств и возвратом кредитов. Министерство образования США принимает меры предотвращения практики отказа от выплаты задолженности по полученным от федерального правительства студенческим образовательным кредитам.
В России первым законодательным документом федерального уровня, предусматривающим образовательное кредитование, был закон Российской Федерации "Об образовании". Сегодня в России ведутся разработки по апробации и внедрению различных схем образовательного кредитования. Их активное использование наталкивается на барьеры нормативно-правового характера, экономические невыгодные условия кредитования для заемщика, трудности трудоустройства выпускников.
Анализ имеющейся юридической базы и данных ряда вузов страны показал, что существует ряд проблем, связанных с необходимостью упорядочения правовых и организационных аспектов получения гражданами России образования на условиях полной или частичной компенсации затрат на обучение. Прежде всего, это связано с отсутствием в законе Российской Федерации "Об образовании" единых финансово-экономических подходов к определению стоимости обучения, так и с отсутствием единого регистра тарифов стоимости обучения по различным специальностям, и возможности централизованного и заблаговременного информирования абитуриентов и их родителей об условиях получения профессионального образования на условиях кредитования.
В июле 2000 года Сбербанком Росси был разработан и утвержден порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Однако, система Сбербанка России не получила широкого распространения. Такая ситуация обусловлена рядом факторов:
Во-первых, очень высокая процентная ставка - 19 % годовых. Величина процентной ставки устанавливается Комитетом Сбербанка России по процентным ставкам и лимитам и утверждается Правлением Сбербанка России. Государство практически не влияет на установление процентной ставки. Такие условия мало приемлемы для большинства российских семей.
Во-вторых, Сбербанк России требует, чтобы в договоре между обучающимся и образовательным учреждением обязательно были оговорены условия индексации возмещения затрат по организации учебного процесса, что в свою очередь приведет к индексации объема кредитования в сторону увеличения. Сам кредит оформляется в виде договора об открытии кредитной линии.
В-третьих, лимит суммы кредитной линии зависит от платежеспособности заемщика.
В-четвертых, обеспечение возврата кредита основано на системе поручительства физических лиц, имеющих постоянный источник дохода или юридических лиц - платежеспособных предприятий и организаций - клиентов банка, являющихся работодателями представителей учащегося, или залога ликвидного имущества (объекты недвижимости, транспортные средства и др.). Такие условия поручительства или залога отпугивают большинство российских семей.
В-пятых, общая сумма по кредиту не может превышать 70 % стоимости обучения за полный период обучения в образовательном учреждении.
Условия кредитования, предложенные Сбербанком России, во многом обусловлены отсутствием государственных гарантий как для граждан, так и для кредитных организаций, для которых велики риски невозвратности. Естественно, что в совокупности все указанные причины не позволяют обеспечить широкое внедрение системы кредитования в сфере образования.
Для решения указанной проблемы необходимо принятие федерального закона, регулирующего условия и порядок предоставления и возврата образовательных кредитов, права и обязанности кредитных организаций и заемщиков, меры государственной поддержки обеспечения возврата кредитов и предоставления их на льготных условиях.
Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с изложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов.
В настоящее время предоставление кредита на образование регулируется общегражданским законодательством (§2 гл. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации), которое рассчитано на кредитные отношения вне зависимости от целей, на которые должны расходоваться полученные взаймы денежные средства. Поэтому образовательный кредит в большей части регулируется каждым банком для себя.
Отсутствие в действующем гражданском законодательстве приемлемого правового регулирования образовательного кредита, установление единых для всех заемщиков правил предоставления кредита на образование, обеспечение его доступности для граждан независимо от их имущественного положения, с одной стороны, и снижение банковского риска невозврата, с другой стороны, обусловили необходимость разработки и принятия настоящего закона.
В законы предполагается определить виды образовательного кредита: кредит собственно на обучение и кредит на бытовые расходы студента во время обучения (питание, жилье, одежду и т.п.). Для каждого из них предусматриваются особенности правового регулирования в части суммы кредита, сроков перечисления банком очередного платежа порядка исполнения банком обязанности его перечислить.
Доступность получения образовательного кредита предполагается обеспечить рядом положений: признания договора образовательного кредита публичным договором; закрепления предельного размера процента по кредиту, который должен быть ниже ставки рефинансирования; предоставления заемщику отсрочки возврата кредита до начала трудовой деятельности и его погашения в рассрочку, то есть периодическими платежами.
Большая роль в создании действенного механизма образовательного кредитования отводится государству. Оно должно компенсировать банкам поддержание процента по кредиту на уровне ниже ставки рефинансирования. В исключительных случаях на государство возлагается субсидиарная ответственность перед банком по долгам заемщика. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
Внедрение образовательного кредитования при условии государственной поддержки этой системы позволят оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование профессионального образования, повысить их эффективность за счет концентрации на приоритетных направлениях развития и модернизации, перейти на гибкие условия софинансирования профессионального образования, что будет иметь позитивные социально-экономические последствия.
Риски отрицательных социально-экономических последствий, в частности, для граждан, связанные с распространением мнения о переходе на системы платного образования, а для кредитных организаций - с опасениями невозврата кредита, могут быть компенсированы государственным правовым регулированием процесса образовательного кредитования, предоставлением государственных гарантий и в отдельных случаях субсидиарной ответственности государства, льготированием процентных ставок и снижением уровня залоговых обязательств, что делает образовательные кредиты доступными для граждан и выгодными для кредитных организаций.
Политические последствия определяются успешностью формирования общественного мнения о поддержке государством равных возможностей получения качественного образования, в том числе для детей из малообеспеченных семей за счет развития системы кредитования.
Позитивные юридические последствия связаны с введением системы судебной защиты граждан и безноса# в сфере образовательного кредитования, которое носит долгосрочный характер, а потому зависимо от многих социально-политических и экономических условий.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит создать реальный механизм образовательного кредитования, о котором только заявлено в Законе Российской Федерации "Об образовании", но конкретных механизмов не предусмотрено.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "Об образовательных кредитах"
Внедрение банковского образовательного кредитования при условии государственной поддержки позволяет оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование профессионального образования, перейти на гибкие условия софинансирования профессионального образования. Бюджетные средства, вложенные в государственную поддержку образовательного кредитования, позволяют, как минимум, в десять раз увеличить объем привлекаемых в сферу профессионального образования ресурсов. Банковский кредит выдается в размере стоимости обучения, а государство обеспечивает субсидирование процентов, гарантии по кредитам, компенсацию процентов на время службы в Вооруженных силах для призванных выпускников вузов, финансирование уполномоченного органа и ведение реестра заемщиков (при необходимости).
К преимуществам такого варианта следует отнести использование инфраструктуры банков, косвенные социальные эффекты, такие как ответственное отношение к выбору специальности и успеваемость в процессе учебы, поскольку затраченные на образование средства придется возвращать из будущих доходов, навыки "жизни в кредит", накопление кредитных историй. Снятие ограничений для заемщика, таких как поручительства или залог, позволяет брать кредит независимо от текущего благосостояния семьи под будущие доходы выпускника, не подвергать риску накопленное имущество семьи. Тем самым расширяется доступность профессионального образования. Образовательное кредитование рассматривается как дополнительный механизм ресурсного обеспечения профессионального образования, он не замещает законодательно установленные нормы обучения студентов за счет бюджетных средств на конкурсной основе.
Проектом федерального закона "Об образовательных кредитах" предусмотрены следующие меры государственной поддержки, требующие дополнительных расходов федерального бюджета:
- субсидирование процентов по образовательному кредиту на уровне ниже ставки рефинансирования;
- субсидиарная ответственность перед банком по долгам заемщика, которая в отдельных случаях возлагается на государство.
Субсидирование процентов по образовательному кредиту на уровне ниже ставки рефинансирования ЦБ может ежегодно предусматриваться в федеральном законе "О федеральном бюджете" по статье 130000 - "субсидии, субвенции и текущие трансферты".
При расчете затрат на субсидирование процентов были приняты следующие гипотезы:
1. Количество студентов, берущих основной образовательный кредит, составляет:
- 20 тысяч из числа обучающихся на 1-й ступени высшего образования (бакалавриат), продолжительность обучения - 4 года;
- 10 тысяч из числа обучающихся на 2-й ступени (магистратура), продолжительность обучения - 2 года.
Стабилизация общего количества взятых образовательных кредитов на уровне 100-105 тыс. основана на анализе динамики поступления выпускников школ, ПТУ и техникумов в вузы. Данные за 2002 год приведены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о поступлении выпускников в вузы (2002 г.) | ||||
Принято, тыс. чел. | ||||
всего | окончив- ших школы в текущем году |
окончив- ших ПТУ в текущем году |
окончив- ших ссузы в текущем году |
|
Вузы государственные | 1299,9 | 686,60 | 28,10 | 159,40 |
Доля в приеме, % | 52,82 | 2,16 | 12,26 | |
Вузы негосударственные | 204,0 | 96,30 | 6,50 | 26,50 |
Доля в приеме, % | 47,21 | 3,19 | 12,99 | |
Всего по вузам | 1503,9 | 782,90 | 34,60 | 185,90 |
Доля в приеме, % | 52,06 | 2,30 | 12,36 | |
Государственные учреждения СПО |
860,7 | 343,90 | 25,90 | |
Доля в приеме, % | 39,96 | 3,01 | ||
Учреждения НПО | 842,0 | 174,00 | ||
Доля в приеме, % | 20,67 | |||
Численность выпускников школ |
1477,0 | |||
Всего выпускников школ, поступивших в учреждения профессионального образования |
1300,80 | |||
В том числе: | ||||
в вузы, % | 60,19 | |||
в ссузы, % | 26,44 | |||
в учреждения НПО, % | 13,38 | |||
Численность выпускников школ, не поступивших в учреждения профессионального образования |
176,20 | |||
Резерв выпускников школ для поступления в вузы в соответствии со сложившейся пропорцией |
106,05 |
2. Количество студентов, берущих кредит на социальные нужды (сопутствующий кредит), составляет 15 тысяч, в основном, из числа обучающихся на бакалавра.
3. Ежегодно количество студентов, берущих образовательные и сопутствующие кредиты, увеличивается на 5% и стабилизируется к 5-му году функционирования системы образовательного кредитования.
4. Норматив образовательного кредита, утверждаемого Правительством РФ, принят в расчетах на уровне следующих размеров:
для бакалавра - 30 тыс. руб. в год,
для магистра - 45 тыс. руб. в год,
сопутствующий кредит - 30 тыс. руб. в год (2500 рублей в месяц из расчета прожиточного минимума).
5. Размер норматива образовательного кредита ежегодно увеличивается на 10% в течение первых пяти лет (в соответствии прогнозируемыми индексами-дефляторами). В последующие годы увеличение норматива составляет 5% в год.
6. Государство субсидирует 4% годовых (1-й вариант) или 7% годовых (2-й вариант). Варианты основаны на предложениях законопроекта - величина максимальной процентной ставки устанавливается Правительством РФ и не может превышать ставку рефинансирования ЦБ в 1-ом варианте минус 2 процента, во 2-ом варианте - минус 5 процентов. Ставка выплачиваемых уполномоченным органом процентных платежей определяется как разница между ставкой рефинансирования плюс два процента (за обслуживание кредита) и максимальной процентной ставкой. Следовательно, в 1-м варианте для студента ставка процента ниже ставки рефинансирования на 2%, а государство субсидирует 4% годовых, во 2-м варианте - на 5%, а государство субсидирует 7% годовых.
7. Возврат кредита производится в течение 5 лет после окончания обучения. Для расчетов принят средний срок возврата, он может быть и больше и меньше, главное, что при согласии банка-агента кредит может быть возвращен и досрочно без штрафных санкций.
Расчеты расходов на первые девять лет функционирования системы образовательного кредитования на базе принятых гипотез приведены в табл. 2. Расчеты производились в двух вариантах: при размере государственной поддержки в 4% годовых и 7% годовых.
Таблица 2.
Расчет
расходов федерального бюджета на меры государственной поддержки по выплате банковских процентов за образовательный кредит по годам
Кол-во студен- тов |
Сумма кредита тыс.руб. |
Общая сумма, тыс.руб. |
1 вариант - 4% годовых |
2 вариант - 7% годовых |
|
1-й год | |||||
Бакалавриат | 20000 | 30,000 | 600000 | 24000 | 42000 |
Магистратура | 10000 | 45,000 | 450000 | 18000 | 31500 |
Сопутствующий кредит | 15000 | 30,000 | 450000 | 18000 | 31500 |
Итого по 1-му году | 60000 | 105000 | |||
2-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 21000 | 33,000 | 693000 | 27720 | 48510 |
Магистратура, 1 курс | 10500 | 49,500 | 519750 | 20790 | 36382,5 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
15750 | 33,000 | 519750 | 20790 | 36382,5 |
Бакалавриат, 2-й курс | 20000 | 33,000 | 1260000 | 50400 | 88200 |
Магистратура, 2-й курс | 10000 | 49,500 | 945000 | 37800 | 66150 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
15000 | 33,000 | 945000 | 37800 | 66150 |
Итого по 2-му году | 195300 | 341775 | |||
3-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 22050 | 36,300 | 800415 | 32016,6 | 56029,05 |
Магистратура, 1 курс | 11025 | 54,450 | 600311,3 | 24012,45 | 42021,79 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
16537,5 | 36,300 | 600311,3 | 24012,45 | 42021,79 |
Бакалавриат, 2-й курс | 21000 | 36,300 | 1455300 | 58212 | 101871 |
Магистратура, 2-й курс | 10500 | 54,450 | 1091475 | 43659 | 76403,25 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
15750 | 36,300 | 1091475 | 43659 | 76403,25 |
Бакалавриат, 3-й курс | 20000 | 36,300 | 1986000 | 79440 | 139020 |
Магистратура, 1 год возврата |
10000 | 850500 | 34020 | 59535 | |
Сопутствующий кредит, 3 курс |
15000 | 36,300 | 1489500 | 59580 | 104265 |
Итого по 3-му году | 398611,5 | 697570,1 | |||
4-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 23153 | 39,930 | 924479,3 | 36979,17 | 64713,55 |
Магистратура, 1 курс | 11576 | 59,895 | 693359,5 | 27734,38 | 48535,16 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
17364 | 39,930 | 693359,5 | 27734,38 | 48535,16 |
Бакалавриат, 2-й курс | 22050 | 39,930 | 1680872 | 67234,86 | 117661 |
Магистратура, 2-й курс | 11025 | 59,895 | 1260654 | 50426,15 | 88245,75 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
16538 | 39,930 | 1260654 | 50426,15 | 88245,75 |
Бакалавриат, 3-й курс | 21000 | 39,930 | 2293830 | 91753,2 | 160568,1 |
Магистратура, 1 год возврата |
10500 | 0,000 | 982327,5 | 39293,1 | 68762,93 |
Сопутствующий кредит, 3 курс |
15750 | 39,930 | 1720373 | 68814,9 | 120426,1 |
Бакалавриат, 4 курс | 20000 | 39,930 | 2784600 | 111384 | 194922 |
Магистратура, 2 год возврата |
10000 | 0,000 | 661500 | 26460 | 46305 |
Сопутствующий кредит, 4 курс |
15000 | 39,930 | 2088450 | 83538 | 146191,5 |
Итого по 4-му году | 193956 | 681778,3 | 1193112 | ||
5-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 23153 | 43,923 | 1016927 | 40677,09 | 71184,91 |
Магистратура, 1 курс | 11576 | 65,885 | 762695,4 | 30507,82 | 53388,68 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
17364 | 43,923 | 762695,4 | 30507,82 | 53388,68 |
Бакалавриат, 2-й курс | 23153 | 43,923 | 1941407 | 77656,26 | 135898,5 |
Магистратура, 2-й курс | 11576 | 65,885 | 1456055 | 58242,2 | 101923,8 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
17364 | 43,923 | 1456055 | 58242,2 | 101923,8 |
Бакалавриат, 3-й курс | 22050 | 43,923 | 2649374 | 105974,9 | 185456,2 |
Магистратура, 1 год возврата |
11025 | 0,000 | 1134588 | 45383,53 | 79421,18 |
Сопутствующий кредит, 3 курс |
16538 | 43,923 | 1987030 | 79481,21 | 139092,1 |
Бакалавриат, 4 курс | 21000 | 43,923 | 3216213 | 128648,5 | 225134,9 |
Магистратура, 2 год возврата |
10500 | 0,000 | 764032,5 | 30561,3 | 53482,28 |
Сопутствующий кредит, 4 курс |
15750 | 43,923 | 2412160 | 96486,39 | 168851,2 |
Бакалавриат, 1 год возврата |
20000 | 0,000 | 2506140 | 100245,6 | 175429,8 |
Магистратура, 3 год возврата |
10000 | 0,000 | 472500 | 18900 | 33075 |
Сопутствующий кредит, 1 год возврата |
15000 | 0,000 | 1879605 | 75184,2 | 131572,4 |
Итого по 5-му году | 976699,1 | 1709223 | |||
6-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 23153 | 46,119 | 1067774 | 42710,94 | 74744,15 |
Магистратура, 1 курс | 11576 | 69,179 | 800830,2 | 32033,21 | 56058,12 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
17364 | 46,119 | 800830,2 | 32033,21 | 56058,12 |
Бакалавриат, 2-й курс | 23153 | 46,119 | 2084701 | 83388,04 | 145929,1 |
Магистратура, 2-й курс | 11576 | 69,179 | 1563526 | 62541,03 | 109446,8 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
17364 | 46,119 | 1563526 | 62541,03 | 109446,8 |
Бакалавриат, 3-й курс | 23153 | 46,119 | 3009180 | 120367,2 | 210642,6 |
Магистратура, 1 год возврата |
11576 | 0,000 | 1310449 | 52417,98 | 91731,46 |
Сопутствующий кредит, 3 курс |
17364 | 46,119 | 2256885 | 90275,41 | 157982 |
Бакалавриат, 4 курс | 22050 | 46,119 | 3666301 | 146652 | 256641,1 |
Магистратура, 2 год возврата |
11025 | 0,000 | 882457,5 | 35298,3 | 61772,03 |
Сопутствующий кредит, 4 курс |
16538 | 46,119 | 2749726 | 109989 | 192480,8 |
Бакалавриат, 1 год возврата |
21000 | 0,000 | 2894592 | 115783,7 | 202621,4 |
Магистратура, 3 год возврата |
10500 | 0,000 | 545737,5 | 21829,5 | 38201,63 |
Сопутствующий кредит, 1 год возврата |
15750 | 0,000 | 2170944 | 86837,75 | 151966,1 |
Бакалавриат, 2 год возврата |
20000 | 0,000 | 1949220 | 77968,8 | 136445,4 |
Магистратура, 4 год возврата |
10000 | 0,000 | 283500 | 11340 | 19845 |
Сопутствующий кредит, 2 год возврата |
15000 | 0,000 | 1461915 | 58476,6 | 102334,1 |
Итого по 6-му году | 1242484 | 2174347 | |||
7-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 23153 | 48,425 | 1121162 | 44846,49 | 78481,36 |
Магистратура, 1 курс | 11576 | 72,638 | 840871,7 | 33634,87 | 58861,02 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
17364 | 48,425 | 840871,7 | 33634,87 | 58861,02 |
Бакалавриат, 2-й курс | 23153 | 48,425 | 2188936 | 87557,44 | 153225,5 |
Магистратура, 2-й курс | 11576 | 72,638 | 1641702 | 65668,08 | 114919,1 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
17364 | 48,425 | 1641702 | 65668,08 | 114919,1 |
Бакалавриат, 3-й курс | 23153 | 48,425 | 3205863 | 128234,5 | 224410,4 |
Магистратура, 1 год возврата |
11576 | 0,000 | 1407173 | 56286,92 | 98502,12 |
Сопутствующий кредит, 3 курс |
17364 | 48,425 | 2404397 | 96175,9 | 168307,8 |
Бакалавриат, 4 курс | 23153 | 48,425 | 4130343 | 165213,7 | 289124 |
Магистратура, 2 год возврата |
11576 | 0,000 | 1019238 | 40769,54 | 71346,69 |
Сопутствующий кредит, 4 курс |
17364 | 48,425 | 3097757 | 123910,3 | 216843 |
Бакалавриат, 1 год возврата |
22050 | 0,000 | 3299671 | 131986,8 | 230977 |
Магистратура, 3 год возврата |
11025 | 0,000 | 630326,8 | 25213,07 | 44122,88 |
Сопутствующий кредит, 1 год возврата |
16538 | 0,000 | 2474753 | 98990,12 | 173232,7 |
Бакалавриат, 2 год возврата |
21000 | 0,000 | 2251349 | 90053,96 | 157594,4 |
Магистратура, 4 год возврата |
10500 | 0,000 | 327442,5 | 13097,7 | 22920,98 |
Сопутствующий кредит, 2 год возврата |
15750 | 0,000 | 1688512 | 67540,47 | 118195,8 |
Бакалавриат, 3 год возврата |
20000 | 0,000 | 1392300 | 55692 | 97461 |
Магистратура, 5 год возврата |
10000 | 0,000 | 94500 | 3780 | 6615 |
Сопутствующий кредит, 3 год возврата |
15000 | 0,000 | 1044225 | 41769 | 73095,75 |
Итого по 7-му году | 1469724 | 2572017 | |||
8-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 23153 | 50,846 | 1177220 | 47088,82 | 82405,43 |
Магистратура, 1 курс | 11576 | 76,270 | 882915,3 | 35316,61 | 61804,07 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
17364 | 50,846 | 882915,3 | 35316,61 | 61804,07 |
Бакалавриат, 2-й курс | 23153 | 50,846 | 2298383 | 91935,31 | 160886,8 |
Магистратура, 2-й курс | 11576 | 76,270 | 1723787 | 68951,48 | 120665,1 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
17364 | 50,846 | 1723787 | 68951,48 | 120665,1 |
Бакалавриат, 3-й курс | 23153 | 50,846 | 3366156 | 134646,3 | 235630,9 |
Магистратура, 1 год возврата |
11576 | 0,000 | 1477532 | 59101,27 | 103427,2 |
Сопутствующий кредит, 3 курс |
17364 | 50,846 | 2524617 | 100984,7 | 176723,2 |
Бакалавриат, 4 курс | 23153 | 50,846 | 4383084 | 175323,3 | 306815,9 |
Магистратура, 2 год возврата |
11576 | 0,000 | 1094468 | 43778,72 | 76612,76 |
Сопутствующий кредит, 4 курс |
17364 | 50,846 | 3287313 | 131492,5 | 230111,9 |
Бакалавриат, 1 год возврата |
23153 | 0,000 | 3717308 | 148692,3 | 260211,6 |
Магистратура, 3 год возврата |
11576 | 0,000 | 728027,5 | 29121,1 | 50961,92 |
Сопутствующий кредит, 1 год возврата |
17364 | 50,846 | 2787981 | 111519,2 | 195158,7 |
Бакалавриат, 2 год возврата |
22050 | 0,000 | 2566411 | 102656,4 | 179648,7 |
Магистратура, 4 год возврата |
11025 | 0,000 | 378196,1 | 15127,84 | 26473,73 |
Сопутствующий кредит, 2 год возврата |
16538 | 0,000 | 1924808 | 76992,32 | 134736,6 |
Бакалавриат, 3 год возврата |
21000 | 0,000 | 1608107 | 64324,26 | 112567,5 |
Магистратура, 5 год возврата |
10500 | 0,000 | 109147,5 | 4365,9 | 7640,325 |
Сопутствующий кредит, 3 год возврата |
15750 | 0,000 | 1206080 | 48243,2 | 84425,59 |
Бакалавриат, 4 год возврата |
20000 | 0,000 | 835380 | 33415,2 | 58476,6 |
Сопутствующий кредит, 4 год возврата |
15000 | 0,000 | 626535 | 25061,4 | 43857,45 |
Итого по 8-му году | 1652406 | 2891711 | |||
9-й год | |||||
Бакалавриат, 1 курс | 23153 | 53,389 | 1236081 | 49443,26 | 86525,7 |
Магистратура, 1 курс | 11576 | 80,083 | 927061,1 | 37082,44 | 64894,28 |
Сопутствующий кредит, 1 курс |
17364 | 53,389 | 927061,1 | 37082,44 | 64894,28 |
Бакалавриат, 2-й курс | 23153 | 53,389 | 2413302 | 96532,07 | 168931,1 |
Магистратура, 2-й курс | 11576 | 80,083 | 1809976 | 72399,06 | 126698,3 |
Сопутствующий кредит, 2 курс |
17364 | 53,389 | 1809976 | 72399,06 | 126698,3 |
Бакалавриат, 3-й курс | 23153 | 53,389 | 3534464 | 141378,6 | 247412,5 |
Магистратура, 1 год возврата |
11576 | 0,000 | 1551408 | 62056,33 | 108598,6 |
Сопутствующий кредит, 3 курс |
17364 | 53,389 | 2650848 | 106033,9 | 185559,4 |
Бакалавриат, 4 курс | 23153 | 53,389 | 4602238 | 184089,5 | 322156,6 |
Магистратура, 2 год возврата |
11576 | 0,000 | 1149191 | 45967,65 | 80443,4 |
Сопутствующий кредит, 4 курс |
17364 | 53,389 | 3451678 | 138067,1 | 241617,5 |
Бакалавриат, 1 год возврата |
23153 | 0,000 | 3944775 | 157791 | 276134,3 |
Магистратура, 3 год возврата |
11576 | 0,000 | 781762,8 | 31270,51 | 54723,4 |
Сопутствующий кредит, 1 год |
17364 | 0,000 | 2958581 | 118343,3 | 207100,7 |
Бакалавриат, 2 год возврата |
23153 | 0,000 | 2891240 | 115649,6 | 202386,8 |
Магистратура, 4 год возврата |
11576 | 0,000 | 436816,5 | 17472,66 | 30577,15 |
Сопутствующий кредит, 2 возврата |
17364 | 0,000 | 2168430 | 86737,19 | 151790,1 |
Бакалавриат, 3 год возврата |
22050 | 0,000 | 1833150 | 73326,02 | 128320,5 |
Магистратура, 5 год возврата |
11025 | 0,000 | 126065,4 | 5042,615 | 8824,575 |
Сопутствующий кредит, 3 год |
16538 | 0,000 | 1374863 | 54994,51 | 96240,4 |
Бакалавриат, 4 год возврата |
21000 | 0,000 | 964863,9 | 38594,56 | 67540,47 |
Сопутствующий кредит, 4 год |
15750 | 0,000 | 723647,9 | 28945,92 | 50655,35 |
Бакалавриат, 5 год возврата |
20000 | 0,000 | 278460 | 11138,4 | 19492,2 |
Сопутствующий кредит, 5 год возврата |
15000 | 0,000 | 208845 | 8353,8 | 14619,15 |
Итого по 9-му году | 1790191 | 3132835 |
Таким образом, за 9 лет стабилизируется система расходов федерального бюджета на субсидирование процентов по образовательному кредитованию и заканчивается первый цикл возвратов кредитов для бакалавриата и более двух циклов для магистратуры. Речь идет о том, что, исходя из принятых гипотез, даже те студенты бакалавриата, которые взяли кредит 9 лет назад, уже успевают его возвратить.
Оценка платежей для выплаты процентов по образовательным кредитам в зависимости от стоимости обучения в престижных столичных и региональных вузах приведена в табл. 3. При расчете были приняты следующие условия:
11% годовых за сумму кредита в пределах нормативного (льготируемого государством) размера стоимости обучения;
15% годовых за сумму кредита, превышающего установленный льготный норматив;
расчеты произведены исходя из оценки нормативов на 2005 год, указанных выше.
Таблица 3
Проценты за кредит на оплату обучения, выплачиваемые во время обучения
/---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| | |Кол-во| Сумма |Выплаты %|Выплаты | Общая | Сумма |Выплаты |Выплаты | Общая | Сумма |Выплаты | Общая |
| | | мес. |кредита,|в месяц, | % в | сумма |кредита, | % в | % в | сумма |кредита,| % в | сумма |
| | | | руб. | при 11% | месяц, |процен- | руб. | месяц, | месяц, |процентов| руб. | месяц, |процен- |
| | | | |годовых, |при 15% | тов, | |при 11% |при 15% | , руб. | |при 11% | тов, |
| | | | | руб. |годовых,| руб. | |годовых,|годовых,| | |годовых,| руб. |
| | | | | | руб. | | | руб. | руб. | | | руб. | |
|--------------------------+------+------------------------------------+-------------------------------------+--------------------------|
|Полный бакалавриат | | Стоимость обучения 150 тыс. руб. в |Стоимость обучения 60 тыс.руб. в год |Стоимость обучения 30 тыс.|
| | | год | | руб. в год |
|--------------------------+------+------------------------------------+-------------------------------------+--------------------------|
|1 -й год |1 семестр | 5| 75000| 275,0| 562,5| 4187,5| 30000| 275,0| 0,0| 1375,0| 15000| 137,5| 687,5|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
| |2 семестр | 7| 150000| 275,0| 1500,0| 12425,0| 60000| 275,0| 375,0| 4550,0| 30000| 275,0| 1925,0|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|Итого за 1-й| | | | | | 16612,5| | | | 5925,0| | | 2612,5|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|2-й год |3 семестр | 5| 225000| 550,0| 2062,5| 13062,5| 90000| 550,0| 375,0| 4625,0| 45000| 412,5| 2062,5|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
| |4 семестр | 7| 300000| 550,0| 3000,0| 24850,0| 120000| 550,0| 750,0| 9100,0| 60000| 550,0| 3850,0|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|Итого за 2-й| | | | | | 37912,5| | | | 13725,0| | | 5912,5|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|3-й год |5 семестр | 5| 375000| 825,0| 3562,5| 21937,5| 150000| 825,0| 750,0| 7875,0| 75000| 687,5| 3437,5|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
| |6 семестр | 7| 450000| 825,0| 4500,0| 37275,0| 180000| 825,0| 1125,0| 13650,0| 90000| 825,0| 5775,0|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|Итого за 3-й| | | | | | 59212,5| | | | 21525,0| | | 9212,5|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|4-й год |7 семестр | 5| 525000| 1100,0| 5062,5| 30812,5| 210000| 1100,0| 1125,0| 11125,0| 105000| 962,5| 4812,5|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
| |8 семестр | 7| 600000| 1100,0| 6000,0| 49700,0| 240000| 1100,0| 1500,0| 18200,0| 120000| 1100,0| 7700,0|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|Итого за 4-й| | | | | | 80512,5| | | | 29325,0| | | 12512,5|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
| |Всего | | | | |194250,0| | | | 70500,0| | | 30250,0|
|--------------------------+------+------------------------------------+-------------------------------------+--------------------------|
|Половина срока| |Стоимость обучения 150 тыс. руб. в|Стоимость обучения 60 тыс. руб. в год|Стоимость обучения 30|
|бакалавриата | |год | |тыс.руб. в год |
|--------------------------+------+------------------------------------+-------------------------------------+--------------------------|
|3-й год |5 семестр | 5| 75000| 275,0| 562,5| 4187,5| 30000| 275,0| 0,0| 1375,0| 15000| 137,5| 687,5|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
| |6 семестр | 7| 150000| 275,0| 1500,0| 12425,0| 60000| 275,0| 375,0| 4550,0| 30000| 275,0| 1925,0|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|Итого за один| | | | | | 16612,5| | | | 5925,0| | | 2612,5|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|4-й год |7 семестр | 5| 225000| 550,0| 2062,5| 13062,5| 90000| 550,0| 375,0| 4625,0| 45000| 412,5| 2062,5|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
| _ |8 семестр | 7| 300000| 550,0| 3000,0| 24850,0| 120000| 550,0| 750,0| 9100,0| 60000| 550,0| 3850,0|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+--------|
|Итого за 2-й| | | | | | 37912,5| | | | 13725,0| | | 5912,5|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------\
| |Всего | | | | | 54525,0| | | | 19650,0| | | 8525,0|
|--------------------------+------+------------------------------------+-------------------------------------+---------------------------|
|Магистратура | |Стоимость обучения 225 тыс. руб. в|Стоимость обучения 90 тыс. руб. в год|Стоимость обучения 45 тыс.|
| | |год | |руб. в год |
|--------------------------+------+------------------------------------+-------------------------------------+---------------------------|
|1-й год |1 семестр | 5| 112500| 412,5| 843,75| 6281,3| 45000| 412,5| 0| 2062,5| 22500| 206,25| 1031,3|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------|
| |2 семестр | 7| 225000| 412,5| 2250| 18637,5| 90000| 412,5| 562,5| 6825,5| 45000| 412,5| 2887,5|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------|
|Итого за 1-й| | | | | | 24918,8| | | | 8887,5| | | 3918,8|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------|
|2-й год |3 семестр | 5| 337500| 825,0| 3093,75| 19593,8| 135000| 825,0| 562,5| 6937,5| 67500| 618,75| 3093,8|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------|
| |4 семестр | 7| 450000| 825,0| 4500| 37275,0| 180000| 825,0| 1125| 13650,0| 90000| 825,0| 5775,0|
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------|
|Итого за 2-й| | | | | | 56868,8| | | | 20587,5| | | 8868,8|
|год | | | | | | | | | | | | | |
|---------------+----------+------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---------|
| |Всего | | | | | 81787,5| | | | 29475,0| | | 12787,5|
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Для определения размера кредита, адекватного будущим заработкам заемщика, были произведены расчеты, результаты которых приведены в табл.4:
Таблица 4.
Размер кредита в зависимости от размера ежемесячного дохода
Сумма заработка , руб./мес. |
% заработ- ка на погаше- ние кредита и процен- тов |
Общий размер кредита, руб. |
Величина первого платежа, руб. |
Величина последне- го платежа, руб. |
Годовой размер кредита, руб. (стоимость образования в год в бакалавриа- те) |
Годовой размер кредита, руб. (стоимость образования в год в магистрату- ре) |
5000 | 20 | 40000 | 1000 | 667 | 10000 | 20000 |
10000 | 20 | 80000 | 2000 | 1333 | 20000 | 40000 |
15000 | 25 | 150000 | 3750 | 2500 | 37500 | 75000 |
20000 | 25 | 200000 | 5000 | 3333 | 50000 | 100000 |
25000 | 35 | 350000 | 8750 | 5833 | 87500 | 175000 |
30000 | 40 | 480000 | 12000 | 8000 | 120000 | 240000 |
Как видно из табл. 4, студенты с предполагаемым будущим доходом на уровне 5 тыс. рублей в месяц смогут возвратить кредит в сумме не более 40 тыс. руб. за весь срок обучения, т.е. в бакалавриате примерно 10 тыс. руб. в год. Это существенно ниже (примерно в 2 раза) существующего среднего уровня финансирования высшего образования в расчете на 1 студента. Поэтому кредитование на этих условиях стимулирует развитие так называемого псевдообразования. Кроме того, люди с низкими доходами не имеют склонности брать кредиты, как показывают результаты социологических опросов. Следовательно, кредитная система может эффективно работать только для студентов, рассчитывающих на будущие заработки выше среднего уровня. Бюджетная сфера - учителя, врачи, библиотекари и т.д. - имеет очень низкий уровень зарплат, поэтому подготовка по этим специальностям должна, в первую очередь, финансироваться за счет федерального бюджета из расчета законодательной нормы 170 студентов, обучающихся на бюджетных местах на 10000 населения. Следовательно, кредитные механизмы эффективны для повышения доступности качественного образования студентам, ориентированным на работу в рыночном секторе экономики.
Тем самым кредитные механизмы на данном этапе дополняют бюджетное финансирование образования, обеспечивают привлечение в сферу образования внебюджетных средств.
Оценка предполагаемых расходов федерального бюджета для удовлетворения требований при наступлении субсидиарной ответственности государства в случаях устойчивой потери трудоспособности и длительной невозможности трудоустроиться производилась на основании статистических данных:
- количество инвалидов в трудоспособном возрасте, которые не могут работать, составляет 2,9% (общее число инвалидов - 7,3%, из них инвалиды 1 группы - 13%, инвалиды 2 группы без права работать - 27%);
- общее количество безработных с высшим образованием в трудоспособном возрасте от экономически активного населения составляет 0,9% (общее количество безработных - 8,8%, из них с высшим образованием - 10,4%);
- при оценке размера федерального бюджета на образование учитывались рост ВВП и размер инфляции.
Таким образом, по указанным причинам субсидиарная ответственность государства может быть в 3,8% случаев.
Оценка суммарных расходов федерального бюджета на субсидирование процентов за образовательный кредит и субсидиарную ответственность приведена в табл. 5.
Таблица 5.
Оценка расходов федерального бюджета на меры государственной поддержки образовательного кредита
Годы | Субсидирование процентов, тыс. руб. |
Расходы на случаи субсидиарной ответственно- сти, тыс. руб. |
Оценка расходов федерального бюджета на образование, тыс. руб. |
Доля расходов на меры государстве- нной поддержки по 1 варианту, % |
Доля расходов на меры государстве- нной поддержки по 2 варианту, % |
Количест- во обучающи- хся студентов , взявших кредит на обучение |
|
вариант 1 - 4% годовых |
вариант 2 - 7% годовых |
||||||
1 | 60000,0 | 105000,0 | 0,0 | 154456613,5 | 0,04 | 0,07 | 30000 |
2 | 195300,0 | 341775,0 | 0,0 | 154456613,5 | 0,13 | 0,22 | 61500 |
3 | 398611,5 | 697570,1 | 32319,0 | 154456613,5 | 0,28 | 0,47 | 84575 |
4 | 681778,3 | 1193112,0 | 62465,4 | 154456613,5 | 0,48 | 0,81 | 108804 |
5 | 976699,1 | 1709223,4 | 256760,9 | 154456613,5 | 0,80 | 1,27 | 112508 |
6 | 1242483,7 | 2174346,5 | 436955,0 | 171446841,0 | 0,98 | 1,52 | 132024 |
7 | 1469723,8 | 2572016,7 | 593920,6 | 190305993,5 | 1,08 | 1,66 | 115763 |
8 | 1652406,3 | 2891711,1 | 724279,2 | 211239652,8 | 1,13 | 1,71 | 115763 |
9 | 1790191,5 | 3132835,1 | 812899,8 | 234476014,6 | 1,11 | 1,68 | 115763 |
График предполагаемой доли затрат федерального бюджета на меры государственной поддержки образовательного кредитования приведен на Рис. 4.1. Как видно из табл. 5 и рис. 4.1, доля расходов федерального бюджета достигает максимума на 8-й год. Это связано со стабилизацией расходов и предполагаемым ростом ВВП и, соответственно, расходов федерального бюджета на образование. В целом, "стоимость" государственной поддержки образовательного кредитования при заданных гипотезах по 1-му варианту (4% годовых) составляет 1,1% расходов федерального бюджета на образование и по 2-му варианту (7% годовых) - 1,7% расходов федерального бюджета на образование.
Оценка расходов федерального бюджета на меры государственной поддержки образовательного кредита
Годы | Субсидирование процентов, тыс. руб. | Расходы на случаи субсидиарной ответственности, тыс. руб. |
|
вариант 1 - 4% | вариант 2 - 7% | ||
1 | 60000,0 | 105000,0 | 0,0 |
2 | 195300,0 | 341775,0 | 0,0 |
3 | 398611,5 | 697570,1 | 32319,0 |
4 | 681778,3 | 1193112,0 | 62465,4 |
5 | 976699,1 | 1709223,4 | 256760,9 |
6 | 1242483,7 | 2174346,5 | 436955,0 |
7 | 1469723,8 | 2572016,7 | 593920,6 |
8 | 1652406,3 | 2891711,1 | 724279,2 |
9 | 1790191,5 | 3132835,1 | 812899,8 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об образовательных кредитах"
Принятие федерального закона "Об образовательных кредитах" потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
1. Федеральный закон "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607), абзац седьмой пункта 16 статьи 28.
2. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; 2003, N 19, ст. 1749; N 28, ст. 2879), подпункт 1 пункта 1 статьи 212; подпункт 2 пункта 1 статьи 219.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.